Проверка качества усвоения знаний (конечный уровень)

А) Вопросы для защиты лабораторной работы

1. Что такое дегидрогеназа?

2. Чем дегидрогеназы отличаются от оксидаз?

3. Приведите примеры известных вам дегидрогеназ и оксидаз.

4. Зачем в первом опыте использовали метиленовую синь и растительное масло?

5. С помощью какой биохимической реакции можно доказать, что молоко не кипяченое?

6. К какому классу ферментов относится альдегидоксидаза? Какие реакции она катализирует?

7. Почему происходит обесцвечивание метиленовой сини?

8. Зачем пробирки с реакционной смесью помещают в термостат?

9. Напишите уравнение каталазной реакции. Какое значение в организме она имеет?

10. К какому классу ферментов относится каталаза?

11. Что является субстратом каталазы?

12. На чем основан принцип метода определения каталазы?

13. Где в организме встречается каталаза?

14. Как определить окончание титрования?

15. Как рассчитать активность каталазы? Приведите формулу.

16. В каких единицах выражается активность каталазы?

Б) Ситуационные задачи

1. Как скажется на работе цикла Кребса недостаточность витаминов В1, В2, РР? Ответ поясните.

2. Выберите ферменты цикла Кребса, активность которых увеличится при повышении в митохондриях концентрации НАД+?

3. К препарату митохондрий добавили оксалоацетат, меченый 14С по углероду карбонильной группы. Какое положение займет меченый углерод после одного оборота цикла Кребса?

4. Напишите в формулах превращение цитрата в сукцинат. Назовите продукты этого превращения и их дальнейшее использование.

5. Какие изменения произойдут с реакциями цикла Кребса, если прекратится отток из него восстановленных эквивалентов (НАДН)? Ответ поясните.

Занятие №2

1. Тема:Дыхательная цепь. Нефосфорилирующее окисление.

2. Форма учебного процесса:практическое занятие.

3. Актуальность: Тканевое дыхание обеспечивает энергией весь организм в целом. Нарушение процессов тканевого дыхания приводит к гипоэнергетическим состояниям, которые являются причиной многих патологических состояний.

4. Цель общая:

4.1.1. Изучить строение и значение дыхательной цепи, механизм окислительного фосфорилирования.

4.1.2. Научиться решать задачи.

4.2. Конкретные цели:

Знать:

1. Компоненты дыхательной цепи.

2. Ферменты дыхательной цепи.

3. Механизм окислительного фосфорилирования.

4. Нефосфорилирующее окисление.

5. Возрастные и тканевые особенности энергетического обмена.

Уметь:

1. Рассчитывать энергетический выход при окислении определенных субстратов.

2. Решать задачи, пользуясь изученным материалом .

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

Исходный уровень

1. Этапы катаболизма.

2. Значение и регуляция цикла Кребса.

3. Понятие о субстратном фосфорилировании.

По новой теме

1. Дыхательная цепь, ее компоненты и значение.

2. Окислительное фосфорилирование. Механизм.

3. Сопряжение и разобщение в дыхательной цепи.

4. Пути использования АТФ в организме.

5. Регуляция дыхательной цепи.

6. Нефосфорилирующее окисление и его функции в организме.

7. Активный кислород и антипероксидная система.

8. Классификация оксидоредуктаз.

Проверка качества усвоения знаний (конечный уровень)

Ситуационные задачи

1. К препарату митохондрий добавили пируват, меченый 14С по метильной группе. Какое положение займет 14С в оксалоацетате после од­ного оборота цикла Кребса?

2. Сколько молекул АТФ синтезируется при окислении: одной молекулы пирувата до 2-оксоглутарата; одной молекулы изоцитрата до сукцината; одной молекулы сукцината до оксалоацетата, при условии, что дегидрогеназные реакции сопряжены с дыхательной цепью?

3. Ротенон (растительный яд) подавляет активность митохондриальной НАДН-дегидро­геназы. Антибиотик антимицин ингибирует окисление убихи­нола. Если допустить, что оба эти вещества блокируют соответствующие участки дыхательной цепи с равной эффектив­ностью, то какое из них сильнее нарушит тканевое дыхание?

4. Напишите реакции, которые ускоряются при введении в орга­низм кокарбоксилазы.

5. Подберите каждому пронумерованному ферменту дыхатель­ной цепи соответствующий кофермент, обозначенный буквами:

1. НАДН-дегидрогеназа А. ФАД

2. QН2 - дегидрогенза Б. гем

3. Цитохромоксидаза В. ФМН

4. Малатдегидрогеназа Г. гем, Сu2+

5. Сукцинатдегидрогеназа Д. НАД+

Е. НАДФ+

6. Как отразится передозировка барбитуратов на потребление кислорода клеткой?

7. 2,4-динитрофенол (ДНФ) сильный разобщитель, раньше использовали в качестве препарата, препятствующего ожирению. Однако, при этом иногда наблюдались смертельные исходы. Объясните, чем обосновывалось использо-вание разобщителей как средства против ожирения и почему их использование может привести к смерти?

8. Выберите утверждения, которые правильно отражают особенности регуляции реакций общего пути катаболизма. Ответ поясните.

а) изоцитратдегидрогеназа является аллостерическим ферментом;

б) активность ПДГ не зависит от концентрации цитрата;

в) скорость цикла Кребса не зависит от соотношения НАД+/НАДН;

г) разобщители окисления и фосфорилирования не влияют на скорость реакций общего пути катаболизма.

9. Какое состояние, гипо- или гиперэнергетическое, будет в клетке при:

- нарушении кровообращения;

- гиповитаминозе РР, В1, В2;

- нарушении целостности митохондриальной мембраны;

- увеличении концентрации АТФ в митохондриях.

10. Подберите к пронумерованным метаболическим путям соот­вет-ствующий буквенный ответ:

1). Расщепление аминокислот до пирувата А. Специфический путь

2). Превращение глицерина в пируват В. Неспецифический путь

3). Расщепление аминокислот до ацетил-КоА С. Общий путь

4). Распад жирных кислот до ацетил-КоА

5). Превращение пирувата в ацетил-КоА

6). Распад ацетил-КоА до СО2 и Н2О.

Наши рекомендации