Анаэробный путь окисления глюкозы и гликогена
13. Что такое гликолиз и гликогенолиз? На какие стадии принято делить гликолиз? Дайте общую характеристику каждой стадии гликолиза, назовите ферменты, лимитирующие скорость окисления глюкозы по этому пути.
14. Чем отличается аэробный и анаэробный гликолиз? Какой метаболит является конечным акцептором водорода от НАДН2 в реакциях гликолиза в анаэробных условиях?
Где в организме и при каком физиологическом состоянии накапливается много лактата; какова его судьба?
15. Что такое гликолитическая оксидоредукция? Напишите уравнения этих реакций, дайте объяснение.
16. Опишите уравнения реакции I стадии гликолиза, идущие с потреблением энергии АТФ.
17. Опишите схему реакции II стадии гликолиза, идущих с выделением энергии. Дайте определение понятию "субстратное фосфорилирование".
18. В чем заключается биологическое значение гликолиза и гликогенолиза? Чем отличаются эти процессы? Рассчитайте баланс энергии этих путей окисления глюкозы.
19. Каковы механизмы переключения окисления глюкозы с аэробного пути на анаэробный и наоборот (Эффект Пастера)?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ № 3
Глюконеогенез. Цикл Кори. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы
I. Пентозофосфатный (фосфоглюконатный) путь окисления глюкозы (ПФП)
1. Что понимают под апотомическим распадом глюкозы? Как иначе называется этот процесс?
2. Опишите реакции окисления глюкозы до образования фосфопентоз (окислительная стадия). Назовите ферменты и коферменты этих реакций.
3. Какова судьба водорода, отщепляемого при дегидрировании субстратов пентозного цикла?
4. Опишите схему возвращения пентоз в фонд гексоз (неокислительная стадия). В чем заключается биологический смысл второй стадии пентозного цикла?
5. В чем заключается биологическая роль апотомического распада глюкозы?
6. Какова интенсивность протекания апотомического распада глюкозы в различных тканях?
7. Как регулируется ПФП - окисления глюкозы?
8. Является ли апотомический распад глюкозы аэробным или анаэробным процессом? (Ответ поясните).
II. Глюконеогенез.
1. Дайте определение понятию глюконеогенеза. Назовите исходные субстраты, используемые в этом процессе.
2. В каких органах наиболее интенсивно протекает глюконеогенез?
3. Опишите процессы биосинтеза глюкозы из: а) пирувата, б) лактата, в) аланина, г) глицерина.
4. Как преодолеваются необратимые реакции дихотомического распада углеводов при глюконеогенезе? Опишите реакции обходных путей. Перечислите участвующие ферменты.
5. Расскажите о регуляции глюконеогенеза. Назовите регуляторные ферменты этого процесса и механизмы их активации и ингибирования.
6. Где в организме и при каком физиологическом состоянии накапливается много молочной кислоты? Какова её судьба (цикл Кори)?
7. Назовите гормоны, регулирующие скорость глюконеогенеза.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ № 4
Нарушения углеводного обмена
1. Каковы механизмы гормональной регуляции углеводного обмена (инсулин, адреналин, глюкагон, глюкокортикоиды, кортизол)?
2. Гипергликемии (внегормональные, гормональные). Гипогликемии (внегормональные, гормональные).
3. Какова роль печени в углеводном обмене?
4. Нарушения углеводного обмена при сахарном диабете: а) Как влияет инсулин в норме на обменные процессы в организме и как меняется его действие при сахарном диабете?
б) Перечислите основные симптомы сахарного диабета.
в) Каковы причины возникновения гипергликемии, глюкозурии, полиурии при сахарном диабете?
г) Каковы причины возникновения кетонемии и кетонурии при сахарном диабете?
д) Что такое "кетоацидоз"? Когда и почему он возникает, к чему может привести?
5. Назовите причины возникновения стероидного диабета (гиперкортицизм).
6. Наследственные нарушения углеводного обмена
а) причины и биохимические нарушения при галактоземии и фруктоземии.
б) гликогенозы и агликогенозы
в) недостаточность ферментов, расщепляющих дисахара в ЖКТ.
Итоговое занятие по теме модуля: «Обмен углеводов»
См. вопросы к занятиям №№ 1, 2, 3, 4.
Темы реферативных докладов
1. Ферменты и субстраты углеводного обмена в лабораторной диагностике заболеваний, связанных с нарушением углеводного обмена.
3. Обратимость гликолиза, ресинтез гликогена из молочной кислоты.
3. Генетически обусловленные нарушения углеводного обмена.
4. Нарушение углеводного обмена при гипоксии.
5. Влияние алкогольной интоксикации на углеводный обмен.
6. Роль печени в углеводном обмене.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Биохимия: учебник для вузов /Под ред. С.Е. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 624 с.: ил.
2. Лабораторные работы по биохимии (для студентов лечебного факультета). – Тверь, 2012. – 94 с.
3. Иллюстрированная биохимия (метаболические карты) /Под ред. Ю.Н. Боринского. – Тверь, 2004.
Дополнительная литература
1. Лекции по биохимии.
2. Боринский Ю.Н., Дьячкова Л. Я, Лещенко Д. В., Белякова М. Б, Жигулина В.В., Наместникова И.В. Ситуационные задания по биологической химии. Часть 1 - Тверь: ТГМА, 2012- с. 56.
3. Боринский Ю.Н.,. Дьячкова Л. Я, Лещенко Д. В., Белякова М. Б, Жигулина В.В., Наместникова И.В. Задания в тестовой форме по биохимии - Тверь: ТГМА, 2012- с. 91.
4. Биохимия с упражнениями и задачами: учебник /Под ред. Е.С. Северина. - М.: ГЭОТАР — Медиа, 2008. - 384 с.: ил.
5. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1998.
6. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001
7. Березов Т.Т. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1976.
8. Алейникова Т.Л. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высшая школа, 1988.
9. Щербак И.Г. Биологическая химия. СПб.: Изд. СПбГМУ, 2005. – 480 с.
10. Клиническая биохимия /Под ред. В.А Ткачука. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – 360 с.
11. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы патохимии. – СПб.: ЭЛБИ, 2000. – Ч.2.
12. Хорст В. Молекулярные основы патогенеза болезни. – М.: Медицина, 1982.
13. Страйер А. Биохимия. - М: Мир, 1984.
14. Медицинские лабораторные технологии. Справочник /Под. ред. А.И. Карпищенко. – СПб.: Интермедика, 1999.