Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника ФГБОУ ДПО

Нижегородский учебный центр ФПС

полковник внутренней службы

_________________ Е.Н. Русинов

«_____» _______________ 2014 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятия по дисциплине

«Пожарная техника»

со слушателями профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный»

Тема № 10. Приборы и аппараты пенного тушения.

Рассмотрено на заседании цикла

специальных дисциплин (пожарная тактика)

Протокол № ___

от « ___ » ______________ 2014 г.

Время занятия: 90 мин.

I. Цель занятия:

- учебная: ознакомить слушателей с назначением, устройством, техническими характеристиками, порядком испытаний и эксплуатации приборов и аппаратов пенного тушения;

- воспитательная: привить слушателям чувство ответственности к содержанию в исправном состоянии приборов и аппаратов пенного тушения, бережного отношения к пожарно-техническому вооружению.

II. Метод проведения занятия: классно-групповой

III. Место проведения: аудитория № 324

IV. Учебно-материальное обеспечение:

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, доска.

2. Демонстрационные: плакаты, презентация.

V. Литература:

- основная:

1. Теребнев В.В. Пожарная техника: Пожарно-техническое вооружение, устройство и применение. - М.: Центр Пропаганды, 2007. – 328 с.

2. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (ПОТРО-01-2002) (приказ МЧС России от 31.12.2002 № 630).

- дополнительная:

1. Повзик Я.С. Справочник РТП, М.: ЗАО «Спецтехника», 2000 г.

2. НПБ 304-2001 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».

3. НПБ 189-00 «Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний».

VI. Расчет учебного времени:

1. Организационный момент: 5 мин.

2. Опрос слушателей по ранее пройденному материалу: 10 мин.

1. Назовите виды пожарных рукавов и их классификацию.

2. Расскажите о назначении и устройстве всасывающих рукавов, дайте краткую характеристику.

3. Расскажите о назначении и устройстве напорных рукавов, дайте краткую характеристику.

4. Расскажите о назначении и устройстве рукавного оборудования: рукавного водосборника ВС-125, соединительных головок, сетки всасывающей СВ-125, пожарного разветвления РТ-80.

Изложение нового материала: 65 мин.

№ п./п. Учебные вопросы: Время, мин.
1. Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями
2. Приборы и аппараты пенного тушения: пеносмесители, дозирующие вставки, воздушно-пенные стволы, пеногенераторы, пеносливные устройства. Назначение, устройство, технические характеристики, эксплуатация и меры безопасности при работе.
Закрепление нового материала 5
  •Виды пены, их физико-химические и огнетушащие свойства. •Виды и назначение пенообразователей и смачивателей. •Меры безопасности при работе с пенообразователями. •Назначение, устройство, техническая характеристика пеносмесителя ПС-2. •Назначение, устройство, техническая характеристика воздушно-пенных стволов. •Назначение, устройство, техническая характеристика пенного генератора ГПС-600.  
Задание на самостоятельную подготовку 5 мин.

Разработал:

преподаватель цикла

специальных дисциплин (пожарная тактика)

старший лейтенант внутренней службы А.И. Пимушкин

« ____ » ___________________ 2014 г.

План-конспект для проведения занятия по теме:

«Приборы и аппараты пенного тушения»

№ п./п. Изучаемый материал Методические рекомендации
1. Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями.   Виды пены, их состав, физико-химические и огнетушащие свойства, порядок получения и область применения.   Пена - дисперсная система, состоящая из ячеек - пузырьков воздуха (газа), разделенных пленками жидкости, содержащей стабилизатор пены. Виды пены по способу получения: -химическая пена – получают в результате химической реакции щелочной и кислотной составляющих (выделяющийся углекислый газ вспенивает водный щелочной раствор); -воздушно-механическая пена – получают механическим перемешиванием пенообразующего раствора с воздухом. Физико-химические свойства пены: -устойчивость – способность пены сохранять первоначальные свойства (противостоять разрушению в течение определенного времени); -кратность - отношение объема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене; -вязкость - способность пены к растеканию по поверхности; -дисперсность - степень измельчения пузырьков (размеры пузырьков); -электропроводность – способность проводить электрический ток. Огнетушащие свойства пены: -изолирующее действие (пена препятствует поступлению в зону горения горючих паров и газов, в результате чего горение прекращается); -охлаждающее действие (в значительной степени присуще пене низкой кратности, содержащим большое количество жидкости). Виды пены по кратности: -пены низкой кратности - кратность пены от 4 до 20 (получают стволами СВП, пеносливными устройствами); -пены средней кратности - кратность пены от 21 до 200 (получают генераторами ГПС); -пены высокой кратности - кратность пены более 200 (получают путем принудительного нагнетания воздуха). Область применения: Пена широко применяется для тушения пожаров твердых (пожары класса А) и жидких веществ (пожары класса В), не вступающих во взаимодействие с водой, и в первую очередь - для тушения пожаров нефтепродуктов. Достоинства пены как средства тушения: -существенное сокращение расхода воды; -возможность тушения пожаров больших площадей; -возможность объемного тушения; -возможность подслойного тушения нефтепродуктов в резервуарах; -повышенная (по сравнению с водой) смачивающая способность. -при тушении пеной не требуется одновременное перекрытие всего зеркала горения, поскольку пена способна растекаться по поверхности горящего материала.   Пенообразователи: назначение, классификация, виды, состав, свойства, правила хранения и проверка качества.   Пенообразователь (пенный концентрат) -концентрированный водный раствор стабилизатора пены (поверхностно-активного вещества), образующий при смешивании с водой рабочий раствор пенообразователя. Пенообразователи предназначены для получения с помощью пожарной техники воздушно-механической пены или растворов смачивателей, используемых для тушения пожаров классов А (горение твердых веществ) и В (горение жидких веществ).   Пенообразователи в зависимости от химического состава (поверхностно-активной основы) подразделяются на: -синтетические (с), -фторсинтетические (фс), -протеиновые (п), -фторпротеиновые (фп).   Пенообразователи в зависимости от способности образовывать огнетушащую пену на стандартном пожарном оборудовании подразделяются на: -пенообразователи для тушения пожаров пеной низкой кратности (кратность пены от 4 до 20); -пенообразователи для тушения пожаров пеной средней кратности (кратность пены от 21 до 200); -пенообразователи для тушения пожаров пеной высокой кратности (кратность пены более 200).   Пенообразователи в зависимости от применимости для тушения пожаров различных классов по ГОСТ 27331 подразделяются на: -пенообразователи для тушения пожаров класса А; -пенообразователи для тушения пожаров класса В.   Пенообразователи в зависимости от возможности использования воды с различным содержанием неорганических солей подразделяются на типы: -пенообразователи для получения огнетушащей пены с использованием питьевой воды; -пенообразователи для получения огнетушащей пены с использованием жесткой воды; -пенообразователи для получения огнетушащей пены с использованием морской воды.   Пенообразователи в зависимости от способности разлагаться под действием микрофлоры водоемов и почв согласно ГОСТ Р 50595 подразделяются на: -быстро разлагаемые, -умеренно разлагаемые, -медленно разлагаемые, -чрезвычайно медленно разлагаемые.   Классы пенообразователей для тушения пожаров по совокупности показателей назначения: 1. - пленкообразующие пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей подачей пены низкой кратности на поверхность и в слой нефтепродукта; 2. - пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей мягкой подачей пены низкой кратности; 3. - пенообразователи целевого назначения, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей подачей пены средней кратности; 4. - пенообразователи общего назначения, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей пеной средней кратности и тушения пожаров твердых горючих материалов пеной низкой кратности и водным раствором смачивателя; 5. - пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых горючих жидкостей подачей пены высокой кратности; 6. - пенообразователи, предназначенные для тушения пожаров водонерастворимых и водорастворимых горючих жидкостей.   Пенообразователи имеют условное обозначение, в котором указываются: -класс пенообразователя; -вид пенообразователя; -значение концентрации пенообразователя в рабочем растворе; -химическая природа пенообразователя. Пенообразователи класса 1, 2, 3, 4, 5 и 6 в условном обозначении имеют индекс соответственно 1Н, 2Н, 3С, 4С, 5В и 6. Пенообразователи класса 1 и 2,образующие огнетушащую пену средней и высокой кратности, в условном обозначении имеют индекс соответственно 1НСВи 2НСВ. Пенообразователи класса 1 и 2, образующие огнетушащую пену средней кратности, в условном обозначении имеют индекс соответственно 1НСи 2НС. Пенообразователи класса 1 и 2, образующие огнетушащую пену высокой кратности, в условном обозначении имеют индекс соответственно 1НВи 2НВ. Пенообразователи класса 3, образующие огнетушащую пену высокой кратности, в условном обозначении имеют индекс 3СВ. При способности пенообразователя класса 6 образовывать огнетушащую пену низкой, средней и высокой кратности в его условном обозначении указывается соответствующий индекс Н, С, В. Отсутствие соответствующего индекса означает, что пенообразователь не рекомендуется использовать для тушения пожаров пеной данной кратности. При рекомендациях производителя использовать пенообразователь класса 6 при тушении водонерастворимых и водорастворимых горючих жидкостей с различной концентрацией в его условном обозначении указывается значение концентрации пенообразователя в рабочем растворе при тушении водонерастворимых и водорастворимых горючих жидкостей. При рекомендациях производителя использовать пенообразователь класса 1, 2, 3, 5 и 6дополнительно для тушения пожаров твердых горючих материалов в его условном обозначении указывается индекс А.     Пример условного обозначения пенообразователя 2 НСВ - 6 фс  
класс пенообразователя - 2
вид пенообразователя предназначен для тушения пожаров горючих жидкостей пеной низкой кратности
предназначен для тушения пожаров горючих жидкостей пеной средней кратности
предназначен для тушения пожаров горючих жидкостей пеной высокой кратности
значение концентрации пенообразователя в рабочем растворе, % - 6
химическая природа пенообразователя - фторсинтетический


Дозирующие вставки.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 2. Дозирующая вставка:

1 - манометр, 2 – корпус, 3 – соединит. головки,

4 - приемный патрубок, 5 – дозирующая шайба

Дозирующие вставки предназначены для введения пенообразователя в поток воды из цистерны пожарного автомобиля пенного пожаротушения. Дозирующие вставки устанавливают чаще всего в напорных рукавных линиях в тех случаях, когда необходимо обеспечить большие расходы пенообразующего раствора, например для питания пеноподъемников с двумя-тремя пеногенераторами ГПС-600 или одного ГПС-2000.

Дозирующая вставка состоит из: цилиндрического корпуса 2 с соединительными головками 3 для пожарных рукавов, по которым поступает вода. Пенообразователь во вставку поступает от насоса пожарного автомобиля пенного тушения по пожарному рукаву через дозирующую шайбу 5, расположенную в приемном патрубке 4.

Площадь отверстия дозирующей шайбы определяют по формуле:

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru ,

где Q – расход пенообразователя, м куб./с;

m - коэффициент расхода,

g – ускорение свободного падения, м/с кв.,

D H – разность напоров в рукавной линии с пенообразователем и водой, м (D H = Hп - Hв).

При подаче пенообразователя в дозирующую вставку насос, подающий пенообразователь, должен создавать напор от 2 до 30 м (в зависимости от числа подключенных пеногенераторов) и всегда должен быть выше напора в рукавной линии.

Дозирующие вставки можно устанавливать и на всасывающей линии. В этом случае они должны быть оборудованы соответствующими присоединительными головками.

Стволы воздушно-пенные.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 3. СВПЭ: 1 – шланг дюритовый,

2 – ниппель, 3 – вакуумная камера,

4 – выходная камера, 5 – кожух,

6 – приемная камера, 7 – соединительная головка

Воздушно-пенные стволы предназначены для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены низкой кратности (до 20) и подачи её в очаг пожара.

Стволы пожарные ручные СВПЭ и СВП имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасывания пенообразователя непосредственно у ствола из ранцевого бачка или другой емкости.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 4. СВП: 1 – корпус ствола,

2 – отверстия, 3 – конусная камера,

4 – отверстия в кожухе, 5 – кожух

Ствол СВПЭ состоит из корпуса, на котором с одной стороны укреплена соединительная головка 7 для присоединения пожарного рукава, а с другой - кожух 5, в котором пенообразующий раствор перемешивается с воздухом и. формируется пенная струя. В корпусе ствола имеется три камеры: приемная 6, вакуумная 3 и выходная 4. На вакуумной камере расположен ниппель 2 диаметром 16 мм для присоединения шланга 1, через который всасывается пенообразователь.

Принцип работы ствола СВП следующий:

Пенообразующий раствор, проходя через отверстия 2 в корпусе ствола 1, создает в конусной камере 3 разрежение, благодаря чему воздух подсасывается через восемь отверстий, равномерно расположенных в кожухе 5 ствола. Поступающий в кожух воздух интенсивно перемешивается с пенообразующим раствором и образует на выходе из ствола струю воздушно-механической пены.

Работа ствола СВПЭ отличается от работы ствола СВП тем, что в приёмную камеру поступает не пенообразующий раствор, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, создает разрежение в вакуумной камере. Через ниппель в вакуумную камеру по шлангу из ранцевого бачка или другой емкости подсасывается пенообразователь.

Воздушно-пенные стволы СВПЭ и СВП надежны в работе. Пена низкого качества может образоваться из-за засорения центрального отверстия, попадания в вакуумную камеру посторонних предметов или применения пенообразователя с пониженными пенообразующими свойствами. В этом случае ствол следует разобрать, а при необходимости заменить пенообразователь.

Возможными причинами нарушения нормальной работы ствола СВПЭ могут быть закупоривание всасывающего шланга посторонними предметами, отслоившейся тканью шланга, опускание шланга до упора на дно сосуда с пенообразователем. В последнем случае следует приподнять шланг и, если работа ствола не улучшится, снять и проверить его. При эксплуатации воздушно-пенные стволы СВПЭ и СВП не требуют особого ухода. Необходимо следить лишь за тем, чтобы поверхность кожуха не была смята, прокладка на присоединительной части была исправна, а ствол после работы промыт чистой водой.

Пеногенераторы.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 5. ГПС-600 ГПС-600П

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

ГПС-2000 Рисунок 6. ГПС-100

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 7. ГПС-100П

Генераторы пены средней кратности предназначены для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены средней кратности и подачи её в очаг пожара.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 8. ГПС

1 – кассета сеток, 2 – ремень, 3 – корпус,

4 – корпус распылителя, 5 – соединительная головка.

Пеногенератор состоит из:

пакета сеток 1,

ремня 2,

корпуса 3,

корпуса распылителя с направляющим устройством 4,

соединительная головка 5.

Принцип работы генераторов ГПС:

6 %-ный пенообразующий раствор по рукавам подается к распылителю пеногенератора, в котором поток измельчается на отдельные капли. Конгломерат капель раствора при движении от распылителя к сетке подсасывает воздух из внешней среды в диффузор корпуса генератора. Смесь капель пенообразующего раствора и воздуха попадает на пакет сеток. На сетках деформированные капли образуют систему растянутых пленок, которые, замыкаясь в ограниченных объемах, составляют сначала элементарную (отдельные пузырьки), а затем массовую пену. Энергией вновь поступающих капель и воздуха масса пены выталкивается из пеногенератора.

При эксплуатации особое внимание обращают на состояние пакета сеток, предохраняя их от коррозии и механических повреждений.

Пеногенераторы ГПС чаще всего применяют как ручные стволы, однако в некоторых случаях их устанавливаются стационарно. Аэродромные пожарные автомобили комплектуют не только ручными генераторами ГПС, но и стационарными, установленными в подбамперных пространствах для создания пенной полосы перед пожарным автомобилем и за ним. Стационарно устанавливают пеногенераторы в пенных камерах резервуаров с горючими жидкостями, а также в некоторых установках автоматического пожаротушения.

Пеносливные устройства.

Пеносливные устройства предназначены для тушения пожаров жидкостей в резервуарах.

Пеносливные устройства подразделяют на:

стационарные;

передвижные.

К стационарным пеносливным устройствам относятся:

пеносливная камера;

стационарный генератор воздушно-механической пены.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 9.

Универсальная пеносливная камера

1, 2 – крышка, 3 – корпус, 4 – труба,

5 – струйный насадок, 6 – подводящая труба,

7 – патрубок.

Универсальная пеносливная камера предназначена для подачи в резервуар огнетушащей пены.

Она состоит из корпуса 3 с крышкой 1, к которому приварен патрубок 7 для слива пены в резервуар.

Через днище камеры в корпус введена труба 4 с крышкой из целлулоуда. В нижней части трубы закреплен струйный насадок 5. К трубе 4 прикреплены три трубы 6: центральная и две боковые, оканчивающиеся пожарными соединительными головками. Боковые трубы предназначены для подачи в камеру химической пены (при этом на центральную трубу надевают заглушку), а центральная труба - для подачи водного раствора пенообразователя для образования воздушно-механической пены.

После перегорания целлулоидной диафрагмы (3-5 мин) пенообразующий раствор поступает к насадку 5 и входит в диффузор. В камере создается разрежение, в результате которого через боковые патрубки 6 подсасывается воздух и на выходе из трубы 4 образуется воздушно-механическая пена, которая через патрубок 7 поступает в резервуар. При тушении пожара в резервуаре воздушно-механической пеной к среднему патрубку подается 4-х %ный водный раствор пенообразователя с расходом 17 л/с при напоре перед насадком 5 не менее 60 м. Получают до 150 л/с воздушно-механической пены кратностью 8,5.

Пеносливная камера отличается от универсальной отсутствием устройства для получения воздушно-механической пены, т.е. трубы 4, насадка 5, диафрагмы.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 10.

Передвижные пеносливные устройства предназначены для подачи пены в резервуары с нефтепродуктами. К месту пожара их доставляют транспортными средствами. В качестве передвижных пеносливных устройств применяют телескопические подъемники-пеносливы.

Подъемник-пенослив состоит из опорного ствола с опорными рычагами, телескопического механизма выдвигания, гребенки, двух генераторов пены ГПС-600 и двух шестов для подъема и опускания подъемника.

Стол служит опорой подъемника-пенослива и состоит из центральной трубы, приваренной к диску. Диск имеет три шарнирно укрепленных рычага, увеличивающих площадь опоры ствола. На каждом рычаге имеется зуб для лучшего сцепления с грунтом. В верхнюю часть опорного стола входит шпиндель наружной трубы, который фиксируется стопорным винтом.

В наружной трубе расположена выдвигающаяся внутренняя труба. Для герметичности между трубами установлен сальник. К наружной трубе приварены два патрубка для присоединения напорных рукавных линий. К верхней части наружной трубы прикреплены скобы для растяжек и кронштейн, на котором укреплен валик с роликом механизма выдвижения. Нижний узел состоит из вала с барабаном и фиксатором. Вал с обеих сторон снабжен рукоятками для привода. На барабан намотаны два троса: один предназначен для выдвигания, другой — для сдвигания внутренней трубы. При помощи фиксатора на барабане можно установить подъемник на нужной высоте.

В верхней части внутренней трубы имеется резьбовая муфта для присоединения удлинителя, который представляет собой отрезок трубы с двумя гайками, предназначенными для присоединения к внутренней трубе и гребенке. Гребенка состоит из вертикальной и горизонтальной труб. Горизонтальная труба имеет два патрубка с соединительными головками для присоединения ГПС-600. Модернизированный телескопический подъемник-пенослив доставляют к месту пожара транспортными средствами и собирают на месте в горизонтальном положении.

Пенообразующий раствор подают к пеносливу от пожарных насосов. Воздушно-механическая пена поступает из 2-х ГПС-600.

К неисправностям телескопических подъемников-пеносливов относится перекос внутренней трубы в сальнике или муфте. Неисправный сальник необходимо заменить. После работы пенослив промывают водой и заново смазывают все валики, ролики и барабан подъемного механизма. После работы генераторы осматривают, поврежденные сетки или корпус ремонтируют. Вмятины на корпусе выравнивают. Тросы и растяжки перед постановкой в боевой расчет испытывают на прочность в соответствии с паспортом завода-изготовителя.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 11. Ствол пожарный лафетный комбинированный ПЛС-60КС

1 - кожух; 2 - насадок; 3 - успокоитель;

4 - выпрямитель; 5 - ствол; 6 - распылитель;

7 - рычаг; 8 - переключатель; 9 - фиксатор;

10 - разветвление; 11 - тройник; 12 – фланец.

Ствол пожарный лафетный комбинированный ПЛС-60КС предназначен для создания и направления струи воды или воздушно-механической пены при тушении пожаров и входит в комплект пожарного автомобиля.

Он изготовлен по схеме «труба в трубе» и состоит из тройника 11, фланца 12 для присоединения к водоисточнику, разветвления 10, распылителя 6, ствола для формирования водяной струи 5 с насадком 2, кожух (ствола для получения воздушно-механической пены) 1, выпрямителя 4 и успокоителя 3, смонтированных в стволе, переключающего устройства 8 и рычагов управления 7. Разветвление 10 шарнирно закреплено на приемном корпусе, который соединен с опорным фланцем. На разветвлении 10 и тройнике 11 укреплен механизм фиксации ствола 9. Внутри ствола 5 установлен четырехлопастный успокоитель. Благодаря наличию обратных клапанов можно присоединять и заменять рукавную линию без прекращения работы лафетного ствола.

Принцип работы ствола следующий: По стволу 5, оканчивающемуся насадком с внутренним выходным отверстием диаметром 28 мм, подается компактная струя воды или раствор смачивателя. При этом рукоятка в патрубке должна находиться в положении В (вода). При переключении рукоятки в положение П (пена) перекрываются отверстия переключателя 8, и подаваемый раствор пенообразователя, проходя через боковые отверстия в трубе, подсасывает воздух. В кольцевом промежутке между стволом 5 и кожухом 1 образуется воздушно-механическая пена, которая подается в очаг пожара.

Стволом управляет человек, пользуясь рукояткой, которая фиксируется вентилем в положении, удобном для работы. Все поворотные соединения уплотнены кольцевыми резиновыми манжетами.

Устойчивость при действии реактивной силы, возникающей при подаче воды и стремящейся опрокинуть ствол, обеспечивается опорой, состоящей из съемного лафета, который представляет собой две симметрично изогнутые лапы с шипами.

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

Рисунок 12. Стационарный лафетный ствол комбинированный СПЛК-20С:

1 – кожух; 2 - насадок; 3 - труба;

4 - фиксирующее устройство; 5 - фланец;

6, 8 - рукоятки; 7 - золотник; 9 - патрубок

Ствол стационарный СПЛК-20С является модификацией переносного лафетного ствола СПЛК-20П и отличается от него отсутствием приемного корпуса и опоры (лафета). Ствол устанавливают стационарно (обычно на кабинах пожарных автоцистерн) и используют для создания и направления струи воды или воздушно-механической пены при тушении пожаров.

Принцип работы пожарного лафетного ствола СПЛК-20С аналогичен работе стволов ПЛС-40С и ПЛС-60С.

ЗАДАНИЕ

на самостоятельную подготовку

Категория обучаемых:профессиональная подготовка пожарных,

группа №

Дата:201 года

Место проведения:учебный класс №____

Предмет обучения:Пожарная техника

Тема: «Приборы и аппараты пенного тушения»

Цель:Углубление и закрепление знаний полученных на уроке, развитие навыков активного самостоятельного поиска и получения дополнительных знаний.

Учебные вопросы:

1. Виды пены, их физико-химические и огнетушащие свойства.

2. Виды и назначение пенообразователей и смачивателей.

3. Меры безопасности при работе с пенообразователями.

4. Назначение, устройство, техническая характеристика пеносмесителя ПС-2.

5. Назначение, устройство, техническая характеристика воздушно-пенных стволов.

6. Назначение, устройство, техническая характеристика пенного генератора ГПС-600.

Литература:

1. В.В. Теребнёв, Н.И. Ульянов, В.А. Грачёв. «Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение – Центр Пропаганды, 2007. 328 с.

2. М.Д. Безбородько и др., «Пожарно-техническое вооружение», М.: Стройиздат, 1981 г.

3. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (приказ МЧС России № 630 от 31.12.2002 г.)

4. НПБ 304-2001 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».

5. НПБ 189-00 «Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний».

6. Изучить законспектированный материал.

Составил преподаватель: _____________________________ Пимушкин А.И.

Задание принял:________________________________

(подпись сотрудника учебного отдела)

« » 201 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

Проверка качества пенообразователей и определение кратности пены. - student2.ru

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника ФГБОУ ДПО

Нижегородский учебный центр ФПС

полковник внутренней службы

_________________ Е.Н. Русинов

«_____» _______________ 2014 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятия по дисциплине

«Пожарная техника»

со слушателями профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный»

Тема № 10. Приборы и аппараты пенного тушения.

Рассмотрено на заседании цикла

специальных дисциплин (пожарная тактика)

Протокол № ___

от « ___ » ______________ 2014 г.

Время занятия: 90 мин.

I. Цель занятия:

- учебная: ознакомить слушателей с назначением, устройством, техническими характеристиками, порядком испытаний и эксплуатации приборов и аппаратов пенного тушения;

- воспитательная: привить слушателям чувство ответственности к содержанию в исправном состоянии приборов и аппаратов пенного тушения, бережного отношения к пожарно-техническому вооружению.

II. Метод проведения занятия: классно-групповой

III. Место проведения: аудитория № 324

IV. Учебно-материальное обеспечение:

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, доска.

2. Демонстрационные: плакаты, презентация.

V. Литература:

- основная:

1. Теребнев В.В. Пожарная техника: Пожарно-техническое вооружение, устройство и применение. - М.: Центр Пропаганды, 2007. – 328 с.

2. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (ПОТРО-01-2002) (приказ МЧС России от 31.12.2002 № 630).

- дополнительная:

1. Повзик Я.С. Справочник РТП, М.: ЗАО «Спецтехника», 2000 г.

2. НПБ 304-2001 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».

3. НПБ 189-00 «Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний».

VI. Расчет учебного времени:

1. Организационный момент: 5 мин.

2. Опрос слушателей по ранее пройденному материалу: 10 мин.

1. Назовите виды пожарных рукавов и их классификацию.

2. Расскажите о назначении и устройстве всасывающих рукавов, дайте краткую характеристику.

3. Расскажите о назначении и устройстве напорных рукавов, дайте краткую характеристику.

4. Расскажите о назначении и устройстве рукавного оборудования: рукавного водосборника ВС-125, соединительных головок, сетки всасывающей СВ-125, пожарного разветвления РТ-80.

Изложение нового материала: 65 мин.

№ п./п. Учебные вопросы: Время, мин.
1. Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями
2. Приборы и аппараты пенного тушения: пеносмесители, дозирующие вставки, воздушно-пенные стволы, пеногенераторы, пеносливные устройства. Назначение, устройство, технические характеристики, эксплуатация и меры безопасности при работе.
Закрепление нового материала 5
  •Виды пены, их физико-химические и огнетушащие свойства. •Виды и назначение пенообразователей и смачивателей. •Меры безопасности при работе с пенообразователями. •Назначение, устройство, техническая характеристика пеносмесителя ПС-2. •Назначение, устройство, техническая характеристика воздушно-пенных стволов. •Назначение, устройство, техническая характеристика пенного генератора ГПС-600.  
Задание на самостоятельную подготовку 5 мин.

Разработал:

преподаватель цикла

специальных дисциплин (пожарная тактика)

старший лейтенант внутренней службы А.И. Пимушкин

« ____ » ___________________ 2014 г.

План-конспект для проведения занятия по теме:

«Приборы и аппараты пенного тушения»

№ п./п. Изучаемый материал Методические рекомендации
1. Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения. Меры безопасности при работе с пенообразователями.   Виды пены, их состав, физико-химические и огнетушащие свойства, порядок получения и область применения.   Пена - дисперсная система, состоящая из ячеек - пузырьков воздуха (газа), разделенных пленками жидкости, содержащей стабилизатор пены. Виды пены по способу получения: -химическая пена – получают в результате химической реакции щелочной и кислотной составляющих (выделяющийся углекислый газ вспенивает водный щелочной раствор); -воздушно-механическая пена – получают механическим перемешиванием пенообразующего раствора с воздухом. Физико-химические свойства пены: -устойчивость – способность пены сохранять первоначальные свойства (противостоять разрушению в течение определенного времени); -кратность - отношение объема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене; -вязкость - способность пены к растеканию по поверхности; -дисперсность - степень измельчения пузырьков (размеры пузырьков); -электропроводность – способность проводить электрический ток. Огнетушащие свойства пены: -изолирующее действие (пена препятствует поступлению в зону горения горючих паров и газов, в результате чего горение прекращается); -охлаждающее действие (в значительной степени присуще пене низкой кратности, содержащим большое количество жидкости). Виды пены по кратности: -пены низкой кратности - кратность пены от 4 до 20 (получают стволами СВП, пеносливными устройствами); -пены средней кратности - кратность пены от 21 до 200 (получают генераторами ГПС); -пены высокой кратности - кратность пены более 200 (получают путем принудительного нагнетания воздуха). Область применения: Пена широко применяется для тушения пожаров твердых (пожары класса А) и жидких веществ (пожары класса В), не вступающих во взаимодействие с водой, и в первую очередь - для тушения пожаров нефтепродуктов. Достоинства пены как средства тушения: -существенное сокращение расхода воды; -возможность тушения пожаров больших площадей; -возможность объемного тушения; -возможность подслойного тушения нефтепродуктов в резервуарах; -повышенная (по сравнению с водой) смачивающая способность. -при тушении пеной не требуется одновременное перекрытие всего зеркала горения, поскольку пена способна растекаться по поверхности горящего материала.   Пенообразователи: назначение, классификация, виды, состав, свойства, правила хранения и проверка качества.   Пенообразователь (пенный концентрат) -концентрированный водный раствор стабилизатора пены (поверхностно-активного вещест<

Наши рекомендации