Задание по фармакотерапии
ПЕНЗА 2010
УДК 615.281(075)
Ф 24
Рецензенты:
заведующий кафедрой фармакологии Мордовского
государственного университета им. Н.П. Огарева
д.м.н., профессор Инчина В.И.
заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии Нижегородской Государственной Медицинской Академии МЗ РФ
д.м.н., профессор Кузин В.Б.
Методические рекомендации для самостоятельной работы по фармакологии лекарственных средств, влияющих на обмен веществ / Моисеева И.Я., Водопьянова О.А., Родина О.П., Кустикова И.Н. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009.
Методические рекомендации содержат основные вопросы по каждой теме, задания по фармакотерапии для самоподготовки студентов, приведены лекарственные средства с указанием дозы, формы выпуска, способов применения, а также тесты для определения уровня знаний и ситуационные задачи для самостоятельной работы на занятии.
Методические рекомендации по фармакологии лекарственных средств, влияющих на обмен веществ подготовлены на кафедре общей и клинической фармакологии и предназначено для студентов III курса медицинского института по специальности 060105 – «Стоматология».
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом медицинского института Пензенского государственного университета.
Занятие 1
ГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. НЕГОРМОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОДИАБЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- Изучить фармакодинамику и показания для применения препаратов гормонов гипоталамуса, гипофиза, щитовидной, паращитовидной и поджелудочной желез; пероральных сахароснижающих средств.
- Научиться выписывать рецепты на препараты вышеперечисленных групп.
Введение
Гормоны играют исключительную роль в развитии и жизнедеятельности человека, их недостаток или избыток приводит к развитию тяжелых заболеваний, некоторые из которых очень распространены. Например, инсулинозависимый сахарный диабет занимает ведущее место среди эндокринной патологии детского и юношеского возраста и в течение последних 20 лет имеет стойкую тенденцию к прогрессированию. Ежегодно число больных сахарным диабетом 1 типа увеличивается на 5–7%, а каждые 12–15 лет удваивается. Около 5% взрослого населения в возрасте старше 20 лет страдают сахарным диабетом, причем за последнее десятилетие возросла распространенность сахарного диабета среди лиц в возрасте от 40 до 74 лет.
При сахарном диабете нарушается регенерация тканей, возникают многочисленные инфекционные осложнения, что сильно затрудняет проведение стоматологических манипуляций.
К числу наиболее распространенных эндокринных заболеваний относятся патология щитовидной железы. Гипотиреоз (крайняя степень гипотиреоза - микседема) чаще встречается при недостатке йода (дефицит йода выявлен практически на всей территории России) и при оперативном и фармакотерапевтическом лечении тиреотоксикоза (гипертиреоза), который в нашей стране также весьма распространен.
План внеаудиторной самоподготовки
Этап работы | Время занятий | Литература |
1.Ответить на вопросы для самоподготовки 2. Выполнить задание по рецептуре 3. Выполнить тестовые задания | 1 час 30 мин 30 мин | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
- Общие механизмы действия гормонов. Принцип регуляции функций эндокринных желез.
- Классификация гормональных препаратов по химической структуре.
- Показания для применения гормональных средств (с целью заместительной терапии, со стимулирующей целью, с целью угнетения функции эндокринных желез, как фармакологические неспецифические средства).
- Классификация и биологическая роль гормонов гипоталямуса и гипофиза.
- Соматотропный гормон, биологическая роль, влияние на минеральный обмен, фармакодинамика препаратов соматотропина, показания к назначению. Антагонисты соматоропина.
- Гонадотропные гормоны, биологическая роль, фармакодинамика, показания к назначению препаратов гонадотропинов. Антагонисты гонадотропинов
- Биологическая роль гормонов щитовидной железы. Фармакодинамика препаратов гормонов щитовидной железы, показания для их применения.
- Фармакология лекарственных средств, применяемых для лечения гиперфункции щитовидной железы (антитиреоидных средств).
- Биологическая роль паратиреоидина и кальцитонина. Влияние на обмен кальция и фосфатов. Фармакодинамика препаратов паратиреоидина и кальцитонина. Применение в стоматологии.
- Препараты для лечения сахарного диабета. Биологическая роль инсулина. Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты препаратов инсулина.
- Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты пероральных противодиабетических средств.
- Острые осложнения сахарного диабета, симптомы, первая помощь, меры профилактики и купирования. Гипогликемия, симптомы, первая помощь, меры профилактики и купирования гипокликемической комы.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ
Используя табл. 1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) препарат для лечения гипотиреоза; 2) средство для лечения тиреотоксикоза; 3) средство для купирования гипергликемической комы; 4) препарат инсулина пролонгированного действия; 5) средство для лечения сахарного диабета второго типа; 6) препарат для лечения сахарного диабета первого типа; 7) гормональное средство для лечения бесплодия эндокринного генеза у мужчин; 8) препарат, стимулирующий кальцификацию костной ткани; 9) препарат инсулина короткого действия; 10) препарат гормонов щитовидной железы; 11) гормональное средство для устранения гипофункции яичников; 12) препарат для лечения остеопороза; 13) средство для купирования гипогликемической комы; 14) препарат для лечения парадонтоза; 15) препарат при замедленном сращении переломов.
Т а б л и ц а 1
Список препаратов для выписывания рецептов
Препарат | Лекарственная форма | Средняя терапевтическая доза |
Гонадотропин хорионический (Gonadotropinum chorionicum) | Флаконы, содержащие по 500 (1000) ЕД стерильного порошка | В/м по 500 – 3000 ЕД 1-3 раза в неделю. |
Левотироксин натрия (Levothyroxine sodium) | Таблетки по 0,0001 (0,0002) г | По 25-100 мкг 1 раз в сутки за 30 мин до еды. |
Мерказолил (Mercazolilum) | Таблетки по 0,005 г | По 0,005-0,01 г 3-4 раза в сутки. |
Кальцитонин (Calcitoninum) | Ампулы по 1 мл (50 или 100 МЕ); Флаконы по 2 мл (100 или 400 ЕД); Аэрозоль (14 доз по 50 или 100 МЕ) | В/м или п/к из расчета 5-10 МЕ/кг в сутки в 1-2 приема; в/в из расчета 5-10 МЕ/кг в сутки; интраназально 100-400 МЕ в сутки. |
Раствор инсулина человека для инъекций (Solutionis Insulini HM) Хоморап 40 (Homorap 40) | Флаконы по 5 и 10 мл (1 мл - 40 ЕД) Флаконы по 10 мл (1мл - 40 ЕД) | П/к 3 раза в день за 30 мин до еды, в/м, в/в при острых состояниях (! Подбор дозы индивидуальный) |
Изофан инсулин НМ (Isophan insulin HM) | Флаконы, содержащие суспензии по 10 мл (1мл - 40 ЕД) | П/к 1-2 раза в сутки (! Подбор дозы индивидуальный) |
Глибенкламид (Сlibenclamide) | Таблетки по 0,005 г | По 0,0025-0,02г в сутки. |
Глюкоза (декстроза) (Glucosum) | Порошок; таблетки по 0,5 и 1,0; Ампулы по 10, 20, 25, 50 мл 5%, 10%, 25% и 40 % раствора; Стекл. бутылки по 200 и 400 мл 5%, 10%, 20% и 40% раствора. | Внутрь при гипогликемии от 5 таблеток; Изотонический раствор – п/к (от 300-500 мл), в/в (кап), ректально (от 300 до 2000 мл в сутки); Гипертонические растворы – в/в (!) 20-40-50 мл однократно (до 250-300 мл в сутки). |
Пример. Выпишите средство для лечения сахарного диабета второго типа:
Rp.: Tab. Сlibenclamidis 0,005 №. 30
D.S. По 1 таблетке 1 раз в сутки утром.
План занятия
- Время практического занятия – 95 мин.
- Организационные вопросы – 5 мин.
- Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 35 мин.
- Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.
- Перерыв – 5 мин.
- Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.
- Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 10 мин.
- Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 15 мин.
- Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.
Оснащение занятия
Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.