Каббалистика и православное учение о боговоплощении
Быть может, удастся прозреть корень эволюционизма, присущего талмудическому прочтению Библии, в следующем. Шрёдер отмечает «наличие в ивритском тексте книги “Бытие” кажущегося излишним слова “эт – Л”» [167, с. 84]. Действительно поразительна своеобразность прочтения каббалистами первого библейского стиха, который они обрубают на самом неожиданном месте – именно после предлога эт . Этот предлог служит грамматическим указателем винительного падежа и является связкой между глаголом «сотворил» и существительными «небо» и «земля». Еврейские мудрецы обрывают фразу таким образом: ЛХ О'П^Х КПП ЛЧ2ЯПП– «В начале сотворил Бог». При этом слова «небо» и «земля», по умолчанию, нарочно, не упоминаются, но зато замечается, что предлог ЛКпредставляет собой первую и последнюю буквы еврейского алфавита, или иначе говоря весь алфавит от Кдо Л. Тогда смысл первого стиха книги Бытия окажется таким: «В начале сотворил Бог еврейский алфавит». Далее, как считается, из этих букв был сотворен весь мiр. Такое прочтение, в частности, можно встретить в Каббале, в книге «Сефер Йецира», где в главе 2, 2 постулируется следующее: «Двадцать две буквы: Он начертал их, выбил их, сделал их сочетания и перестановки, взвесил их, и создал ими все созданное и все имеющее быть созданным» [111, с. 200]. В Вавилонском Талмуде, в трактате «Хагига», в этой связи написано: «В начальный момент творения существовал потенциал возникновения всего, что когда-либо будет содержаться во вселенной» [167, с. 84].
Л.А. Тихомиров приводит пояснение Н. Переферковича к содержанию книги «Сефер Зогар»: «Так как имя есть результат известного сочетания букв, то в конечном счете буквы являются орудиями, при помощи которых создан весь реальный мiр, состоящий из сущностей и форм» [132, с. 219].
В православной традиции ничего подобного встретить невозможно. Мертвые буквы никогда не воспринимались христианами как живое творческое начало бытия мiра. Поистине, буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Евангелие отводит честь творения мiра не буквам еврейского алфавита, а Христу, Единородному Сыну и Слову Божьему – Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3).
Для христианина началом и концом бытия является не магическая комбинаторика букв еврейского алфавита, но Сам Христос, неложно сказавший: Аз есмь альфа и омега, начаток и конец (Апок. 21, 6). Иудейская традиция, преломляющая все через призму эволюционистского видения, не позволяет перевести эти слова адекватно с греческого языка на еврейский как «Я есть алеф и тав». Быть может, в частности, по этой причине новозаветное Откровение о воплощенном живом Боге дано человечеству на греческом языке. Христианское мiровоззрение всегда обходилось без предположения эволюционных гипотез, поскольку в творении видело действие Живоначальной Троицы. В иудаизме все ровно наоборот. Приведем суждение об этом Л. А. Тихомирова.
«Кто же начертал или сотворил мир 32 путями? “Сефер Йецира” перечисляет десять имен Божиих, показывая что это именно Бог Израилев. Но, кроме благочестивых наименований, и в дальнейшем повествовании беспрерывно повторяющихся с прибавлениями “благословенно имя его”, “свято имя его”, ничто не напоминает действительного характера Бога Израилева. В повествовании развертывается какая-то эволюция творения, в которой одни силы и элементы вытекают из других. 32 пути создания состоят в 10 сефирот, “числах невещественных” (то есть абстрактных), и 22 букв еврейской азбуки. Хотя слово “сефирот” и переводится словом “число”, но смысл его не арифметический, а выражает некоторые общие законы бытия. Непосредственно же сефирот – суть, вне сомнения, эманации Божества, вытекающие одна из другой. Их Бог не “начертывал”, не создавал. Они просто факт. Но имиили изних он начертывал, творил. Второй сефирот Бог начертал и выбил 22 буквы. Из третьей сефирот начертал и выбил хаос, из четвертой – престол славы и т.д. Сами же сефирот – не созданы, а суть нечто расходящееся от Бога и совершающееорганизацию мiра» [102, с. 215].
Для оценки этого учения нет необходимости вникать в его тонкости более глубоко и обстоятельно. Анализ Л. А. Тихомирова убедительно показывает, что «Сефер Йецире» «развертывается какая-то эволюция творения». За буквами и цифрами проглядывает учение эволюционизма, но там нет Христа – а значит нет Истины и нет Спасения.
Подводя итог, сделаем выводы из проведенного нами анализа.
1. Учение Православной Церкви, выраженное Святыми Отцами, не содержит в себе идей об эволюции материи.
2. Учение Талмуда и Каббалы содержит в себе эволюционистское прочтение Священного Писания – в особенности стихи Быт. 1, 2 и Быт. 1, 26.
3. Современные научные эволюционистские теории – «Большого взрыва», эволюции животных видов, становления человека разумного и другие – никак не соотносятся со святоотеческим пониманием библейского Шестоднева.
4. Попытка «примирить» научные теории эволюции с Божественным Откровением приводит к вольному или невольному отрицанию основ Православия, вступает в противоречие с догматами веры и побуждает исследователя склониться к мiровоззрению талмудического иудаизма.
В завершение приведем слова святителя Василия Великого, которыми он закончил свой трактат «Шестоднев»: «Да посрамится Иудей, да увеселяется догматами истины благочестивый; да славится Господь! Ему слава и держава во веки веков. Аминь!» [19, с. 151].
Часть III
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОПОВЕДЬ В АРХАНГЕЛЬСКОМ
СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ