Идея непрерывного усложнения вселенной
Введение
Человек всегда пытался узнать, откуда он, этот вопрос важнейший в нашем самосознании. Им люди задавались еще в глубокой древности, у разных народов есть различные объяснения появления человека, у кого-то люди выходцы из глубин космоса, у кого-то потомки зверей и птиц. В течении многих лет взгляды на этот вопрос неоднократно менялись, иногда в диаметрально противоположном направлении.
В настоящее время учеными, на основе открытий в археологии и биологии, сформирован ряд концепций антропогенеза, которые признаются мировом научным сообществом, хотя и не дают точного ответа на многие спорные вопросы, в частности теория Ч. Дарвина. В противовес им существует ряд концепций, которые называют альтернативными, официальной наукой они не признаются, но имеют своих последователей.
Целью данной работы является анализ некоторых новейших «альтернативных» теорий происхождения человека.
Задачи:
- рассмотреть новейшие «альтернативные» концепции происхождения человека;
- изучить их с точки зрения состоятельности.
Объектом исследования является рассмотрение новейших «альтернативных» концепций происхождения человека.
Предметом исследования являются «альтернативные» концепции происхождения человека.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что споры по происхождению человека до сих пор ведутся в научной среде, и даже официальные теории подвергаются критике и расшатыванию устоев. Особенно когда появляется очередная археологическая находка, не вписывающаяся в общую стройную структуру дарвинизма.
Что же касается альтернативных теорий, то они интересны, прежде всего, как особое направление человеческой мысли. Кроме того вопрос о происхождении земной жизни в целом, и человека в частности относят к числу фундаментальных научных проблем современности.
Стоит отметить, что научной информации по данной теме немного, и она носит в основном ознакомительный характер. Широко представлены и освещены в литературе концепции, которые вряд ли можно назвать новейшими, это, креационизм, или теория внешнего вмешательства.
Новейшие «альтернативные» концепции происхождения человека
Прежде чем перейти к совсем уж «альтернативным теориям» хотелось бы остановиться на неформальном взгляде ТеренсаМаккена на господствующую теорию происхождения человека от человекообразных обезьян.
Маккен пытался выяснить, что дало толчок к эволюции гоминид, обитавших миллионы лет назад в Африке, и пришел к удивительному выводу, что мутации вызвали психотропные вещества, содержащие в растительной пище, употреблявшейся предками человека, по мнению автора это были луговые грибы.
По мнению исследователя, они не просто способствовали ускоренной реорганизации мозга, но и привели к увеличению его размеров. А в дальнейшем, уже на более позднем этапе антропогенеза галлюциногены, содержащиеся в грибах, действовали подобно катализаторам, обеспечивая появление сноровки, способностей к предвидению, и послужили одним из толчков к развитию языка, а после и религии.
То есть, по мнению Т. Маккена движущей силой эволюции была «экзотическая диета». Эта теория имеет ряд последователей, хотя сейчас уже вполне достоверно и ботаниками и палеоботаниками доказано, что в Африке нет, и никогда не было грибов и растений, со столь сильными галлюциногенными свойствами, которые могли бы при их употреблении человеком настолько развивать сознание. [1]
Идея непрерывного усложнения вселенной
Эта теория вытекает из сформулированного в 1834 г К.М. Бэром «всеобщего закона природы», гласящего, что материя развивается от низших форм к высшим.
Идею постоянного усложнения уже во второй половине ХХ века подхватили и развивали в своих работах П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. Их труды во многом схожи, различны по большей части лишь движущие силы этого процессаусложнения. У Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, а у Вернадского силы природы.
Согласно их учениям венцом эволюции материи, которою можно назвать космогенезом является антропогенез. Антропогенез в свою очередь тоже имеет высшую ступень, которой является ноосфера, мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы. [2]
Концепция Вернандского еще при его жизни получила несколько подтверждений своей верности, но при этом в процессе ее развития и развития научной жизни выявился ряд противоречий, так например уже очевидна кардинальная противоречивость становления ноосферы и человека как ее создателя. На космопланетарный процесс ргенезиса ноосферынакладываетсявероятность вмешательства социально-природного апокалипсиса.[3]
Что касается противоречий теории, то в концепции Тейяра де Шардена наблюдаются противоречия между разумом и верой, его работы в области теологии,несомненно, показывают, что он был глубоко верующим человеком, но при этом созданный им труд «Феномен человека» преподносит человеческое существо в отрыве от высшего разума.[4]
Анимализация человека
Авторами весьма оригинальной гипотезы происхождения человека являются российский ученые Б.Ф. Поршнев и Б.А. Диденко.
Фундаментом теории послужили две идеи.
Первая паразитическо-канибалическая, представляет собой предположение, что предки человека питались падалью и кроме того в их среде них был развит каннибализм. Вторая идея, расово-видовая, состоит в том, что современное человечество произошло от четырех видов, два из которых были хищными, а два других – нехищными.
Переход животного предка человека к человеку разумному не истолковывался Поршневым как постоянное движение предков к культуро-созидательной, преобразующей, творческой деятельности, которая и выделила его из мира плотоядных животных на ту ступень, которую он сейчас занимает. В первобытных людях исследователь видел по большей части не людей, а особых животных. Вот почему привычную эволюционную схему перехода обезьяны в человека ученый расценивал как самообман.
Интересно, что Диденко приписал человеку лишь два отличительных признака. Это тот момент, что люди единственный вид способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление – его деабсурдизация. Второй признак человека это способность, и в некоторой мере даже страсть к крупномасштабному, рационально не объяснимому, взаимному умерщвлению.
Как видим, среди этих признаков нет способности к культурно-созидательной деятельности.
Животное, помещенное в любую ситуацию, даже абсолютно неправильную и не логичную, ведет себя абсолютно естественно в поисках выхода из сложившихся обстоятельств, или при неспособности справиться его нервная система выдает срыв. Человеческое сознание же может выдать абсолютно непредсказуемые действия.
Итак, согласно этой теории люди отличаются от животных каннибализмом и абсурдизмом, и по сути стоят на более низкой ступени эволюции, и вовсе не являются венцом природы.
Более того род человеческий, а именно «хомо сапиенс» обязан своим происхождением именно каннибализму, или адельфофагии. Людей отличает поразительная жестокость, за все время своего существования человечество едва ли может насчитать пару десятков безвоенных лет.
Что касается идеи расово-видовой, то согласно Диденко, два человеческих вида них являются хищными - суперанималы (сверхживотные) – прямые потомки адельфофагов (первоубийц) и суггесторы (псевдолюди) – агрессивные и коварные приспособленцы. Два других вида людей диффузные люди и неоантропы, нехищные. Главный отличительный признак диффузных людей – лёгкая внушаемость, а неоантропов – самокритичность. Это виды сопротивляющиеся хищникам.
Методологическая основа гипотезы антропогенеза Б.Ф.Поршнева-Б.А.Диденко – это гипертрофия биологической природы предков человека и его потомков за счет очевидного игнорирования социокультурной подоплёки, лежащей в основе перехода наших животных предков в людей.
Нужно признать, что данная теория выглядит немного гротескно, и квазинаучно. С другой стороны она несколько объясняет страсть людей к войнам и кровопролитию, и разницу людей по отношению к жестокости. [5]