Этология о поведении человека

Интересные данные о поведении человека и естественных корнях его морали приводят этологи — ученые, изучающие поведение животных в природе. Основоположники этологии К. Лоренц,




Н. Тинберген и К. фон Фриш задумались о том, рождается ли человек безморальным и усваивает нормы, необходимые для выживания в обществе, только в процессе воспитания, или же есть какие-то врожденные чувства и представления о хорошем и плохом поведении, лишь развиваемые в процессе воспитания. Для этого они попытались доказать, что зачатки морали и культуры присутствуют уже у животных.

С точки зрения этолога, поведение животных во многом определяется инстинктами — генетически заложенными в них программами поведения, не требующими специальной практики по своему формированию и развитию. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют четыре рода инстинктов: голод, половой инстинкт, агрессия и страх.

Подлинно первичным инстинктом, по мнению Лоренца, является агрессия, направленная на сохранение вида. Жестче всего она проявляется в конкуренции внутри вида, так как наиболее приспособленные особи могут захватывать большую территорию, приносить большее потомство и передавать свои гены следующему поколению.

Но проявление агрессии, как и других инстинктов, не всегда бывает полезным. Поэтому природа вводит большой набор специально созданных механизмов торможения, действующих в общении животных со своими сородичами. Таким образом, во время охоты агрессия заставляет хищника загонять и убивать свою добычу, но в боях самцов за самку или за лидерство превалируют механизмы торможения.

Механизмы торможения включают в себя позы покорности, напоминающие детское поведение и поведение самки при спаривании. Так, у волков и собак побежденный соперник ложится на спину или подставляет победителю свое горло. Кроме того, перед боем животные совершают различные ритуальные движения — мимическое утрирование, ритмическое повторение; за счет этого увеличивается время до начала атаки и тормозятся наиболее опасные движения. В результате этого более слабые животные выживают, так как механизмы торможения накладывают строгий запрет на убийство сородичей.

По мнению этологов, сходным образом шло развитие человеческого общества. Поэтому все важнейшие требования и нормы культуры формулируются в виде запретов. Как врожденные механизмы и ритуалы препятствуют асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют человеческое поведение в обществе. И то и другое возникает под жестким давлением отбора ради сохранения вида. У многих видов существуют следующие запреты:

• запрет на убийство представителей своего вида. Животные узнают друг друга либо персонально (обезьяны), либо по запаху

(крысы и пчелы). У человека также есть отчетливое ощущение «своих» и «чужих», проявляющееся еще в раннем детстве;

• запрет на неожиданное нападение сзади, без предупреждения. У человека этот запрет воплощается в разнообразных ритуальных действиях, приветствиях, самопрезентации и т.д.;

• у хищников действует запрет на применение смертоносного оружия в драке со своими, поэтому в их среде — самые жесткие механизмы торможения, запрещающие убийство или серьезное ранение сородича. К сожалению, у человека — по природе сравнительно безобидного всеядного существа — нет естественного оружия, а значит, нет и соответствующих механизмов торможения, запрещающих применять его против «своих». Долгое время небольшие возможности к убийству себе подобных уравновешивались сравнительно слабыми запретами агрессии. Но после изобретения оружия это равновесие было нарушено;

• запрет на убийство того, кто принял позу покорности. Поза покорности включает механизмы торможения агрессии. После этого победитель уже не может убить своего соперника. У человека подобные ограничения есть (например, правило «Лежачего не бьют»), но они также не носят обязательного характера.

Из приведенных выше фактов исследователи сделали диаметрально противоположные выводы. Так, социобиология, возникшая в 80-е гг. XX в., заявляет, что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присущие нам так же, как и другим представителям животного мира. В свою очередь, последователи марксизма отрицают такую тесную связь человека и животных, считая, что человек далеко ушел от животного мира, поэтому распространять его закономерности на человеческое поведение не имеет смысла.

Очевидно, что оценивать данные факты следует, исходя из двойственной природы человека, о которой мы уже говорили выше. Скорее всего, социальное поведение людей диктуется не только разумом и усвоенной в процессе инкультурации и социализации культурной традицией, но и подчиняется биологическим закономерностям, присущим поведению любых живых существ.

Данные зоопсихологии также показали, что поведение животных, живущих в коллективе, подчиняется одновременно эгоистическим и альтруистическим формам поведения. Если есть возможность сохранить и передать свои гены, то преобладают эгоистические формы поведения. Но если такое поведение ставит под угрозу выживание всей группы, срабатывают альтруистические поведенческие реакции. Поэтому пчела жалит своего противника, спасая пчелиную семью, но погибая при этом сама; шимпанзе нападает на тигра, чтобы дать возможность скрыться оставшимся членам группы. Схожее альтруистическое поведение нередко демонстрирует

человек, спасая «своих» и обеспечивая сохранение генотипа своей популяции. Такое поведение было закреплено в соответствующих нормах морали и правилах поведения.

На основании своих исследований Лоренц сформулировал биологический вариант категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы твое поведение как разумного существа соответствовало законам природы».

Однако полной аналогии между поведением человека и поведением животных все же нет. Ведь человек — это, прежде всего, социальное существо, имеющее помимо биологических и другие потребности. По мнению американского психолога А. Маслоу, это физиологические потребности, потребность в безопасности и защищенности, социальные потребности, потребность в уважении и потребность в самореализации как личности.

Названные потребности иерархичны, они удовлетворяются последовательно. Если человек голоден, он будет заботиться о добывании хлеба насущного, а не о самореализации. Но если человек в реализации своих потребностей дошел до уровня самоактуализации, то у него высшие потребности начинают доминировать над низшими. Такой человек может ограничиться минимумом в плане удовлетворения физиологических потребностей, но будет настойчиво добиваться поставленных перед собой целей. На этом уровне люди понимают, что смысл человеческой жизни — в максимально полном развитии заложенных в них способностей, а это возможно только в творческой работе.

Литература для самостоятельного изучения

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

2. Аллен Р.Д. Наука о жизни. М., 1981.

3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.

4. Воронцов Н.Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и проблемы. М., 1984.

5. Грант В. Эволюция организмов. М., 1980.

6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности. М., 1996.

7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

8. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

9. Носевич В.Л. В поисках Адама и Евы // Наука и человечество. 95-97. М., 1997.

10. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

11. Татаринов Л.П. Палеонтология и эволюционное учение. М., 1985.

12. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990.

13. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1998.

Глава 13

Наши рекомендации