Современный учитель биологии

…Мы вступаем в новую эру воспитания, целью

которого является скорее открытие,

нежели обучение.

Маршал Маклюэн

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности.

Современный учитель должен быть не только “включен” своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.

Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.

О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации.

Для этого можно предложить учащимся такие задания:

Урок в 6 классе. Обобщение темы «Ткани растений и животных»

Задание 1. Установление связи строения ткани и выполняемой функцией.

Задание 2. Применение знаний в новой ситуации:

Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?

Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть профессиональными компетенциями. Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя. Профессиональные компетенции Можно выделить 6 основных: Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке. ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении. Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению. Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками. Личные качества преподавателя Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности. Считается, что биология в школе должна преподаваться личностью, обладающей: чувством юмора; эмоциональностью; выразительностью речи; творческим началом; организаторскими способностями; дисциплинированностью; настойчивостью; целеустремленностью. В сочетании с профессиональными критериями получается портрет современного педагога.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что учитель – это суперчеловек, многогранная, разносторонне развитая личность, гений своего дела. Мы – учителя – передаем свой опыт и свои знания ученикам, чтобы воспитать в каждом из них Человека.

Современные ученые-биологии

Продвижение науки – это удел талантливых и трудолюбивых людей, которые не побоялись в свое время выдвинуть именно свою гипотезу, предложить проект, изобрести новое устройство. Совершенствуясь, человечество за каждое тысячелетие увидело множество особенных, интересных и важных открытий в области биологии. Кто те самые люди, которые прославили Казахстан? Кто эти известные биологи?

В 2012 году Синъя Яманака совместно с Джоном Гёрдоном стали лауреатами Нобелевской премии за открытие 2006 года — получение плюрипотентных стволовых клеток мыши путем эпигенетического перепрограммирования. За последующее десятилетие не менее десятка научных групп добились впечатляющих успехов в данной области, в том числе с человеческими клетками. Это предвещает скорые прорывы в терапии рака, регенеративной медицине, а также в клонировании человека (или его органов).

В 2007 году объединение ученых университета Висконсис-Мэдисон и Киотского университета провели один эксперимент, благодаря которому клетки кожи взрослого человека стали вести себя как стволовые клетки эмбриона. Клетка смогла трансформироваться практически в любой вид. Финансовые рамки можно отбросить, ведь таким образом, клетки из ДНК человека могут стать органом для пересадки. Выращенный таким способ орган, не будет отторгаться организмом пациента.

Жажда научных открытий не дает покоя ученым всего мира, в том числе и казахстанским. Разработки в различных областях науки ведутся как отдельными авторами, так и большими коллективами.

Директор Казахстанско-японского инновационного центра, доктор химических наук, профессор Дияс Мырзакожа создал новую, простую методику диагностирования рака без анализа крови на самой ранней стадии заболевания, путем использования свойств альбумина – белка, своего рода зеркально отражающего состояние всего организма. На разработку метода ушло 20 лет. В настоящее время способ используют только в одной частной клинике.

Безусловным является ученый «Назарбаев Университета» Дана Акылбекова. Девушка находится на пороге невероятного открытия, способного помочь миллионам людей, болеющих сахарным диабетом. Речь идет о введении в кровь микрочастиц, которые ежедневно будут освобождать гормон инсулин. На практике это означает, что больной, который вынужден делать 5–6 инъекций инсулина в день, перейдет на один укол… в несколько лет.Чтобы довести свое изобретение до конкретного лекарственного препарата, предстоит проделать немало работы. Ученый посетовала, что очень трудно найти добровольцев, которые могли бы помочь науке испытать препарат. К слову, в этом году Дана Акылбекова была признана лучшим молодым ученым Казахстана и стала обладателем приза в 7,5 млн тенге от Министерства по инвестициям и развитию РК.

Баязитова Кульбарам Нургалиевна – преподаватель, кандидат сельскохозяйственных наук Баязитовой К.Н. разработаны и изданы около 25 учебно-методических пособий, опубликовано более 50 научных статей, участвует в таких научных проектах как: подпроект "Повышение племенных и продуктивных качеств курдючных овец в СКО"; подпроект "Оптимизация урожайности и качества овощных культур в защищенном грунте в условиях СКО" в рамках проекта МСХ РК и Всемирного Банка "Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции".

В XX веке биология как наука шла вперед большими шагами, а начало XXI века уже примечательно открытиями. Можно предположить, что новые открытия в биологии откроют много тайн и загадок, которые, возможно, смогут перевернуть все былые знания и утвержденные теории.Разумеется, это далеко не полный список выдающихся ученых, и ученых, которые стремительно набирают популярность.

Открытия в области биологии

Конец XXвека и начало XXI, повлекли за собой вереницу открытий. Новые открытия в биологии выстраивают перед собой кучу вопросов, которые заставляют задумать ученых о том, что все не так просто в этом мире. Поиск истины – вот главная цель исследователей. Развитие биологии, как самостоятельной науки о жизни, началось еще в древние времена и продолжается сейчас в нескольких направлениях. В частности если говорить о менее упоминающих открытиях в биологии (это не значит, что они менее значительны), хочется вспомнить следующие:

значительно усовершенствовались технологии и методы определения белковых цепочек. Люди научились определять последовательности в структуре ДНК, а также устанавливать определенные аминокислотные последовательности белков. Такое открытие позволяет ученым практически полностью без всяких трудностей читать генетический код любого живого организма;

ускорилась и улучшилась разработка искусственных органов. Ученые научились выращивать мышцы, ткани печени, волосы и даже работающие клапаны сердца. От дальнейшего развития этих открытий, возможно, зависит множество человеческих жизней.

Открытие новых биологических видов

Практически каждый день в общие мировые базы ДНК добавляются все новые и новые данные о неизвестных до сих пор человечеству видах живых организмов. За период конца 2013-2014 годов удалось собрать данные о многих новых представителях флоры и фауны, мы же тут вспомним лишь некоторые из них.

Олингито

Это хищное млекопитающее по своему внешнему виду напоминает безобидную плюшевую игрушку, поэтому с его открытием образовался настоящий фурор среди любителей зверей. Животное было открыто в августе 2013 года в результате многолетних исследований зоолога из США Кристофера Хелджена.

Дерево дракона Кавесака

Как отдельный биологический вид это дерево было идентифицировано лишь в прошлом году. Почему этот яркий представитель флоры Таиланда долгие годы оставался незамеченным до сих пор остается загадкой. Тем не менее, вид был обнаружен недавно, поэтому относится к современным открытиям в биологии.

Новые открытия в биологии XXI века

Исследование «Геном человека», завершилось в 2006 году. Данный проект был назван самым важным исследованием в области биологии. Главная цель работы – определить последовательность нуклеотидов, а также изучить около 20 000 тыс. генов человека. Под руководством ученого Джеймса Уотсона, в 2000г. была представлена часть структуры генома, а в 2003г. исследование структуры были завершены. Невзирая на то, что официально «Геном человека» был закончен в 2006 году, анализ некоторых участков продолжается и сегодня. Данное исследование открывает новые теории эволюции. Знания, полученные в ходе работы, уже активно используются в медицине.

Открытыя Казахстана

Жажда научных открытий не дает покоя ученым всего мира, в том числе и казахстанским. Разработки в различных областях науки ведутся как отдельными авторами, так и большими коллективами.

Безусловным является ученый «Назарбаев Университета» Дана Акылбекова. Девушка находится на пороге невероятного открытия, способного помочь миллионам людей, болеющих сахарным диабетом. Речь идет о введении в кровь микрочастиц, которые ежедневно будут освобождать гормон инсулин. На практике это означает, что больной, который вынужден делать 5–6 инъекций инсулина в день, перейдет на один укол… в несколько лет.Чтобы довести свое изобретение до конкретного лекарственного препарата, предстоит проделать немало работы.

Группа молодых ученных из Назарбаев Университета работает над созданием уникального препарата, убивающего все раковые клетки, не повреждая при этом здоровые ткани. Вторая разработка студентов НУ – гелиоколлектор (устройство для захвата солнечной энергии с преобразованием ее в теплоинновационные устройства), в скором времени их начнут производить в промышленных масштабах.

В силу быстрого технического прогресса и общего эволюционного развития человечества, с каждым годом все больше и больше люди учатся познавать этот мир. Все науки развиваются. Развиваются они благодаря новым открытиям в определенной области. И биология не исключение.

Биология в нашей жизни

Биология играет большую роль в жизни живых организмов. Среда их обитания-природа, окружающая живых организмов, с которой они взаимодействуют. Знать биологию – это значит знать законы, по которым живут все организмы. Полезно знать разделы биологии – ботанику, зоологию и другие… Изучая ботанику, можно узнать, какие растения полезны, какие ядовиты, как их использовать в медицине и бытовой жизни. Изучая зоологию, можно узнать, о разновидностях животных, которые живут бок о бок с нами, людьми.

Значение биологии в нашей жизни очень велика. В наше время перед человечеством встают такие общие проблемы, как охрана здоровья и природы, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете.

При разных заболеваниях человек использует лекарства. Большинство лекарств получают из разных растений. Всемирные ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных. Исследования направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи.

Однако активная и не прерывная хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению окружающей среды и всего живого вредными веществами, к уничтожению лесов, полей, водоемов. Исчезновение любого вида организмов приводят к безвозвратной потере, для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому все человечество должно охранять, беречь природу, все живые организмы.

Биология в нашей жизни

Биология в нашей жизни – это все живое вокруг нас. Но разве можно представить живое без солнца, воздуха, воды, тепла? Разве полной будет картина жизни без радуги в небе, облаков, журчащего ручейка, снеговых шапок на горных вершинах…

Биология – это воздух, которым я дышу, ведь этот живительный воздух – продукт деятельности растений. Вот и получается, что живое неотделимо от неживого и включает окружающий мир во всем его многообразии.

Границы биологии в моей жизни постоянно расширяются, все новые и новые объекты становятся жизненно важными для меня: мой дом, мои родные, мои домашние питомцы, родное село, и, конечно же, моя родная заволжская степь. Я родилась в степном крае, с детства любовалась необозримыми просторами полей, вдыхала горьковатый запах полынных трав, наблюдала парящих в небе орлов, слушала волнующие песни жаворонков. Я впитала в себя эти неповторимые звуки, запахи и краски степной природы. Она пленяет и трогает меня своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но есть красота внутренняя, раздолье, спокойствие, степенность, величие и вечность.

Мои первые впечатления о живой природе связаны со скромным одуванчиком. Рядом с моим домом их росло великое множество, целые россыпи. С каким интересом я наблюдала за превращением цветков-солнышек в летучие облачка плодов и сдувала их пушистые головки, угадывая «бабку» или «дедку».

Один из основных методов изучения биологии – наблюдение. Я люблю наблюдать природные явления в любое время года: меня волнует летнее разнотравье и птичье многоголосье, я обожаю багряно-желтые краски осени, с нетерпением жду встречи со свиристелями и дроздами-рябинниками зимой. Весной же люблю наблюдать пробуждение природы после долгой спячки, наблюдать, как вновь возрождается жизнь, как из-под снега пробиваются первые травинки, как вылезает из-под корней ежик, как преображается земля, украшенная первоцветами. В этом году лес был наполнен желто-фиолетовым великолепием. Желтый ковер из чистяка весеннего устилал лесные полянки. А хохлатки и фиалки гармонично добавляли фиолетовые краски.

Благодаря наблюдению можно раскрыть много секретов природы. Почему первоцветы обычно либо желтые, либо сиренево-фиолетовой окраски? Оказывается, это связано с особенностями зрения насекомых-опылителей. Окраска, размеры, формы опробованы и проверены тысячами предыдущих поколений в процессе эволюции. Ничего лишнего. Все просто и мудро.

Я часами могу находиться в весеннем лесу, слушая пение зябликов, любуясь изящными ландышами, наблюдая, как тяжелый шмель перелетает с одного растения на другое в поисках пропитания. И этот мир биологии для меня есть мир гармонии и целесообразности.

Наблюдая весной за развитием растений, я убеждаюсь, как быстротечны весенние явления. Подумать только, у вяза мелколиственного от цветения до плодоношения и рассеивания семян проходит всего 26 дней. Природа, демонстрируя скорость процессов развития, учит меня: не упусти свое время, цени каждый момент жизни.

Человек тесно связан с биологией. Он сам – часть живого мира. Живое дает человеку не только средства физического существования, но и духовность. Обобщая свои размышления, я могу сказать:

– Биология в моей жизни – это сама моя жизнь!

Человек в биосфере

Человек — элемент биосферы. Все природные ресурсы планеты предопределяют возможность жизни человека и являются основой ее материального производства. Прирост населения, развитие науки и техники, привели к тому, что деятельность человека стала важным фактором развития биосферы.

Под воздействием научной мысли и человеческого труда возникла возможность перехода биосферы в новое состояние — ноосферу. Ноосфера (за В. И. Вернадским) — это «мыслящая» оболочка, сфера ума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением в ней цивилизованного человека. Человечество интенсивно потребляет как живые, так и минеральные, природные ресурсы, потому возникают следующие проблемы: истощение природных ресурсов, снижения численности, и гибель живых организмов, сужения их ареалов, загрязнения и отравления среды, промышленными отходами.

В результате производственной деятельности человека происходит загрязнение атмосферы вредными газами, увеличение концентрации CO 2 ; разрушение озонового слоя увеличением концентрации окислов азота и фреонов; изменение климата, роста «парникового эффекта» и повышения температуры воздуха; загрязнение водоемов и сокращение их площадей; уничтожение лесов, массовое заболевание растительности; засоление почв и растущее опустынивание; интенсивное использование энергоносителей, создания атомных электростанций и загрязнения среды, радиоактивными отходами.

Все эти влияния на биосферу вызывают цепные экологические реакции, которые отражаются в конечном результате на жизни человека. Рациональное природопользование — основа для сохранения многообразия биосферы и роста благосостояния человечества. Человек не господствует над природой, а является ее частью.

Все о продуктах с ГМО.Вредно ГМО или нет?

Аббревиатура ГМО обозначает генетически модифицированный организм, это может быть живой организм или продукт питания, который создан при помощи генной инженерии. В чем же прелести технологий этой пресловутой генной инженерии? В том, что, например, в сельском хозяйстве вредители обходят стороной обработанные растения, а также можно собрать очень большой урожай. Они имеют очень продолжительный срок хранения и привлекательный вид — глянцевый блеск, большой размер, красивую форму. Они все созданы, как под копирку. То есть, это очень выгодно, но так ли безопасно для здоровья человека?

Есть несколько распространенных мнений, какой именно вред могут нанести ГМ-продукты человеческому организму:

1. Повышается вероятность образования опухолей.

2. Организм теряет свойство восприимчивости к антибиотикам и таблеткам.

3. Самый легкий исход — это простое пищевое отравление.

4. ГМ-продукты могут вызвать аллергическую реакцию в организме.

Что касается невосприимчивости к таблеткам, то бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам, создавая гены за счет естественной мутации.

Большинство растений вырабатывают вещества, которые являются токсичными для человека. Однако множество продуктов, которые потребляют люди, производят токсины на достаточно низком уровне и они не вызывают каких-либо неблагоприятных последствий для здоровья.

Но если в это растение добавить технологии генной инженерии, то вполне вероятно, что оно начнет вырабатывать токсины на более высоком уровне, а это означает прямую угрозу для человека.

Пищевой аллергии больше подвержены дети, чем взрослые (почти в 2 раза). Аллергические реакции в организме человека происходят, когда генномодифицированный белок попадает в организм и стимулирует иммунную систему. Это вполне нормальная реакция организма на новые компоненты, с которыми он сталкивается впервые.

Еще одна опасность, которые несут ГМ-продукты — это то, что полезные вещества и свойства того или иного фрукта, овоща или ягоды могут иметь более низкое качество, чем питательные свойства своего нормального аналога. Таким образом, организм просто не воспринимает полученные им питательные вещества.

Но не все эксперты сегодня могут подтвердить правдивость каждого из этих доводов. Так, например, Памела Рональд, которая много лет занимается изучением генов растений, утверждает, что в ГМО нет ничего страшного: «Генетические модификации — это не что-то новое. Практически всё, что мы сейчас едим, было генетически модифицировано, так или иначе». Она же говорит: «Генетические модификации, в смысле, перенос генов между видами используются уже более 40 лет в виноделии, медицине, селекции растений, сыроварении. За все это время ни разу не было случая, когда был бы нанесён вред человеку или окружающей среде».

На вопрос, стоит ли так сильно бояться ГМО,я бы ответила отрицательно. Дело в том, что ГМО бывают разными. Возможно, некоторые продукты и могут нанести вред организму. Но большинство тех товаров, что допущены на рынок, мало чем отличаются, с наличием у них пометки «Без ГМО» и ее отсутствием. Еще раз отмечаем: на сегодняшний день нет научных исследований, которые бы доказывали вред ГМО на организм человека. И пока их нет, все рассуждения на эту тему имеют под собой не больше ценности, чем рассуждения консьержки о политике.

Наши рекомендации