Оценка основных антропометрических данных параметрическим методом (метод сигмальных отклонений)

Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином. В дальнейшем этот метод был модифицирован и получил широкое распространение.

На основании данных обследования большого числа детей и подростков разрабатывают оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка, часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Антропометрические показатели обследуемого сопоставляют с данными сигмальных таблиц, включающих среднеарифметические значения признаков (М) и величины, так называемых, сигмальных отклонений. Среднеквадратичное отклонение, которое обозначают греческой буквой σ (сигма) - статистический параметр, отражающий разброс индивидуальных показателей в вариационном ряду.

Вариабельность антропометрических показателей предусматривает выделение следующих оценочных категорий:

- «средний» - уровень – при величине признака с колебаниями в пределах ± 1,5σ от М;

- «ниже среднего» - от -1,5σ до - 2σ;

- «низкий» - от - 2σ до - 3σ;

- «очень низкий» - от - 3σ;

- «выше среднего» - от +1,5σ до 2σ;

- «высокий» - от +2σ до +3σ;

- «очень высокий» - более +3σ.

При формировании заключения помимо уровня развития признаков учитывают их гармоничность, когда разница между сигмальными отклонениями любых оцениваемых признаков не превышает 1.

Центильный метод оценки физического развития

В последние годы все большую популярность приобретает центильный (процентильный) метод оценки физического развития. Одними из первых этот метод ввели в педиатрическую практику американские исследователи Х. Стюарт и Х. Мередит, разработавшие процентили для целого ряда антропометрических характеристик.

Центильный метод прост в работе, так как при использовании центильных таблиц исключаются расчеты. Центили могут быть использованы для оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяют оценивать темпы индивидуального развития ребенка в онтогенезе.

Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные выборки, допустим 100 человек (100%) одного возраста и пола выстраивают в поряке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).

В серединной зоне (25-75-я центили) располагаются средние показатели физического развития. В зонах от 10-й до 25-й центили и от 75-й до 90-й находятся величины, свидетельствующие о физическом развитии ниже или выше среднего. В зоне от 3-й до 10-й центили и от 90-й до 97-й – показатели низкого и высокого физического развития. Величины, находящиеся в более крайних положениях, могут быть связаны с патологическим состоянием (А.Г. Трушкин, 2000). Оценка физического развития методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков.

Таблица 2

Оценка физического развития по центильным таблицам

Центильные зоны Центили по таблицам Оценка Примечания
До 3 Очень низкая величина Необходимо обследование и консультирование ребенка, подростка
3-10 Низкая величина Необходимо обследование и консультирование ребенка, подростка
10-25 Величина ниже средней Характерна для 15% здоровых детей, подростков
25-75 Средняя величина Характерна для 50% здоровых детей, подростков
75-90 Величина выше средней Характерна для 15% здоровых детей, подростков
90-97 Высокая величина Встречается у 7% здоровых детей, подростков
Свыше 97 Очень высокая величина Необходимо обследование и консультирование ребенка, подростка

Данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста, при этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития.

Наши рекомендации