Мышечные ткани эпидермального и нейрального происхождения

Мышечные ткани эпидермального и нейрального происхождения - student2.ru

Тканевым элементом миоэпителиальной ткани является миоэпителиоцит. Источником развития этой ткани является кожная эктодерма. Органная локализация — конце­вые отделы и некоторые выводные протоки потовых, молочных, слезных, слюнных желез. Эти клетки дифференцируются из эктодермы

Рис.15. Миоэпителиальные клетки в концевом отделе слюнной железы

А – поперечный срез; Б – вид с поверхности: 1 – ядра миоэпителиоцитов; 2 – отростки миоэпителиоцитов; 3 – ядра секреторных эпителиоцитов; 4 – базальная мембрана

одновремен­но с секреторными клетками. При этом миоэпителиоциты плотно приле­гают к секреторным клеткам концевых отделов и имеют общую с ними базальную мембрану. Миоэпителиоциты имеют звездчатую форму и своими отро­стками окружают концевые отделы желез (рис.15). В отростках клетки содержат актиновые и миозиновые филаменты, благодаря взаимодействию которых отростки клеток сокращаются и способствуют выделению секрета из концевых отделов в выводные протоки. Среди дифференцированных миоэпителиоцитов имеют­ся менее дифференцированные клетки, обладающие признаками камбиальных. За счет их митотического деления и дифференцировки в сократи­мые миоэпителиоциты происходит регенерация миоэпителиальной ткани. По другим сведениям, регенерация этой ткани происходит за счет камби­альных клеток многослойного эпителия, дифференцирующихся как в сек­реторные, так и в миоэпителиальные клетки.

Мионейральная ткань входит в состав мышц радужной оболочки глаза – мышцы, суживающей зрачок, и мышцы, расширяющей зрачок. Источником развития этой тка­ни является нейроэктодерма. Структурно-функциональным элементом мионейральной ткани является мионейроцит, или миопигментоцит (рис.16, указан стрелками). Это одно­ядерная веретеновидная клетка, содержащая в цитоплазме гладкие миофибриллы. В клетках много митохондрий и пигментных гранул. В немногочисленных работах показана низкая регенерационная активность после повреждения или ее отсутствие.

Мышечные ткани эпидермального и нейрального происхождения - student2.ru

Рис. 16. Гладкие миопигментоциты радужки

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Контрольные задачи

1. Даны два препарата, демонстрирующие регенерацию мышечных тканей. На одном из них хорошо видны трубкообразные крупные структуры вытянутой формы, в их центре – несколько ядер, располагающихся цепочкой; в другом обнаруживается скопление клеток вытянутой формы, напоминающих фибробласты. На каком из этих препаратов демонстрируется регенерация поперечнополосатой мышечной ткани?

2. Дана электронная микрофотография периферического участка мышечного волокна, в котором обнаруживается небольшая клетка, расположенная между плазмолеммой и базальной мембраной. Как называется эта клетка и какова ее функция?

3. В миобластах, клетках – предшественниках скелетной мышечной ткани блокирована работа белково-синтезирующей системы. Синтез каких структур будет нарушен?

4. На ранних этапах развития зародыша в эксперименте разрушен миотом. Развитие какой ткани станет невозможным?

5. В эксперименте на животном ингибировано выселение мезенхимы из зародышевых листков. Нарушение развития какой мышечной ткани может наступить?

Контрольные вопросы

1. Назовите источник физиологической и репаративной регенерации скелетной мышечной ткани.

2. Каким изменениям подвергается скелетная мышечная ткань в старческом возрасте?

3. В каких случаях наблюдается гипертрофия и атрофия мышц?

4. Чем обусловлена врожденная атрофия скелетной мышечной ткани?

5. Как осуществляется регенерация сердечной мышечной ткани?

6. Назовите источник развития и локализацию мионейральной ткани.

7. Укажите происхождение и локализацию миоэпителиальной ткани.

Контрольные тесты