Политический потенциал современной биологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ
020400.62 – биология
Группа 01-204
Дисциплина «Философские проблемы биологии»
Модуль «Биология в контексте современной культуры»
РЕФЕРАТ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ
БИОЛОГИИ
Выполнил:
Жарников Евгений Витальевич
Казань – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………… 3 Политический потенциал современной биологии…………………………………..... 4 Биополитически значимые тенденции и закономерности живого............................... 5 Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений.......................................................................................................................... 6 Этологические и социо-биологические основания современных биополитических концепций........................................................................................................................... 8 Основные паттерны социабельного поведения в мире живых организмов и в человеческом обществе.................................................................................................... 9 Проблемы власти и властных отношений в биополитической перспективе............ 10 Взаимоотношения ученых и власти............................................................................... 10 Список использованной литературы………………………………………….............. 11
Введение
Что такое биополитика?
Биополитика — это совокупность приложений наук о жизни (биологии в целом, генетики, экологии, эволюции и др.) в политической сфере. Появление термина отражает возросшее социальное, экономическое и политическое значение наук о жизни, включая биологию. Под биополитикой в прошлом понималась политика, представители которой в своей деятельности опираются на представление о неравенстве человеческих рас, что оправдывает расизм, шовинизм и агрессивные действия в отношении других народов. Разные определения биополитики в конечном счете связаны с вопросом о месте человека в планетарном многообразии жизни, о связи, родстве, сходстве, взаимозависимости между человечеством и всем биосом.
В рамках широкой интерпретации содержания биополитики можно говорить о следующих основных направлениях исследований:
̶ Интерпретацию природы человека как политического актора (Homo politicus) с позиций биологического натурализма (представления о человеке как продукте биологической эволюции, как особого биологического вида, наделенного разумом членораздельной речью, развитой культурой, технологией и другими уникальными характеристиками и тем не менее представляющего часть планетарного многообразия живого); ̶ ̶ Анализ эволюционно-биологических корней человеческого общества и политических систем, с особым вниманием к социальным структурам (иерархиям доминирования и неиерархическим системам) высших приматов и первобытных людей; ̶ Применение подходов, первоначально разработанных О. Хайнротом, К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. Фришем и другими этологами для изучения поведения животных, к социальному поведению и политической деятельности человека; особое внимание уделяется исследованию с позиций социальной этологии, экологии, социобиологии, эволюционной психологии таких явлений, как коллективная агрессия, ксенофобия, политическая власть, политическое лидерство и др.; ̶ Исследование физиологических параметров и факторов политического поведения, включая генетическую детерминацию политически важных характеристик человека и влияние нейрофизиологических факторов (значение структурных особенностей мозга, действие дофамина, серотонина, норадреналина и других нейрохимических агентов на психику, поведение, политическую активность); ̶ Анализ современных практических политических проблем, связанных с биологией, в том числе задачи охраны многообразия живого и экологии планеты, проблем, связанных с политическим регулированием разработок в области генной инженерии, биотехнологии и биомедицины, вопросов демографической политики и др.
[Олескин А.В.]
Политический потенциал современной биологии
Природа человека: философский фундамент биополитики.Мыслители разных эпох задавались вопросом – каков человек по своей природе? Добр он или зол? Консервативен ли он или пластичен по своей природе? Рождается ли он с определенными моральными стандартами, представлениями о мире, врожденными знаниями языка или человек в момент рождения представляет собой tabula rasa, «глиняную табличку», поверх которой может быть нанесен любой текст? Современная биология способствует пониманию человека как части единого планетарного био-разнообразия, продукта биологической эволюции. Даже неоспоримые уникальные характеристики человека в рамках такого подхода предстают как тем не менее продукты эволюционного развития («уникальные адаптации»). Такая трактовка природы человека соответствует философии натурализма. На позициях натурализма, кроме самой биополитики, стоят и другие области гуманитарной биологии, в частности, к ней тяготеют многие направления современной биоэтики. Эволюционно-биологическое происхождение человеческого социума и его политических систем. Данная конкретизация натурализма в биополитике восходит к знаменитой дарвиновской книге «Происхождение человека». Это направление тесно смыкается с антропологией, социологией малых групп, социальной психологией, теорией менеджмента и призвано ответить на следующие вопросы: Как возникли в ходе биологической эволюции человекообразных обезьян, гоминид и далее первобытных людей политические системы (вначале орды и племена, далее государства)? Что может эволюционно-биологическое прошлое политики рассказать нам об ее настоящем и будущем (память генов и др.)? Какие конкретные организационные разработки – социальные технологии -- например, проекты творческих коллективов, возможны на биополитической базе (можно ли, творчески воспроизвести в нынешних условиях оргструктуру первобытной группы охотников-собирателей или сообщества шимпанзе)? Этологический подход к социальному поведению и политической деятельности человека. Этология в целом определяется как одно из направлений биологии, посвященное изучению поведения животных. В приложении к человеку речь идет о вопросе --- в каких отношениях индивидуальное и коллективное поведение людей уподобляется поведению животных. В этой связи упомянем, что О. Хайнрот говорил, что «животные – это крайне эмоциональные люди, обладающие очень небольшим интеллектом». Биополитики весьма интенсивно исследуют это направление, ища корни человеческой агрессивности, национализма, расизма, вообще разделения «своих» и «чужих» не только в социокультурных факторах, но и в древних поведенческих тенденциях человека, унаследованных им у животных. Так Сомит и Петерсон в книге «Дарвинизм, доминирование и демократия» утверждают, что природа снабдила человека (и других социальных животных) врожденным предрасположением к формированию иерархических структур, основанных на жестком доминировании со стороны всевластных вожаков. С этих позиций демократия выступает как искусственный конструкт разума, и этим указанные биополитики пытаются объяснить хрупкость демократии и относительную редкость демократических режимов даже в наш «просвещенный» век. Физиологические факторы: влияние на человеческое социальное (политическое) поведение. Человек тщится представить себя неким абстрактным разумом, «бестелесным оком», принимающим решения (в том числе политические) на рациональной основе. Однако фактически каждый из нас знает, что наш разум неразрывно связан с нашим телом.Субстратом мышления служит мозг – часть тела, подвластного законам физиологии. Именно нейрофизиологи вступают ныне в тандем со многими видными биополитиками. К числу соматических факторов, влияющих на политическое поведение, особенно на деятельность политической элиты, относятся стресс, усталость, болезни, гормональный дисбаланс в организме, употребление лекарств, наркотиков и алкоголя. Р. Мастерс показал взаимосвязь между загрязнением среды тяжелыми металлами (свинец, марганец, кадмий) и количеством импульсивных преступлений (акты насилия над личностью, поджоги, убийства под влиянием неконтролируемого приступа агрессивного поведения в разных штатах США). [Олескин А.В.]