Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров

Структура потребления становится все более сложной и разнооб­разной, ассортимент товаров и услуг расширяется. Повышается доля

Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru См.: Рылько Д., Демьяненко В. Мировая продовольственная проблема: уроки для Рос­сии // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 8. С. 30.

потребления товаров и услуг, характерных для постиндустриального общества — компьютеры и средства связи, а также соответствующие этой технике услуги, международный туризм и т. п. Возникает зна­чительный отрыв потребностей и потребления (и в материальной, и в духовной сфере) от национальных традиций. В страну начинают проникать единые стандарты и традиции потребления, которые на­чали формироваться в европейском сообществе в конце XX в.

Поведение потребителей в современном мире довольно сильно зависит также от религиозных традиций. Буддизм, ислам, иудаизм и три главных направления христианства — православие, католицизм и протестантизм — предлагают своим адептам несколько разные сис­темы ценностей, стратегии жизненного поведения и, следовательно, разные стандарты потребления. Даже люди, не разделяющие те или иные религиозные взгляды, находятся под влиянием выработанных церковью стандартов потребительского поведения. Это влияние про­исходит через сложившиеся в обществе традиции, семейное воспита­ние, подражание (конформистское поведение).

Наиболее распространенная в России идеология православной церкви включает в себя следующие установки потребительского по­ведения:

1. Цель потребления не стимулирование производства, развитие
способностей человека и т. п., а удовлетворение только основных,
базовых потребностей (все должны есть «хлеб свой насущный»).

2. Необходимо разумное ограничение потребления и отказ от по­
требления постоянно возрастающей массы материальных благ,
предлагаемых «обществом массового потребления».

3. Приоритетным для всех слоев общества должно быть приобще­
ние к духовной и интеллектуальной сферам деятельности. По­
требление духовных благ приоритетно по отношению к потребле­
нию материальных. Ограничение в потреблении материальных
благ может использоваться в целях духовного развития человека.

4. Целью духовного потребления является обретение душевного
равновесия, которое достигается путем приобщения к православ­
ной системе ценностей.

5. Важнейшими потребностями являются стремление к гармонич­
ным отношениям с природой и к потреблению натуральных про­
дуктов.

Церковь сама по себе является своеобразной сервисной организа­цией, так как официально провозглашает своей целью удовлетворе-

124 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей

§ 4. Потребление в современной России 125



Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru ние религиозных потребностей верующих («духовное окормление» и т. п.). При этом священнослужители называют религиозные по­требности духовными,хотя в действительности первые представля­ют собой одну специфическую разновидность духовных потребно­стей (существующую к тому же только у верующих людей). Важно иметь в виду, что религиозные взгляды потребителей оказывают влияние и на те потребности, которые удовлетворяются светскими сервисными организациями. Это влияние является наиболее силь­ным у представителей консервативных, традиционалистских тече­ний — например, у староверов в России, у исламских фундамента­листов (которых в России сравнительно немного), у сторонников ортодоксального иудаизма. Их требования к службам сервиса свя­заны с разнообразными традициями данных религий — ношением определенной одежды, соблюдением особых правил гигиены, у муж­чин — ношением бороды; иногда — с очень жесткой регламентацией поведения женщин (вплоть до запрета общения с кем-либо кроме близких родственников). Все эти особенности требуют самого скру­пулезного учета при организации сервиса, так как нарушение тради­ций обычно вызывает у религиозных людей негативную и даже аг­рессивную реакцию.

В целом можно сделать вывод, что в России, как и в других стра­нах, современные стандарты и традиции потребления являются ре­зультатом долгого исторического развития и без этой предыстории были бы необъяснимы. На них оказывают влияние экономика, куль­тура, политика (например, государственное регулирование) и рели­гия. Учет всех этих факторов необходим для организации и развития сервиса.

Кроме того, на сервисную деятельность оказывает влияние еще одна группа факторов, постоянно взаимодействующая с перечислен­ными здесь. Это особенности природной среды.

§ 4. Потребление в современной России: воздействие социальных и природных факторов на сервисную деятельность

В современной России на развитие потребления и сервисной дея­тельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее время (2005 г.) эта ситуация остает­ся крайне сложной и противоречивой. С одной стороны, достаточно

широкие слои населения предъявляют стабильный спрос как на ста­рые, так и на вновь возникающие виды услуг. С другой стороны, круп­нейшие современные экономисты и социологи дали негативную оцен­ку преобразований, проведенных в российском обществе за последние 15 лет (это, например, лауреаты Нобелевской премии по экономике М. Фридмэн, В. Леонтьев, Дж. Ю. Стиглиц). Выдающийся амери­канский социолог Мануэль Кастельс много лет изучал ситуацию в постперестроечной России и провел ее глубокий критический ана­лиз в особом разделе своего классического труда «Информационная эпоха»1. С его точки зрения, над Россией нависла угроза исключения из числа промышленно развитых государств и превращения на всю обозримую историческую перспективу в сырьевой придаток стран «Большой семерки» (вслед за африканским континентом, который необратимо «выпал» из системы глобальной экономики). О необхо­димости этого «исключения» России открыто говорят известный американский политолог Збигнев Бжезинский и ряд других круп­ных политических деятелей. В России фактически отсутствует эф­фективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новей­ших высокотехнологичных отраслей промышленности, что состав­ляет разительный контраст с политикой других стран, вступающих в эпоху постиндустриального общества, Не вдаваясь в анализ полити­ческих и экономических проблем, отмстим, что их острота и нере­шенность прямо влияют на развитие потребностей, потребления и сферы сервиса. В этой ситуации сервисным фирмам и службам необ­ходимо, во-первых, быть готовыми к крупным изменениям в эконо­мике и в других сферах общественной жизни, что может резко изме­нить условия потребления. Необходим постоянный анализ спроса и других значимых сдвигов, происходящих в обществе. Во-вторых, надо иметь в виду, что развитие сферы услуг прямо связано с постин­дустриальной тенденцией в экономике (по Д. Бэллу, идет формиро­вание «сервисной экономики») и объективно противодействует су­ществующим в обществе разрушительным силам. Состояние сферы услуг — довольно точный барометр состояния современного общест­ва в целом, сервис не может развиваться отдельно от всей общест­венной системы.

На развитие потребления в современной России влияют три круп­ных системных сдвига, которые происходят в экономике одновре­менно и развертываются параллельно друг другу:

Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru 1 Русский сокращенный перевод: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, об­щество и культура. М: ГУ ВШЭ, 2000. С. 435-490.

126 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей

§ 4. Потребление в современной России 127



1) Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru переход от преимущественно государственно-планового механиз­
ма национальной экономики к преимущественно рыночному;

2) переход к «обществу массового потребления» как завершающему
этапу развития индустриального общества;

3) переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Происходящий в современном мире процесс глобализации при­водит к увеличению мозаичности в развитии цивилизации. В прош­лом существовали богатые и бедные страны и регионы, во многих странах — богатый север и бедный юг (Италия), богатые и бедные го­рода. Распространение новейших постиндустриальных технологий приводит к тому, что труднопреодолимые границы начинают форми­роваться внутри каждой страны и города. В каждом городе появля­ются слои населения, которые освоили компьютерные технологии и стали" участниками глобальной экономики. Другие члены общества — жители того же города, квартала, дома — этими технологиями не владеют и могут претендовать в лучшем случае на сравнительно про­стую, низкооплачиваемую работу. В развитых странах появляются разные слои рабочей силы: одни способны работать только на уровне доиндустриальных технологий, другие освоили индустриальные, третьи — постиндустриальные. Подобный разрыв всегда существо­вал, например, в США, где, по данным американских социологов, был и по сей день сохраняется слой из нескольких миллионов че­ловек, которые практически неграмотны и неспособны к более или менее квалифицированному труду. В настоящее время слой малогра­мотного населения увеличивается и в России. По наблюдениям спе­циалистов, постоянно снижается также качество общего среднего образования. Люди с низким уровнем образования и невысокими до­ходами будут формировать специфический спрос на услуги, отли­чающийся от спроса состоятельных и высокообразованных слоев на­селения.

Специфика потребления в России во многом определяется не толь­ко социальными, но и природно-географическими условиями, силь­но отличающимися, например, от условий Западной Европы. В от­личие от экономических, географические условия более стабильны и могут быть точно спрогнозированы на много лет вперед (за исключе­нием, конечно, стихийных бедствий). Поэтому не так трудно опреде­лить особенности сервиса, вытекающие из природно-географических условий России. Правда, природные условия всегда взаимодейству­ют с менее стабильными экономическими, и результат этого взаимо-

действия, конечно, менее предсказуем, чем природные факторы сами по себе.

Природно-географическая специфика России выражается в сле­дующих основных чертах:

♦ огромные пространственные масштабы страны;

♦ суровый климат на большей части территории;

♦ чрезвычайная изменчивость, нестабильность природных процес­
сов и ограниченность так называемой эффективной территории
(т. е. пригодной для комфортного проживания, «не рискованно­
го» ведения сельского хозяйства и т. п.).

Эти природные особенности порождают социально-экономические последствия:

♦ обширность внутреннего рынка;

♦ высокие транспортные расход!.];

♦ низкую плотность населения;

♦ более низкий удельный вес городского населении но сравнению
с развитыми странами;

♦ многообразие стилей жизни и потребления, вытекающее из ре­
гиональной специфики, разнообразие предметов потребления,
рассчитанных на все времена года.

♦ высокий уровень потребления энергии;

♦ необходимость высокой самообеспеченности населения вблизи
мест проживания, развития легкой, пищевой промышленности
и сельского хозяйства по всей территории страны;

♦ потребность в ведении натурального хозяйства и в натуральном
потреблении (особенно возрастает в период кризисов);

♦ потребность во втором жилье (дачах, садоводствах) для жителей
городов.

Можно проследить, как перечисленные обстоятельства влияют на потребность в услугах и на специфику сервисной деятельности.

Все эти особенности создают дополнительные трудности для дви­жения России к «обществу массового потребления», но не являются непреодолимой преградой на пути его достижения.

Переход к технологиям постиндустриального общества — в том числе в сфере сервиса — чрезвычайно выгоден для России. Дело в том, что ни низкая плотность населения, ни высокие транспортные расходы, ни потребность в натуральном потреблении не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения ин-

128 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей

Вопросы для повторения 129



Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru формации в компьютерных сетях. При транспортировке высокотех­нологичной продукции (электроника, компьютеры) доля транспорт­ных расходов составляет незначительную часть цены товара. Для традиционных продуктов более старых, индустриальных технологий (угля, стали, цемента, зерна) транспортировка, наоборот, связана с большими расходами и организационными трудностями. Аналогич­ная ситуация складывается в сфере сервиса. Гарантийное обслужи­вание промышленной или бытовой техники (индустриальные техно­логии) в России всегда будет затруднено из-за больших расстояний. Движение же информации (постиндустриальные технологии) и ин­формационный сервис, дистантное образование, дистанционное ме­дицинское консультирование с помощью новейшего электронного обо­рудования никак не зависят от расстояний или качества дорог. Они одинаково успешно реализуются на расстоянии и в десять, и в десять тысяч километров.

В результате мы приходим к несколько неожиданному, но досто­верному выводу: природно-географические особенности России де­лают особенно выгодным широкое внедрение технологий постин­дустриального общества, в том числе в сфере сервиса. Переход к широкому использованию постиндустриальных технологий в произ­водстве и товаров, и услуг позволяет нашей стране эффективно ком­пенсировать негативные факторы природной среды. Для нас этот пе­реход еще более важен и полезен, чем для развитых стран Западной Европы. Он мог бы создать лучшие условия для быстрого развития творческих способностей миллионов людей и для удовлетворения всего комплекса их потребностей. Можно, наконец, сказать, что вступление в постиндустриальную эпоху — важнейшая потребность современного российского общества.

Литература к главе 5

1. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей.
9-е изд. СПб.: Питер, 2002.

2. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социаль­
ного прогнозирования. М.: Academia, 1999.

3. Гужва Е. Г. Макроэкономика. Теории потребления: Учеб. пособие
для студентов специальности «Менеджмент» всех форм обучения.
СПб.: СПб ГАСУ, 1995.

4. Гужва Е. Г. Потребление в России и СССР: проблемы теории
и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль­
тура. М.: ГУВШЭ, 2000.

6. Михайлов Н. Н. Социализм и разумные потребности личности. М.:
Политиздат, 1982.

7. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования по­
требностей. М.: Высшая школа, 1987.

8. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисоло-
гию): Учеб. пособие. М.: МГУС, 2004.

9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 2. Экономика
предприятий сферы услуг / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. М.:
Кандид, 2001.

Вопросы для повторения

1. Какие существуют тины потребления?

2. Что такое благо?

3. Какими путями можно создан, спрос на основе потребностей?
А. И чем особенности потребления доипду(трнлльпо! о общества?
5. Каноны особенности потребления и индустриальном обществе?
(). Каковы особенное in рлквптпя потребностей в «обществе массо­
вого потребления»?

7. Каковы особенности потребления н постиндустриальном обще­
стве?

8. Как исторически развивалось потребление в России и в СССР?

9. В чем особенности потребления в современной России и как они
сказываются на развитии сервиса?

10. Как влияют на потребление и развитие сервисной деятельности
природно-климатические условия России?

11. Каковы основные стратегии потребительского поведения в усло­
виях российских реформ 80-90-х гг. XX в.?

12. Как влияют на потребление и сервисную деятельность религиоз­
ные традиции России?

§ 1. Классификация потребностей 131

Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров - student2.ru Глава 6

Наши рекомендации