Общая характеристика курса биологии
Рабочая программа
Предмет_________Биология__________________________________
Уровень_________базовый_________________________________
(базовый, расширенный, профильный, углубленный)
Класс________7______
Составитель:_____Лопаткина Л.В.____________________________
учитель (предмет)___биологии________
категория____высшая___________
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Биология» 7 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана в соответствии с:
· . Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральными государственными образовательными стандартами;
· основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МОУ Гимназии г. Фрязино Московской области;
· Учебным планом на 2017-2018 учебный год МОУ Гимназии;
на основе:
· Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ . авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.
· УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.
· Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.
· Рабочей тетради к учебнику Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014 .
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.
Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
· социализацияобучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
· приобщениек познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
· ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
· развитиепознавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
· овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
· формированиеу обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
· формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
· осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
· формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разумные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
· основные признаки живой природы;
· основные признаки царства Растения;
· основные органоиды клетки;
· особенности растительных тканей;
· жизненные формы растений.
Учащиеся должны уметь:
· объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
· характеризовать методы биологических исследований;
· работать с лупой и световым микроскопом;
· узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
· узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
· соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Демонстрация
· Стадии прорастания семени фасоли.
· Геотропизм корней.
· Развитие побега из почки.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
· формирование основ экологической культуры;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
· особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
· особенности строения цветка как генеративного органа;
· строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
· видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
· использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;
Учащиеся должны уметь:
· объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
· характеризовать функции органов растений;
· описывать стадии развития органов растений и всего растения;
· называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
· различать и определять типы корневых систем;
· определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
· сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
· устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
· изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
· объяснять особенности роста органов растения;
· устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
· систематизировать знания по теме;
· оценивать свои результаты и достижения.
Демонстрация
· Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
· Нормальные и этиолированные проростки.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
· формирование основ экологической культуры;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
· особенности минерального и воздушного питания растений;
· отличие дыхания от фотосинтеза;
· роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
· особенности разных типов размножения;
· особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
· роль биологических знаний в практической деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
· объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
· сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
· характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
· обосновывать космическую роль зелёных растений;
· устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
· характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
· объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
· сравнивать разные виды размножения;
· сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
· применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
· проводить черенкование комнатных растений;
· характеризовать этапы индивидуального развития растения;
· соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
· формирование основ экологической культуры;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
· осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
· значение систематики в изучении растений;
· классификацию растений;
· общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
· особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;
· характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
· общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;
· значение образования семени;
· отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;
· историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;
· заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
· систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
· осваивать приёмы работы с определителями растений;
· выделять и описывать существенные признаки водорослей;
· сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
· сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
· распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
· характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
· устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
· проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
· прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
· применять приёмы работы с определителями растений;
· выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
· объяснять сущность понятия эволюции растений;
· называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
· характеризовать значение растений в жизни человека;
· соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
· формирование основ экологической культуры;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
· характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
· о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;
· о роли зелёных растений в природных сообществах;
· о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
· о смене природных сообществ и её причинах;
· особенности культурных и природных сообществ;
Учащиеся должны уметь:
· объяснять сущность понятия природное сообщество;
· устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
· характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
· наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
· систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
· называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
· объяснять целесообразность ярусности;
· называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
· приводить примеры смены природных сообществ;
· объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
· аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема программы | Количество часов | № п/п | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
Наука о растениях - ботаника | 1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | |||
2. | Многообразие жизненных форм растений. Вводный контроль | ||||
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | ||||
4. | Ткани растений. | ||||
Органы растений | |||||
5. | Семя, его строение и значение. | ||||
6. | Условия прорастания семян | ||||
7. | Корень, его строение и значение | ||||
8. | Побег, его строение и развитие | ||||
9. | Лист, его строение и значение | ||||
10. | Стебель, его строение и значение | ||||
11. | Цветок, его строение и значение | ||||
12. | Плод. Разнообразие и значение плодов | ||||
Основные процессы жизнедеятельности растений | 6+1 | ||||
13. | Минеральное питание растений и значение воды | ||||
14. | Воздушное питание растений - фотосинтез | ||||
15. | Промежуточный контроль | ||||
16. | Дыхание и обмен веществ у растений | ||||
17. | Размножение и оплодотворение у растений | ||||
18. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком | ||||
19. | Рост и развитие растений | ||||
Многообразие и развитие растительного мира | |||||
20. | Систематика растений, её значение для ботаники | ||||
21. | Водоросли, их разнообразие и значение в природе | ||||
22. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение | ||||
23. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | ||||
24. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | ||||
25. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | ||||
26. | Семейства класса Двудольные | ||||
27. | Семейства класса Однодольные | ||||
28. | Историческое развитие растительного мира | ||||
29. | Разнообразие и происхождение культурных растений | ||||
30. | Дары Нового и Старого света | ||||
Природные сообщества | 3+1 | ||||
31. | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме | ||||
32. | Итоговый контроль. | ||||
33. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | ||||
Смена природных сообществ и её причины | |||||
итого |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать
· определения основных терминов и понятий, изучаемых в 6 классе в курсе ботаники,
· особенности строения растений и зависимости растительного организма от среды обитания,
· основные процессы жизнедеятельности растительного организма.
· Иметь представление об эволюции растений, их разнообразии: от самых древних, примитивных (водорослей, мхов), до наиболее развитых – цветковых растений.
· Знать о приспособленности растений к жизни в природных сообществах,
· об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· Распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Растения, их органы, ткани, растительную клетку.
· Разъяснять значения биологических терминов и правильно их употреблять; пользоваться энциклопедиями, биологическими справочниками и словарями.
· Работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности растительных организмов и процессы, происходящие в них.
· Находить и объяснять взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности растений и средой их обитания.
· Приводить примеры различных представителей царства Растения.
· Освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ.
· Освоить приёмы работы с определителями растений.
· Знать правила обращения с биологическими приборами, правила поведения в кабинете биологии.
· Уметь проводить простейшие биологические эксперименты, делать обобщения и выводы.
· Работать с текстом учебника и дополнительной литературой, определять основную мысль, формулировать вопросы к тексту, структурировать информацию, грамотно излагать её с помощью устной и письменной речи.
Учебно-методическое и информационно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя
1. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Биология: 7 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.- (Стандарты второго поколения);
4. Биология: 5-9 классы: программа /И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.;
Основная литература для учащихся
1. Учебник Биология: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Рабочая тетерадь
Дополнительная литература для учащихся
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
Рабочая программа
Предмет_________Биология__________________________________
Уровень_________базовый_________________________________
(базовый, расширенный, профильный, углубленный)
Класс________7______
Составитель:_____Лопаткина Л.В.____________________________
учитель (предмет)___биологии________
категория____высшая___________
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Биология» 7 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана в соответствии с:
· . Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральными государственными образовательными стандартами;
· основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МОУ Гимназии г. Фрязино Московской области;
· Учебным планом на 2017-2018 учебный год МОУ Гимназии;
на основе:
· Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ . авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.
· УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.
· Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.
· Рабочей тетради к учебнику Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014 .
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.
Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
· социализацияобучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
· приобщениек познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
· ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
· развитиепознавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
· овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
· формированиеу обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
· формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
· овладение научным подходом к решению различных задач;
· овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
· овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
· воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
· формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Представленный курс биологии посвящён изучению растений. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 5 класса (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова). В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 1 ч в неделю (35 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 3 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Резервное время (2 часа) может быть использовано на осуществление диагностики уровня знаний учащихся (вводный, промежуточный и итоговый контроль).
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов /программа Пономарёвой/ | Количество часов /рабочая программа/ |
1. | Наука о растения – ботаника | ||
2. | Органы растений | ||
3. | Основные процессы жизнедеятельности растений | ||
4. | Многообразие и развитие растительного мира | ||
5. | Природные сообщества | ||
Контроль знаний /промежуточный, итоговый/ | - | ||
Итого: | 33 ч | 34 ч |
Лабораторные работы:
1. «Строение семени фасоли».
2. «Строение корня проростка».
3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
5. «Черенкование комнатных растений».
6. «Изучение внеш