Возникновение классической науки

Классическое естествознание признается многими иссле­дователями в качестве первой исторической формы строгой науки. Причем важно отметить, что наука как зрелое соци­альное явление появляется именно тогда, когда формируется четкий «социальный заказ» на ее деятельность. И строгая на­ука как развернутая система знания не случайно появляется именно в Новое время и именно в Западной Европе. Дело в том, что буржуазные отношения не могут успешно развиваться без опоры на научно-технический прогресс, в то время как докапиталистические формы общественного производства вполне обходились без научно-технического прогресса, и бо­лее того — в основном отторгали его.

В становлении классической науки сыграли свою прин­ципиальную роль многие факторы, но особенно изменения в математике, связанные прежде всего с выделением дифференциального исчисления, внесшим качественные модифи­кации в само понимание научного знания и методов науки.

Одним из первых прорывов в становлении строгой науки явилось провозглашение польским астрономом Н. Коперни­ком (1473—1543) Земли небесным телом, движущимся подобно другим небесным объектам. Интересно, что идеи Коперника противоречили не только церковным догматам, доминировав­шим тогда в общественном сознании, но и элементарному житейскому опыту людей. Ведь наши органы чувств не фикси­руют движение Земли как таковой — нам кажется, что движут­ся иные небесные тела, но не наша планета.

Учеными того времени была поставлена проблема логи­ческой и математической согласованности всех основных вы­водов естественной науки с опорой на идею о целостности Вселенной и единообразия царящих в ней законов природы. Тем самым гармония научных построений стала основываться на гипотезе о гармонии самой природы.

Большой вклад в развитие таких представлений о науке внес итальянский физик и астроном Г. Галилей (1564—1642). Вслед за ним многие ученые того времени продолжали процесс по­строения базовой дисциплины естествознания XVII—XIX вв. — классической механики. Идеализированные объекты, на ко­торые они опирались в своих рассуждениях, представали при этом как идеальные элементарные объекты, элементарные процессы, пространственно-временные отношения на базе неизменных и независимых друг от друга абсолютного про­странства (трехмерного и подчиняющегося геометрическим требованиям древнегреческого математика Евклида (IV — на­чало III в. до н.э.) и абсолютного, неизменного, божествен­но заданного времени. В таком мире господствовали жест­кие, хорошо прогнозируемые формы причинно-следственных связей.

Не случайно в классической науке французским математи­ком и астрономом П. Лапласом (1749—1827) был разработан принцип «железного детерминизма», суть которого в том, что равные действия при равных условиях всегда приводят к оди­наковым результатам. Иными словами, создав равенство ус­ловий осуществления процессов и явлений, а, также прило­жив равные импульсы усилий, ученые всегда в своих опытах и экспериментах могут повторить любое явление природы.

Материя — принципиальное, опорное понятие для любой формы естественнонаучного знания — понималась в этих ус­ловиях исключительно как вещество, совокупность вещественных объектов, тел, состоящих из неделимых атомов и пред­ставленных в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном.

Введение системы координат и разработка математики пе­ременных величин вооружили ученых универсальным сред­ством теоретического изображения механического движения, сочетающего в себе высокую степень абстракции (изображе­ние движения тела математической функцией) с высокой сте­пенью наглядности (траектория перемещения тел графика функций в заданной системе координат).

Однако теоретическое знание невозможно без выявления конкретных форм детерминации исследуемых явлений, и преж­де всего базовых законов взаимодействия и изменения состо­яний. Эту принципиальную задачу в классической науке вы­полнил английский физик и механик И. Ньютон (1643—1727), введя понятие силы как причины изменения состояний дви­жения. В механике Ньютона источниками и точками прило­жения сил являются материальные точки. Именно он ввел в научный оборот понятие основного закона механики и сфор­мулировал систему законов механики, состоящую из трех за­конов, названных впоследствии его именем.

Принципиальной заслугой Ньютона явилось открытие за­кона всемирного тяготения, определяющего величину дей­ствующей силы для случая гравитационного взаимодействия. Ньютон также сумел связать воедино законы движения с за­конами сохранения энергии. Позже на этой основе были от­крыты законы сохранения живых сил.

Вместе с процессом становления фундаментальных поня­тий и принципов классической механики складывается и об­щая структура ее теоретической системы. Постепенно оформляется ее теоретическое ядро, дополняемое правилами по­строения конструктивных теоретических моделей. На этой основе стали возникать специфические частные теории, на пример, теория движения твердого тела, теория движения газов (аэродинамика) или теория движения жидкостей (гид­родинамика). Здесь уже развитое теоретическое физическое знание представало как многоуровневое системное образова­ние, создаваемое по четким законам конструктивного теоре­тического моделирования.

Как видим, классическая наука представляла собой пер­вую историческую форму развернутого «чисто научного» зна­ния, сознательно отмежевывающегося, отделяющего себя от «несовершенных форм» знания ненаучного и стремящегося к завершенному знанию о мире и царящих в нем законах на основе механической формы движения.

Наши рекомендации