О библейской хронологии

Мы убедились в том, что святоотеческая традиция воспринимает вполне буквально как продолжительность дней творения, так и все описанное пророком Моисеем в мiре до грехопадения Адама.

Также точно воспринимает буквально православная богословская традиция хронологию от сотворения Адама до наших дней. Вполне конкретно и безусловно указывают Святые Отцы на то, что начало летоисчесления приходится на первое марта 5508 года до Рождества Христова.

Святитель Амвросий Медиоланский: «Он сотворил небо и землю во время, когда начались месяцы, с коего времени подобает мiру взять свое начало. Тогда было благорастворение весны, времени года, подходящего для всего. Следовательно, год также имеет печать нарождающегося мiра... Чтобы показать, что сотворение мiра имело место быть весной, Писание говорит: Месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета (Исх. 12, 2). Подобало, чтобы начало года было началом происхождения» [цит. по: 119, с. 72].

Святитель Димитрий Ростовский:«Первый из числа всех месяцев есть месяц март. У евреев он назывался до пленения вавилонского “первым месяцем”, а после пленения Нисаном (т. е. “месяцем цветов”)... В этот месяц Господь создал видимый мiр и владыку его – первого человека – Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всею землею, – зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами... Этот месяц, – в который при начале времен был создан свет видимый, при конце времен возсиял свет невидимый – святой веры, – есть начало всех месяцев и всякого времени, – по счету первый месяц. От первого числа этого месяца начинается исчисление кругов солнечного, лунного, вруцелета, високоса, равноденствия и вообще с этого месяца начинается течение дней каждого нового года... При расположении вруцелетных букв за первый месяц творения принимается месяц март, и счет дней ведется с пятницы, как дня творения Адама; первым воскресным днем первого года должен быть, следовательно, третий день или третье число марта» [36, Март, с. 663–665].

Преподобный Ефрем Сирин: «Как луна сотворена, какою бывает в пятнадцатый день; так солнце, хотя ему был первый день, при сотворении своем было четверодневно, потому что все дни считались и считаются по солнцу. Одиннадцать дней, которыми луна старее солнца, и которые прибавлены луне в первый год, суть те самые дни, которые ежегодно прибавляются луне употребляющими лунное счисление. Год Адамов не был год неполный, потому что недостающее число дней луны восполнено было при самом ея сотворении» [41, с. 224–225].

Святитель Иоанн Златоуст:«И рождается она (луна) в первый день полнолунною, потому что не следовало творению в первый же момент являться в ущербленном виде, а нужно было показать светило таким, каким оно произошло. После же этого с изменением луны Творец показал сроки, времена и смену дней» [55, с. 756].

Церковный взгляд на хронологию основан на библейском Откровении. Адам сотворен в шестой день существования мiра, приблизительно 7, 5 тысяч лет назад. Для христианина без нарушения догматов веры сроки эти нельзя ни удлинить, ни укоротить.

Отметим, что утверждение об истинности библейской хронологии содержится не только в «туманных» прообразовательных страницах Ветхого Завета, но и в Новом Завете. Православная Церковь содержит учение о Христе Спасителе, который явился мiру, согласно Евангелию от Луки, в конкретную историческую эпоху: в пятое же надесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же брату его четвертовластвующу Тириею и Трахонитскою страною и Лисанию Авилиниею четвертовластвующу; при архиереи Анне и Каиафе (Лк. 3, 1–2). При этом тот же святой евангелист Лукавозводит родословие Иисусово к первому человеку Адаму, сотворенному Богом (см. Лк. 3, 23–38). Христианин, имеющий веру откровению Священного Писания, не может сомневаться в том, что ровно 77 поколений прошло от Адама первозданного до Христа – второго Адама, а значит неизбежно должен верить и в историчность первого Адама: Бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ... Первый человек от земли, перстен; вторый Человек Господь с небесе (1 Кор. 15, 45, 47).

Четкая библейская хронология не позволяет, как это хотелось бы эволюционистам, «размазать» Адама по временной оси, утопив его в сумерках «палеолита». Адам был личностью, и все его потомки вполне историчны. Так учит Церковь.

В Символе Веры каждый православный христианин исповедует историчность Второго Адама – Христа, жившего «при Понтийстем Пилате».

Преподобный Исаак Сиринписал: «... Сии способы ведения пять тысяч лет или несколько меньше, или свыше сего управляли мiром, и человек нисколько не мог поднять главы своей от земли и осознать силу Творца Своего, пока не воссияла вера наша, и не освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения после тщетного парения ума» [62, с. 120].

Вопрос о принятии Шестоднева и библейской хронологии сам по себе – «не догматический», но он становится вполне догматическим, когда произвольно меняя указанные в Священном Писании времена и лета (Деян.1, 7), иные исследователи вторгаются в родословие Спасителя и тем самым произвольно искажают книгу родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля (Мф. 1, 1).

Вопрос о доверии библейской хронологии впрямую связан с вопросом о вере в историчность Адама и Иисуса Христа. Библейскую хронологию православные христиане принимают как составную часть церковного вероучения. Порукой тому неложные слова Самого Сына Божия, сказанные святым апостолам: Несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти (Деян.1, 7). В соответствии с этим наставлением писал благомыслящим читателям святитель Димитрий Ростовский:«Всякий пусть читает историю божественную, написанную в Библиях, и богоугодному житию праведных мужей подражает, чтобы сподобиться их части, а за злыми не следует, чтобы избежать их погибели; что же касается лет, положенных Отцем Небесным в Своей власти, то особенно их не исследуй, чтобы не явиться скорее любопытцем, нежели чтецом книг» [37, с. 30–31].

Эволюционизм нарушает эту святоотеческую заповедь, когда пытается устанавливать времена и сроки, как будто они могут зависеть от человеческого разума, а не находятся целиком во власти Отца Небесного.

Искусственное растягивание эволюционистами библейской хронологии «от сотворения мiра» так же искажает истину Божественного Откровения, как искусственное сокращение исторического времени, производимое академиком А. Т. Фоменко и его сподвижниками из движения «Новая хронология», которые восхваляют свои достижения: «Критикуется принятая сегодня (то есть традиционная христианская – свящ. К. Б.) версия хронологии древности... Предложена схема новой, существенно более короткой хронологии древнего мира. Впервые предложена новая датировка Рождества Христова XI веком н. э. то есть на 1000 лет позднее общепринятой» [107, с. 9].

Многие ученые-эволюционисты, хотя справедливо возмущаются подобным бесцеремонным сокращениембиблейской истории фоменковцами, но сами на деле поступают ничуть не лучше, когда столь же бесцеремонно удлиняютвремя сотворения мiра и человека на миллионы и миллиарды лет. Ни укорачивать, ни удлинять библейскую хронологию недопустимо.

О летех и о временех, братие, не требе есть вам писати! (1 Сол. 5, 1).

ОБ ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОМ
И ПРАВОСЛАВНОМ ОТНОШЕНИИ
К БОЖЬЕМУ ТВОРЕНИЮ

Если вы сможете объяснить мне, каким образом можно принимать святоотеческое истолкование книги Бытия и при этом верить в эволюцию, буду рад выслушать Вас; но Вам также придется представить мне более веские научные доказательства, чем те, какие существуют, ибо для объективного и беспристрастного наблюдателя «научные доказательства» эволюции крайне слабы.

Иеромонах Серафим (Роуз) [120, с. 480]

Наши рекомендации