Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров
Структура потребления становится все более сложной и разнообразной, ассортимент товаров и услуг расширяется. Повышается доля
См.: Рылько Д., Демьяненко В. Мировая продовольственная проблема: уроки для России // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 8. С. 30.
потребления товаров и услуг, характерных для постиндустриального общества — компьютеры и средства связи, а также соответствующие этой технике услуги, международный туризм и т. п. Возникает значительный отрыв потребностей и потребления (и в материальной, и в духовной сфере) от национальных традиций. В страну начинают проникать единые стандарты и традиции потребления, которые начали формироваться в европейском сообществе в конце XX в.
Поведение потребителей в современном мире довольно сильно зависит также от религиозных традиций. Буддизм, ислам, иудаизм и три главных направления христианства — православие, католицизм и протестантизм — предлагают своим адептам несколько разные системы ценностей, стратегии жизненного поведения и, следовательно, разные стандарты потребления. Даже люди, не разделяющие те или иные религиозные взгляды, находятся под влиянием выработанных церковью стандартов потребительского поведения. Это влияние происходит через сложившиеся в обществе традиции, семейное воспитание, подражание (конформистское поведение).
Наиболее распространенная в России идеология православной церкви включает в себя следующие установки потребительского поведения:
1. Цель потребления не стимулирование производства, развитие
способностей человека и т. п., а удовлетворение только основных,
базовых потребностей (все должны есть «хлеб свой насущный»).
2. Необходимо разумное ограничение потребления и отказ от по
требления постоянно возрастающей массы материальных благ,
предлагаемых «обществом массового потребления».
3. Приоритетным для всех слоев общества должно быть приобще
ние к духовной и интеллектуальной сферам деятельности. По
требление духовных благ приоритетно по отношению к потребле
нию материальных. Ограничение в потреблении материальных
благ может использоваться в целях духовного развития человека.
4. Целью духовного потребления является обретение душевного
равновесия, которое достигается путем приобщения к православ
ной системе ценностей.
5. Важнейшими потребностями являются стремление к гармонич
ным отношениям с природой и к потреблению натуральных про
дуктов.
Церковь сама по себе является своеобразной сервисной организацией, так как официально провозглашает своей целью удовлетворе-
124 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей
§ 4. Потребление в современной России 125
ние религиозных потребностей верующих («духовное окормление» и т. п.). При этом священнослужители называют религиозные потребности духовными,хотя в действительности первые представляют собой одну специфическую разновидность духовных потребностей (существующую к тому же только у верующих людей). Важно иметь в виду, что религиозные взгляды потребителей оказывают влияние и на те потребности, которые удовлетворяются светскими сервисными организациями. Это влияние является наиболее сильным у представителей консервативных, традиционалистских течений — например, у староверов в России, у исламских фундаменталистов (которых в России сравнительно немного), у сторонников ортодоксального иудаизма. Их требования к службам сервиса связаны с разнообразными традициями данных религий — ношением определенной одежды, соблюдением особых правил гигиены, у мужчин — ношением бороды; иногда — с очень жесткой регламентацией поведения женщин (вплоть до запрета общения с кем-либо кроме близких родственников). Все эти особенности требуют самого скрупулезного учета при организации сервиса, так как нарушение традиций обычно вызывает у религиозных людей негативную и даже агрессивную реакцию.
В целом можно сделать вывод, что в России, как и в других странах, современные стандарты и традиции потребления являются результатом долгого исторического развития и без этой предыстории были бы необъяснимы. На них оказывают влияние экономика, культура, политика (например, государственное регулирование) и религия. Учет всех этих факторов необходим для организации и развития сервиса.
Кроме того, на сервисную деятельность оказывает влияние еще одна группа факторов, постоянно взаимодействующая с перечисленными здесь. Это особенности природной среды.
§ 4. Потребление в современной России: воздействие социальных и природных факторов на сервисную деятельность
В современной России на развитие потребления и сервисной деятельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее время (2005 г.) эта ситуация остается крайне сложной и противоречивой. С одной стороны, достаточно
широкие слои населения предъявляют стабильный спрос как на старые, так и на вновь возникающие виды услуг. С другой стороны, крупнейшие современные экономисты и социологи дали негативную оценку преобразований, проведенных в российском обществе за последние 15 лет (это, например, лауреаты Нобелевской премии по экономике М. Фридмэн, В. Леонтьев, Дж. Ю. Стиглиц). Выдающийся американский социолог Мануэль Кастельс много лет изучал ситуацию в постперестроечной России и провел ее глубокий критический анализ в особом разделе своего классического труда «Информационная эпоха»1. С его точки зрения, над Россией нависла угроза исключения из числа промышленно развитых государств и превращения на всю обозримую историческую перспективу в сырьевой придаток стран «Большой семерки» (вслед за африканским континентом, который необратимо «выпал» из системы глобальной экономики). О необходимости этого «исключения» России открыто говорят известный американский политолог Збигнев Бжезинский и ряд других крупных политических деятелей. В России фактически отсутствует эффективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новейших высокотехнологичных отраслей промышленности, что составляет разительный контраст с политикой других стран, вступающих в эпоху постиндустриального общества, Не вдаваясь в анализ политических и экономических проблем, отмстим, что их острота и нерешенность прямо влияют на развитие потребностей, потребления и сферы сервиса. В этой ситуации сервисным фирмам и службам необходимо, во-первых, быть готовыми к крупным изменениям в экономике и в других сферах общественной жизни, что может резко изменить условия потребления. Необходим постоянный анализ спроса и других значимых сдвигов, происходящих в обществе. Во-вторых, надо иметь в виду, что развитие сферы услуг прямо связано с постиндустриальной тенденцией в экономике (по Д. Бэллу, идет формирование «сервисной экономики») и объективно противодействует существующим в обществе разрушительным силам. Состояние сферы услуг — довольно точный барометр состояния современного общества в целом, сервис не может развиваться отдельно от всей общественной системы.
На развитие потребления в современной России влияют три крупных системных сдвига, которые происходят в экономике одновременно и развертываются параллельно друг другу:
1 Русский сокращенный перевод: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М: ГУ ВШЭ, 2000. С. 435-490.
126 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей
§ 4. Потребление в современной России 127
1) переход от преимущественно государственно-планового механиз
ма национальной экономики к преимущественно рыночному;
2) переход к «обществу массового потребления» как завершающему
этапу развития индустриального общества;
3) переход от индустриального общества к постиндустриальному.
Происходящий в современном мире процесс глобализации приводит к увеличению мозаичности в развитии цивилизации. В прошлом существовали богатые и бедные страны и регионы, во многих странах — богатый север и бедный юг (Италия), богатые и бедные города. Распространение новейших постиндустриальных технологий приводит к тому, что труднопреодолимые границы начинают формироваться внутри каждой страны и города. В каждом городе появляются слои населения, которые освоили компьютерные технологии и стали" участниками глобальной экономики. Другие члены общества — жители того же города, квартала, дома — этими технологиями не владеют и могут претендовать в лучшем случае на сравнительно простую, низкооплачиваемую работу. В развитых странах появляются разные слои рабочей силы: одни способны работать только на уровне доиндустриальных технологий, другие освоили индустриальные, третьи — постиндустриальные. Подобный разрыв всегда существовал, например, в США, где, по данным американских социологов, был и по сей день сохраняется слой из нескольких миллионов человек, которые практически неграмотны и неспособны к более или менее квалифицированному труду. В настоящее время слой малограмотного населения увеличивается и в России. По наблюдениям специалистов, постоянно снижается также качество общего среднего образования. Люди с низким уровнем образования и невысокими доходами будут формировать специфический спрос на услуги, отличающийся от спроса состоятельных и высокообразованных слоев населения.
Специфика потребления в России во многом определяется не только социальными, но и природно-географическими условиями, сильно отличающимися, например, от условий Западной Европы. В отличие от экономических, географические условия более стабильны и могут быть точно спрогнозированы на много лет вперед (за исключением, конечно, стихийных бедствий). Поэтому не так трудно определить особенности сервиса, вытекающие из природно-географических условий России. Правда, природные условия всегда взаимодействуют с менее стабильными экономическими, и результат этого взаимо-
действия, конечно, менее предсказуем, чем природные факторы сами по себе.
Природно-географическая специфика России выражается в следующих основных чертах:
♦ огромные пространственные масштабы страны;
♦ суровый климат на большей части территории;
♦ чрезвычайная изменчивость, нестабильность природных процес
сов и ограниченность так называемой эффективной территории
(т. е. пригодной для комфортного проживания, «не рискованно
го» ведения сельского хозяйства и т. п.).
Эти природные особенности порождают социально-экономические последствия:
♦ обширность внутреннего рынка;
♦ высокие транспортные расход!.];
♦ низкую плотность населения;
♦ более низкий удельный вес городского населении но сравнению
с развитыми странами;
♦ многообразие стилей жизни и потребления, вытекающее из ре
гиональной специфики, разнообразие предметов потребления,
рассчитанных на все времена года.
♦ высокий уровень потребления энергии;
♦ необходимость высокой самообеспеченности населения вблизи
мест проживания, развития легкой, пищевой промышленности
и сельского хозяйства по всей территории страны;
♦ потребность в ведении натурального хозяйства и в натуральном
потреблении (особенно возрастает в период кризисов);
♦ потребность во втором жилье (дачах, садоводствах) для жителей
городов.
Можно проследить, как перечисленные обстоятельства влияют на потребность в услугах и на специфику сервисной деятельности.
Все эти особенности создают дополнительные трудности для движения России к «обществу массового потребления», но не являются непреодолимой преградой на пути его достижения.
Переход к технологиям постиндустриального общества — в том числе в сфере сервиса — чрезвычайно выгоден для России. Дело в том, что ни низкая плотность населения, ни высокие транспортные расходы, ни потребность в натуральном потреблении не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения ин-
128 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей
Вопросы для повторения 129
формации в компьютерных сетях. При транспортировке высокотехнологичной продукции (электроника, компьютеры) доля транспортных расходов составляет незначительную часть цены товара. Для традиционных продуктов более старых, индустриальных технологий (угля, стали, цемента, зерна) транспортировка, наоборот, связана с большими расходами и организационными трудностями. Аналогичная ситуация складывается в сфере сервиса. Гарантийное обслуживание промышленной или бытовой техники (индустриальные технологии) в России всегда будет затруднено из-за больших расстояний. Движение же информации (постиндустриальные технологии) и информационный сервис, дистантное образование, дистанционное медицинское консультирование с помощью новейшего электронного оборудования никак не зависят от расстояний или качества дорог. Они одинаково успешно реализуются на расстоянии и в десять, и в десять тысяч километров.
В результате мы приходим к несколько неожиданному, но достоверному выводу: природно-географические особенности России делают особенно выгодным широкое внедрение технологий постиндустриального общества, в том числе в сфере сервиса. Переход к широкому использованию постиндустриальных технологий в производстве и товаров, и услуг позволяет нашей стране эффективно компенсировать негативные факторы природной среды. Для нас этот переход еще более важен и полезен, чем для развитых стран Западной Европы. Он мог бы создать лучшие условия для быстрого развития творческих способностей миллионов людей и для удовлетворения всего комплекса их потребностей. Можно, наконец, сказать, что вступление в постиндустриальную эпоху — важнейшая потребность современного российского общества.
Литература к главе 5
1. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей.
9-е изд. СПб.: Питер, 2002.
2. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социаль
ного прогнозирования. М.: Academia, 1999.
3. Гужва Е. Г. Макроэкономика. Теории потребления: Учеб. пособие
для студентов специальности «Менеджмент» всех форм обучения.
СПб.: СПб ГАСУ, 1995.
4. Гужва Е. Г. Потребление в России и СССР: проблемы теории
и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль
тура. М.: ГУВШЭ, 2000.
6. Михайлов Н. Н. Социализм и разумные потребности личности. М.:
Политиздат, 1982.
7. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования по
требностей. М.: Высшая школа, 1987.
8. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисоло-
гию): Учеб. пособие. М.: МГУС, 2004.
9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 2. Экономика
предприятий сферы услуг / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. М.:
Кандид, 2001.
Вопросы для повторения
1. Какие существуют тины потребления?
2. Что такое благо?
3. Какими путями можно создан, спрос на основе потребностей?
А. И чем особенности потребления доипду(трнлльпо! о общества?
5. Каноны особенности потребления и индустриальном обществе?
(). Каковы особенное in рлквптпя потребностей в «обществе массо
вого потребления»?
7. Каковы особенности потребления н постиндустриальном обще
стве?
8. Как исторически развивалось потребление в России и в СССР?
9. В чем особенности потребления в современной России и как они
сказываются на развитии сервиса?
10. Как влияют на потребление и развитие сервисной деятельности
природно-климатические условия России?
11. Каковы основные стратегии потребительского поведения в усло
виях российских реформ 80-90-х гг. XX в.?
12. Как влияют на потребление и сервисную деятельность религиоз
ные традиции России?
§ 1. Классификация потребностей 131
Глава 6