Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в

В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результате естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет животных предков и, следовательно, его потребности формировались, на основе потребностей животныхю

Социальный дарвинизм попытался свести закономерности развития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособленных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считается Т.Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем — Герберт Спенсер (1820-1903).

Другой вариант объяснения природы человека и его потребностей был предложен великим австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939)'. Согласно созданному им учению — психоанализу,— в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение — либидо, скрытое в подсознательных слоях психики.

В науке XX в. получила широкое подтверждение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой доятельности, — трудовая теория антропосоциогенеза. Впервые она была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»1. Специалисты по синтетической теории эволюции рассматривают появление человека как завершение главных этапов биологической эволюции, своеобразный выход живого за свои собственные пределы и формирование новой, социальной формы материи. Это крупней­ший араморфоз в истории живого1. Ведущий советский биолог-эво­люционист академик И. И. Шмальгаузен (1884-1963)

С несколько другой стороны подошло к объяснению природы человека научное направление, получившее название «русский космизм». Концепции русского космизма созвучна возникшая в 70-х гг. XX в. идея связи человека и Вселенной, которая получила название антропный принцип(от «антропос» — человек).Антропный принцип впервые был сформулирован астрономом Б. Картером.

Придать миру смысл, считают экзистенциалисты, может только сам человек. Никто и ничто не сделает этого за нас. На человеке ле­жит огромная ответственность — делать выбор, принимать решения, наполнять смыслом жизнь всего общества и свою собственную. Эк­зистенциалисты утверждают, что смысл человеческого бытия — в бун­те против бессмысленности и абсурдности окружающего мира. А. Камю и другой классик экзистенциализма — Жан Поль Сартр (1905-1980).

Глубокая концепция человека и его положения в современном мире была разработана во второй половине XX в. выда­ющимся психоаналитиком, социологом и философом, создателем гу­манистического психоанализа Эрихом Фроммом (1900-1980)

§ 2. Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?

Учение о человеке и его потребностях прошло довольно долгий путь! развития.

1. Человек является микрокосмом — концентрированной копией,миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной.

2. Человек — особое, уникальное явление природы, вершина ee развития.

3.Это гуманистическая идеология, считающая главной целью общества всестороннее развитие человеческой личности

4.Человек является материальныи социальным существом. Потребности его делятся напервичные – биологические и вторичные – социальные.

5.Человек удовлетворяет свои потребности посредствам труда , материального производства.

6.Еще одна потребность осознается в 20 веке – это потребность в освоении космоса.

7. В настоящее время стало ясно, что потребности человека посте­пенно эволюционируют и заметно различаются в разные историче­ские эпохи.

§ 3. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей1

Человек является продуктом бесконечного развития материаль­ного мира. В известной нам части Вселенной последовательно воз­никли четыре главные, качественно различные формы материи: фи­зическая, химическая, биологическая и социальная. Их взаимосвязь можно изобразить графически.

Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низ­шего к высшему, от простого к сложному.

Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Социальная

Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Биологическая

Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Химическая

Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Физическая

Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru Рис. 2. Основные формы материи

В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и Все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отличить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространст­ва, чем живая материя.

Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в при­роде, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В резуль­тате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самая малораспространенная в прост­ранстве форма материи. Развитие физической, химической и биологической форм мате­рии происходило за счет усложнения их субстрата.

Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.

физическая
Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в - student2.ru

Рис. 4. Воздействие социальной формы материи на более простые

ее формы

Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его мощения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм материи, — как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем.

Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимо­действия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности.

Наши рекомендации