Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практиче­скую значимость;

• применять методы биологической науки при изуче­нии организма, человека: проводить наблюдения за со­стоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и про­ектной деятельности по изучению организма челове­ка: приводить доказательства родства человека с мле­копитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы: жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функ­циями.

• ориентироваться в системе познавательных ценно­стей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных, источников, последствия влия­ния факторов риска на здоровье человека.

• Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморо­жениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценно­стей по отношению к собственному здоровью и здоро­вью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литерату­ре информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презен­таций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел 3

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерно­сти, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изуче­ния общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, эко­системы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследова­тельской деятельности по изучению общих биологиче­ских закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окру­жающей среды; выделять отличительные признаки жи­вых организмов; существенные признаки биологиче­ских систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценно­стей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельно­сти человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях дея­тельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры учителей естественных наук от 27.08.2014. № 1 ______________ Ермаченко Л.Е.     СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР __________ Климентовская Н.Н.   28.08.2014.

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________ Климентовская Н. Н.

«28» августа 2014 года

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 43

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс 5

Учитель Ермаченко Лариса Евгеньевна

Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Ермаченко Ларисы Евгеньевны, решение педсовета, протокол № 1 от 29.08.2014 года

Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Дата проведения оборудование Основные виды учебной деятельности (УУД) Домашнее задание
План факт
5 в 5 в
Тема 1. Биология – наука о живом мире (Л/р - 2)          
1. Урок 1. Биология – наука о живой природе 01.09.-05.09.   Мультимедийный проектор, компьютер, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Формировать образ мира. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию Коммуникативные Формировать компетентности в общении Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. § 1
2. Урок 2. Свойства живых организмов 08.09.-12.09.   Мультимедийный проектор, компьютер, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Признавать высокую степень жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные Самостоятельно выделять необходимую информацию. Регулятивные Составление плана и последовательности действий § 2
3. Урок 3. Методы изучения живой природы 15.09.-19.09.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Знание основных принципов и правил отношения к природе. Коммуникативные Владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные Поиск и выделение необходимой информацией. Регулятивные Умение контролировать своё время и управлять им. § 3
4. Урок 4. Правила работы с увеличительными приборами. Лабораторная работа № 1. «Устройство увеличительных приборов и правила рабо­ты с ними».   22.09.-26.09.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Готовность к самообразованию и самовоспитанию. Коммуникативные Умение работать в группах. Познавательные Развивать навыки самопознания. Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач. § 4
5. Урок 5. Многообразие и строение клеток. Лабораторная работа № 2. «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». 29.09.-03.10.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Устанавливать связи между частным и общим. Коммуникативные Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных зада Познавательные Осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объёмом к понятиям с большим объёмом. Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане. § 5, стр.19-21
6. Урок 6. Ткани.   06.10.-10.10.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Устанавливать связи между частным и общим Коммуникативные Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром. Познавательные Давать определения понятиям. Регулятивные Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы § 5, стр.21-25
7. Урок 7. Химический состав клеток 13.10.-17.10.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Осуществлять основы коммуникативной рефлексии. Познавательные Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Регулятивные Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия. § 6
8. Урок 8. Процессы жизнедеятельности клетки   20.10.-24.10.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Знание основных процессов жизнедеятельности в живых системах Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Строить логические рассуждения. Регулятивные Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. § 7
9. Урок 9.Урок – обобщение по теме: «Биология – наука о живом мире». 27.10.-31.10.   Микроскопы, Мультимедийный проектор, компьютер, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Работать в группе. Осваивать основы коммуникативной рефлексии. Познавательные Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные Саморегулирование в познавательной деятельности . Умение делать выводы на основе сравнения биологических объектов и процессов § 1-7
Тема 2. Многообразие живых организмов (л/р - 3)          
10. Урок 1. Царства живой природы. 10.11.-14.11.   Мультимедийныйпроектор, компьютер, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», гербарные экземпляры растений.   Личностные Знать основы классификации царств живой природы Коммуникативные Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения. Познавательные Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели. § 8
11. Урок 2. Бактерии. Строение и жизнедеятельность.   17.11.-21.11.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Давать определения понятиям. Развивать навыки самопознания Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению § 9
12. Урок 3. Значение бактерий в природе и жизни человека. 25.11.-29.11.   Мультимедийныйпроектор, компьютер, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», гербарные экземпляры растений.   Личностные Формировать экологическое сознание у учащихся. Знать основные способы здорового образа жизни Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Регулятивные строить жизненные планы во временной перспективе. § 10
13. Урок 4. Растения. Низшие растения. 02.12.-06.12.   Мультимедийныйпроектор, компьютер, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», гербарные экземпляры растений.   Личностные Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. Познавательные Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению § 11, стр. 45-46, 49-51
14. Урок 5. Растения. Высшие растения. Лабораторная работа № 3. «Изучение органов цветкового растения».   09.12.-13.12.   Мультимедийныйпроектор, компьютер, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», гербарные экземпляры растений, натуральные объекты.   Личностные Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Познавательные Проводить наблюдение и исследование. Уметь структурировать текст. Регулятивные Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. § 11, стр. 46-49
15. Урок 6. Животные. Лабораторная работа № 4. «Изучение строения позвоночного животного». 16.12.-20.12.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», микролаборатория Личностные Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения Регулятивные Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. § 12
16. Урок 7. Грибы. 23.12.-27.12.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Знать основные процессы жизнедеятельности в живых системах Коммуникативные Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения Познавательные Проводить наблюдение и исследование. Уметь структурировать текст. Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению § 13
17. Урок 8. Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа № 5. «Изучение строения плесневых грибов». 12.01.-16.01.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Формировать экологическое сознание у учащихся. Коммуникативные Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Познавательные Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач. § 14
18. Урок 9. Лишайники. 19.01.-23.01.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», натуральные объекты.   Личностные Формировать экологическое сознание у учащихся Коммуникативные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Познавательные Давать определения понятиям. Развивать навыки самопознания. Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению § 15
19. Урок 10. Значение живых организмов в природе и жизни человека   26.01.-30.01.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Регулятивные Саморегулирование в познавательной деятельности осознанное поведение и управление своей деятельностью.   § 16
20. Урок 11. Урок – обобщение по теме: «Многообразие живых организмов».     02.02.-06.02.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология». Личностные Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Знать основы классификации царств живой природы Коммуникативные Осваивать основы коммуникативной рефлексии. Осуществлять коррекцию, контроль, оценку действий партнёра. Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Регулятивные Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия § 8-16
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля          
21. Урок 1. Среды жизни на планете Земля.   09.02.-13.02.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Сформировать экологическое сознание Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане § 17
22. Урок 2. Экологические факторы среды 16.02.-20.02.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Знание основных принципов и правил отношение к природе. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. Познавательные Давать определения понятиям. Развивать навыки самопознания Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели § 18
23. Урок 3.Приспособления организмов к жизни в природе. 23.02.-27.02.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Знать основные процессы жизнедеятельности в живых системах Коммуникативные Строить логические рассуждения. Познавательные Уметь структурировать текст. Регулятивные Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. § 19
24. Урок 4. Природные сообщества 02.03.-06.03.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Сформировать экологическое сознание Коммуникативные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Познавательные Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций Регулятивные Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы § 20
25. Урок 5 Природные зоны России. 09.03.-13.03.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Формировать историко - географический образ России. Коммуникативные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Регулятивные Составление плана и последовательности действий. § 21
26. Урок 6. Жизнь организмов на разных материках. 16.03.-20.03.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Сформировать экологическое сознание Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане. Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач. § 22
27. Урок 7. Жизнь организмов в морях и океанах. 30.03.-03.04.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Сформировать экологическое сознание. Коммуникативные Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения. Познавательные Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач. § 23
28. Урок 8. Урок – обобщение по теме: «Жизнь организмов на планете земля». 06.04.-10.04.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Познавательные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Регулятивные Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия § 17-23
Тема 4. Человек на планете Земля          
29. Урок 1.Появление человека на Земле. 13.04.-17.04.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Владеть устной и письменной речью. Строить монологическое контекстное высказывание. Познавательные Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей. Регулятивные Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Прогнозировать и предвидеть будущие события и развития процесса. § 24
30. Урок 2. Воздействие человека на природу. 20.04.-24.04.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Любовь к природе, оптимизм в восприятии мира. Готовность к выполнению моральных норм в отношении живого мира. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов и объектов. Регулятивные Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения цели. § 25
31. Урок 3. Охрана живого мира на Земле. 27.04.-01.05.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Готовность к выполнению моральных норм в отношении живого мира. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. Познавательные Давать определения понятиям. Развивать навыки самопознания Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели § 26
32. Урок 4. Сохраним богатства живого мира. 04.05.-08.05.     Личностные Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Регулятивные Прогнозировать и предвидеть будущие события и развития процесса. Составление плана и последовательности действий. § 27
33. Урок 5. Урок – обобщение по теме: «Человек на планете Земля». 11.05.-15.05.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Знание основных принципов и правил отношение к природе. Коммуникативные Осваивать основы коммуникативной рефлексии. Осуществлять коррекцию, контроль, оценку действий партнёра Познавательные Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач. § 24-27
34. Урок 6. Летние проекты. 18.05.-22.05.   Мультимедийный проектор, компьютер, Микроскоп, Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» Личностные Готовить к позитивной самооценке и Я - концепции, к компетентности в поступках и деятельности. Потребность в самовыражении и самореализации. Коммуникативные Потребность в самовыражении и самореализации Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Регулятивные Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения цели. Подготовить летние проекты
Итого: л/р – 5 , п/р – , экскурсий -
 

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________ Климентовская Н. Н.

«28» августа 2014 года

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 43

Наши рекомендации