Многообразие животного мира – 4 часа.
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 часа)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.
Лабораторные и практические работы:
- Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)
- Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр. раб. №1)
Раздел 4. Человек на Земле (5часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные и практические работы:
- Измерение своего роста и массы тела. (Л\р №6)
· Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр. раб. № 2)
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабораторные работы | Практические работы | Тест |
Введение | |||||
Живой организм: строение и изучение | |||||
Многообразие живых организмов | |||||
Среда обитания живых организмов. | |||||
Человек на Земле. | |||||
Итого: |
Планируемые предметные результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Ученик научится:
v характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
v применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
v использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
v ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
v соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
v использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
v выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
v осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
v ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
v находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (10 часов) | |||
Введение. Что такое живой организм? | 1 неделя сентября | ||
Наука о живой природе. | 2 неделя сентября | ||
Методы изучение природы. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 3 неделя сентября | ||
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы». | 4 неделя сентября | ||
Увеличительные приборы. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) | 1 неделя октября | ||
Живые клетки. | 2 неделя октября | ||
Химический состав клетки. | 3 неделя октября | ||
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов» | 4 неделя октября | ||
Вещества и явления в окружающем мире. | 1 неделя ноября | ||
Великие естествоиспытатели. | 2 неделя ноября | ||
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов) | |||
Как развивалась жизнь на Земле. | 3 неделя ноября | ||
Разнообразие живого. | 5 неделя ноября 1 неделя декабря | ||
Бактерии. | 2 неделя декабря | ||
Грибы. | 3 неделя декабря | ||
Растения. Водоросли. | 4 неделя декабря | ||
Мхи. | 5 неделя декабря | ||
Папоротники. | 2 неделя января | ||
Голосеменные растения. | 3 неделя января | ||
Покрытосеменные (цветковые) растения. | 4 неделя января | ||
Значение растений в природе и жизни человека. | 1 неделя февраля | ||
Животные Простейшие. | 2 неделя февраля | ||
Беспозвоночные. | 3 неделя февраля | ||
Позвоночные. | 1 неделя марта | ||
Значение животных в природе и жизни человека. | 2 неделя марта | ||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 часов) | |||
Три среды обитания | 3 неделя марта | ||
Жизнь на разных материках. | 4 неделя марта | ||
Природные зоны Земли. | 5 неделя марта 1 неделя апреля | ||
Жизнь в морях и океанах. | 2 неделя апреля | ||
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «Исследования особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения» | 3 неделя апреля | ||
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов) | |||
Как человек появился на Земле. | 4 неделя апреля | ||
Как человек изменил Землю. | 5 неделя апреля | ||
Жизнь под угрозой. | 1 неделя мая | ||
Не станет ли Земля пустыней? | 2 неделя мая | ||
Здоровье человека и безопасность жизни ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Способы оказания до врачебной помощи» | 3 неделя мая |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ