ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЯ МИКРОБОВ. НОРМАЛЬНАЯ МИКРОФЛОРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. МИКРОФЛОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ. МИКРОФЛОРА ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Распространение микробов в природе.
2. Роль микробов в круговороте веществ в природе.
3. Физиология микробов.
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: 1. Экология микробов. 2. Формы симбиоза микроорганизмов. 3. Симбиоз человека с микробами. 4. Нормальная микрофлора организма человека. 5. Отличия резидентов от патогенов. 6. Факторы, оказывающие влияние на количественный и видовой состав микрофлоры организма человека. 7.Методами лабораторной диагностики можно изучать микрофлору человека? 8. Роль микробов ризосферы в жизни растений. 9. Болезни лекарственных растений, вызываемые фитопатогенными бактериями, грибами и вирусами. 10. Роль микрофлоры в порче растительного лекарственного сырья и лекарственных средств. 11. Источники и пути попадания паразитических микробов в почву, воду и воздух. 12. Источники и пути микробного загрязнения (контаминации) растительного лекарственного сырья и готовых лекарственных средств. 13. Понятие о санитарно-показательных микроорганизмах. 14. Принципы санитарно-микробиологических исследований почвы, воды, воздуха. 15. Санитарно-бактериологическое исследование смывов с рук аптечных работников, посуды и оборудования. 16.Значение санитарно-микробиологических исследований в оценке санитарного состояния аптечных помещений, производственных цехов в соответствии с требованиями нормативных документов. | Студент должен уметь: 1. Проводить посев материала с пальцев рук на чашку с МПА (метод отпечатков). 2. Проводить посев отделяемого из носа и зева на кровяной агар. 4. Проводить санитарно-микробиологическое исследование почвы, воды, воздуха. 5. Проводить санитарно-бактериологическое исследование с аптечной посуды и оборудования. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Симбиоз –это --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Перечислите формы симбиоза:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Резиденты -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Патогены -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Дисбактериоз- это-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Заболевания, непосредственной причиной которых являются резидентные микробы, получили название -----------------------------------------
7. Что такое фитопатогенные микроорганизмы?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Назовите фитопатогенные бактерии:
______
3. Назовите фитопатогенные вирусы:
_
4. Назовите фитопатогенные грибы:
__
Что такое ризосферные микроорганизмы?
________________________
Какими микробами представлена группа ризосферных микроорганизмов?_____________________
Где расположена эпифитная микрофлора растений?
___________________________
Какие микробы являются типичными представителями эпифитной микрофлоры?_________________________
Как происходит заражение растений фитопатогенными микроорганизмами?____________________
Какие известны признаки порчи лекарственного сырья?______________________________
Какие существуют меры предупреждения порчи лекарственного сырья?______________________________
Какой показатель используют для оценки санитарного состояния лекарственного сырья?
__
Для какой цели используют определение санитарно-показательных микроорганизмов в объектах окружающей среды?__
Какие микробы относятся к санитарно-показательным?
______
САМОКОНТРОЛЬ
(выберите один правильный ответ)
1. Микроорганизмы, являющиеся характерными представителями микрофлоры толстого кишечника человека:
А. Вирусы
Б. Кишечная палочка
В. Бактероиды
Г. Микобактерии.
2. Препараты для восстановления нормальной микрофлоры кишечника человека:
А. Колифаг
Б. Бифидумбактерин
В. Левомицетин
Г. Пенициллин
3. Эубиотики применяют для:
А. Селективной деконтаминации
Б. Химиотерапии
В. Идентификации эубактерий
Г. Лечения дисбактериоза
4. Эубиотики:
А. Колибактерин
Б. Колибактериофаг
В. Левомицетин
Г. Интерферон.
При лечении дисбактериоза что необходимо сделать в первую очередь?
А. Назначить эубиотики;
Б. Устранить причину (причины) возникновения дисбактериоза;
В. Назначить витамины;
Г. Назначить антибиотики.
Почему нормальная микрофлора организма человека является антагонистом для патогенных микроорганизмов?
А. Потому что синтезирует витамины;
Б. Потому что содержит микроэлементы;
В. Потому что синтезирует бактериоцины;
Г. Потому что на нормальную микрофлору не влияют антибиотики.
Каково значение нормальной микрофлоры кишечника человека (укажите три правильных ответа)?
А. Синтезирует витамины;
Б. Не имеет никакого значения;
В. Выполняет защитную функцию;
Г. Нарушает процессы пищеварения;
Д. Принимает участие в пищеварении;
Е. Не синтезирует витамины.
Какие причины могут привести к развитию дисбактериоза (укажите три правильных ответа)?
А. Стресс;
Б. Продолжительная антибиотикотерапия;
В. Нарушение питания;
Г. Прием эубиотиков;
Д. Прием витаминов;
Е. Все вышеперечисленное.
Какой микроорганизм является санитарно-показательным для воздуха?
А. Кишечная палочка
Б. Золотистый стафилококк
В. Вейлонеллы
Г. Фузобактерии.
Какой микроорганизм является санитарно-показательным для воды?
А. Эпидермальный стафилококк
Б. Кишечная палочка
В. Спирохеты
Г. Менингококки.