Влияние способов посева на урожай фасоли
Цель: определить влияние способов посева на урожай фасоли, определить продолжительность вегетационного периода.
Схема опыта:
1.песев рядовой – контроль.
Расстояние между рядками 30-40 см, в рядке расстояние между семенами 10-15 см. Глубина заделки 3 см.
2.посев ленточный – опыт 1.
В каждой ленте 2 строчки, расстояние между строчками 20 см, между семенами 10-15 см. Ширина ленты 50 см. Расстояние между лентами 40-50 см
3.посев гнездовой – опыт 2.
Гнезда 50Х50 см размещают на делянке в шахматном порядке. В гнездо сажают по 3-4 семени фасоли.
Агротехника.
При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.
Схема наблюдений.
Содержание наблюдений | Контроль | Опыт 1 | Опыт 2 |
1.Посев 2.Всходы: · единичные · массовые 3.Ветвление 4.Образование бутонов: · единичное · массовое 5.Цветение: · начало · конец 6.Образование плодов: · единичное · массовое 7.Созревание плодов |
Структура экскурсии.
«Шапка»: цель, задачи, оборудование, методы, место и время
1.Подготовка к экскурсии:
А) учителя (указать выбор места, составление маршрута, 3-4 источника информации по данной тематике)
Б) учащихся (знакомство с правилами поведения в природе – написать 5-6 пунктов, указать 2-3 источника информации для учащихся).
2.Проведение экскурсии.
· Вступительная беседа (5-6 вопросов по предстоящей теме или кратка информация учителя)
· Самостоятельная работа звеньев по заданиям ( привести примеры инструктивных карточек для 3-4 вариантов)
· Отчет звеньевых по заданиям.
· Заключительная беседа учителя.
3.Оформление результатов экскурсии.
Пример конспекта экскурсии
Экологическая экскурсия в музей на тему: «Многообразие экосистем».
Цель:знакомство с многообразием биогеоценозов России.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с многообразием экосистем Родины; узнать составляющие части экосистем, дать понятия «продуценты», «консументы», «редуценты».
Развивающие: развитие мышления; развитие умений выявлять морфологические признаки объектов, развитие понятий «экосистема», «гетеротрофы, «автотрофы».
Воспитательные: эстетическое, экологическое, краеведческое, патриотическое воспитание; формирование научного мировоззрения.
Тип урока:урок-экскурсия
Место проведения:эколого-краеведческий музей МБОУ СОШ №147
Методы:
Словесные: рассказ, беседа, инструктаж
Наглядные: демонстрация изобразительных и натуральных объектов.
Оборудование:
Ход работы:
I Подготовительный этап.
Подготовка учителя:
1. Посещение музея и составление маршрутов и маршрутных листов для работы 5 групп учащихся.
2. Разделение класса на рабочие группы по 5 человек.
3. Подбор дополнительной литературы.
4. Подготовка к рассказу «Разнообразие экосистем»
5. Проведение инструктажа (правила поведения в музее)
Правила поведения в музее.
Правила поведения в музее:
1. Приходить за 10-15 минут до начала экскурсии, раздеться, приготовиться к встрече с экскурсоводом;
2. Соблюдать тишину, порядок, правила санитарии и гигиены в демонстрационном зале;
3. Во время проведения экскурсии перемещаться по залу только в порядке, указанном экскурсоводом, внимательно слушать речь экскурсовода, не разговаривать, не жевать пищу;
4. Экспонаты и витрины не трогать руками;
5. Задавать вопросы только по окончании рассказа по теме.
Подготовка учеников:
1. Проинформировать учеников о теме, времени и месте проведения экскурсии.
2. Ознакомление с правилами поведения в музее.
II Проведение экскурсии
Вступительная беседа.
Итак, наша с вами экскурсия посвящена экосистемам. Давайте же вспомним что же это такое? (ответ учащихся: экосистема или экологическая система - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии.)
Как уже была сказано, экосистема состоит из двух основных компонентов – биотического и абиотического. Что можно отнести к абиотическим факторам? (ответ учащихся – температурный режим, кол-во осадков, почва, влажность, давление, рельеф и др.)
Биотический компонент носит так же название «биоценоза». Кто сможет дать определение этому термину? (ответ учащихся: биоценоз - исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой, так и с абиотическими факторами окружающей среды.)
Более простыми словами, биоценоз – это совокупность всех живых организмов. Всех живых организмов можно разделить на функциональные группы. Зеленые растения – автотрофы. Что это значит? (ответ – они способны синтезировать органическое вещество). Автотрофы, или продуценты являются производителями органического вещества. Это первая функциональная группа организмов.
Любое сообщество включает в себя гетеротрофные организмы, которые питаются готовым органическим веществом. На какие группы, в свою очередь, делятся гетеротрофы? (ответ – на консументов и редуцентов). Консументы – это организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые продуцентами. Кто относится к этой группе? (ответ – растительноядные и хищные животные.)А редуценты – это «разрушители» органического вещества. Они разрушают отмершие остатки живых существ, превращают их в неорганические и простейшие органические соединения. Кого можно отнести в эту функциональную группу? (ответ – микроорганизмы, бактерии, грибы, дождевой червь).
Пищевые и энергетические потоки идут в направлении продуценты – консументы – редуценты. Все три перечисленные группы присутствуют в любой экосистеме. Только совместная работа этих групп обеспечивает нормальное функционирование сообщества.
Перенос энергии от источника через ряд организмов называют «пищевая цепь». Все живые организмы так или иначе связаны в различные пищевые цепи. Травоядные животные поедают растения, первичные хищники поедают травоядных, вторичные хищники поедают хищников помельче. Таким образом формируются пищевые цепи. В данном примере продуцент – это растение, консумент 1-го порядка – травоядное животное, консумент 2-го порядка – первичный хищник, консумент 3-го порядка – крупный хищник.
Масштабы экосистем различны: микросистемы (например, болотная кочка,
дерево, покрытый мхом камень или пень, горшок с цветком и т.п.), мезоэкосистемы
(озеро, болото, песчаная дюна, лес, луг и т.п.), макроэкосистемы (континент,
океан и т.п.). Следовательно, существует своеобразная иерархия макро-, мезо- и
микросистем разных порядков. Биосфера — экосистема высшего ранга, включающая,
как уже было отмечено, тропосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы в
пределах "поля" существования жизни. Она имеет громаднейшее разнообразие
сообществ, в структуре которых обнаруживаются сложные сочетания растений,
животных и микроорганизмов с разными способами жизни.
Все многообразие экосистем биосферы, особенно
планетарных (суша и океан), а также провинциальных и зональных, необходимо
изучать, сопоставляя их продуктивность.
Изучением экологических систем нашей страны мы с вами сейчас и займемся.
III Самостоятельная работа учащихся(по инструктивным карточкам)