Характеристика | Различают два основных вида дефекта. 1. Частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиза, праксиса, речи. 2. Общий, связанный с нарушением регуляторных систем: - подкорковых (при нарушении наблюдаются снижение уровня бодрствования, психической активности, патологии влечений, элементарные эмоциональные расстройства); -корковых (возникают дефекты интеллектуальной деятельности: *целеполагания, *программирования, *контроля, *нарушения более сложных, специфических человеческих эмоциональных образований. Т.е. страдает аффективная или когнитивная регуляция деятельности В нормальном онтогенезе имеется определенная последовательность в формировании мозговых механизмов психической деятельности. Развитие отдельных корковых анализаторов не только обгоняет созревание лобных регуляторных систем, но и прямо влияет на их формирование. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем, являющихся, "сверханализаторной системой", влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем. | 1. Учитывается, когда возникло повреждение: дефект ранний (до 3-х лет) дефект поздний ( после 3-х лет). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития - ретардация (Л.С. Выготский, 1956). Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции. 2. Длительность воздействия вредоносного фактора на развивающийся мозг. Повреждаются чаще функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития (анализаторы, а также функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано). Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаютсяв своем развитии. 3. Совпадает ли действие вредоносного фактора с сензитивным периодом. В сензитивный период функция характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса — возврата функции на более ранний возрастной уровень как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции (например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности и т. д.). Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при РДА. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. Регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде, но и функции уже достаточно прочно закрепленные. Явления регресса следует дифференцировать от явлений распада,при котором происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций. | l. Первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (N слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.) ΙΙ Вторичные, возникающие опосредованно в процессе нарушенного социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а "основной" дефект. Структура вторичного дефекта включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной —специфическое недоразвитие (например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха). Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной мере приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции: произвольная моторика и речь. Обе они нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторовможет привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Так, например, нарушение сенсорной стороны речи наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и задержку «психического развития, которая будет проявляться в замедлении становления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д. Явления задержки психического развития могут наблюдаться в структурахнервно-психических расстройств и при патологии других систем: нарушеииях зрения, слуха, двигательной и эмоциональной сферы. В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть "снизу вверх" или "сверху вниз".(направление "снизу вверх" — от элементарных функций к более сложным). | 1. Явления временной независимости функциихарактерны для ранних этапов онтогенеза. До двухлетнего возраста линии развития мышления и речи идут раздельно; позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). 2. Второй тип связей также наблюдается на ранних этапах онтогенеза — ассоциативный (по принципу цепочки). При таком типе взаимодействия разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность психических процессов. 3. Психические функции, построенные по третьему, иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения. Иерархический, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает свою "личную" задачу. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет возможности для дальнейшего усложнения в развитии. В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при сохранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке психического процесса, а не к нарушению его целостности, как это имеет место при ассоциативном типе организаций межфункциональных связей. В патологии же имеет место нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникают их патологическая фиксация,трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации больше описаны в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, "пик" страхов в норме ограничен сензитивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды. Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что также замедляет развитие. Наиболее страдает развитие сложных иерархических координаций. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координации, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Среди основных проявлений нарушений межфункциональных связей можно выделить следующие: а) явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм (наиболее характерно для олигофрении и задержки психического развития). б) явления патологической акселерацииотдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании церебрально-органического генеза; в) сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме. |