Тема: Механизмы действия высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани
Цель: Ознакомиться с некоторыми явлениями, лежащими в основе квантовой электроники.
Задачи обучения:
· применять законы квантовой электроники при решении задач
· знать волновые и корпускулярные свойства света
· знать оптические квантовые генераторы (лазеры)
Организационная часть - 5 мин.
Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов, проверка конспектов.
Форма проведения:Обсуждение по вопросам темы. Презентация
Основные вопросы темы - 45 мин.
- Спонтанное и индуцированное излучения
- Инверсная населенность уровней гелий-неонового лазера
- Основные свойства лазерного излучения
- Новые возможности использования лазерного излучения
перерыв - 10 мин.
Самостоятельная работа студентов - 35 мин.
Задачи:
1. Мощность рубинового лазера в импульсе равна , площадь сечения излучающего стержня . Какое давление оказывает луч такого лазера на поверхность тела, имеющего коэффициент поглощения
2. Для объяснения возможности двухфотонового поглощения света определите энергию импульсов лазерного излучения интенсивностью . Если длительность импульса: а) 30 пс и б) 10 нс. Площадь сечения лазерного луча принять равным
3. Палогая, что инверсная заселенность двух энергетических уровней с разностью энергий ∆Е=0,01эВ соответствует распределению Больцмана с отрицательной температурой, найти отношение концентрации атомов , где N2- число атомов, имеющих большую энергию и N1- число атомов имеющих меньшую энергию. Считать =300К.
Совместная работа студента с преподавателем -15 мин.
После выполнения практической части работы, преподаватель проверяет правильность и последовательность решения задач студентов. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы. Выясняет практическое его применение.
Литература:
1.А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко «Медицинская и биологическая физика», М., 2004 г.
2. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г.
3.М.Е.Блохина, И.А. Эссаулова, Г.В.Мансурова. Руководство для лабораторных работ по медицинской и биологической физике. М. Дрофа.2002.
4.А.Н.Ремизов. А.Я Потапенко. Курс физики. М. Дрофа. 2002г. С.
http:// www.eurolase.ru /brio.html
Контроль (вопросы, задачи)
Вопросы:
- Отличие спонтанного и индуцированного излучения
- Инверсная населенность уровней гелий-неонового лазера
- Укажите основные свойства лазерного излучения
- Новые возможности использования лазерного излучения
Тема 14:Влияние электронных и магнитных полей на живой организм. Использование