Наблюдение за работой дятла в лесу

1.Пойдите в смешанный лес и найдите дятла. Опишите его внешнее строение: форма и окраска головы и клюва, характер расположения пальцев на ногах, оперение, размеры птицы.

2.Проведите наблюдения за поведением птицы:

· характер прикрепления к стволу,

· количество точек опоры при расположении на дереве,

· перемещение по стволу и по земле,

· характер полета.

3.Найдите в лесу следы деятельности дятла: дупло, следы от поклевов на стволах. Изучите дупло: его диаметр, форма края, глубина.

4.Найдите в литературе информацию о питании и выращивании птенцов:

· питание летом и зимой,

· характер добывания пищи,

· гнездование и типы птенцов,

· количество птенцов в дупле и вскармливание их родителями,

· поведение птенцов,

· наличие у птиц врагов.

5.Сделайте вывод о значении дятла в лесу.

Наблюдение за колорадским жуком и стадиями его развития.

1.В теплый солнечный день рассмотрите лист картофеля с нижней стороны. Найдите на нем кладку яиц жука оранжевого цвета. Подсчитайте сколько яиц в кладке, опишите их размеры и форму.

2.Зафиксируйте, через сколько дней появятся личинки. Опишите внешний вид личинки: размеры, окраска, характер передвижения, скорость поедания листа. Ведите наблюдения за личинками несколько дней и отметьте отличия молодой и повзрослевшей личинки.

3.Ведите наблюдения за жизнью жуков и их личинок. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Стадии развития Время появления Особенности жизни Характер повреждения листа
Яйца      
Молодая личинка      
Старая личинка      
Куколка      
Взрослый жук      

4.Узнайте какие традиционные, и нетрадиционные способы применяются для борьбы с колорадским жуком. Есть ли у жука естественные враги?

5.Сделайте коллекцию стадий развития колорадского жука. Поместите в нее также образцы поврежденных листьев картофеля на разных стадиях развития жука.

Наблюдение за дубом.

1.Найдите взрослое дерево дуба. Измерьте толщину ствола (на уровне груди), а также площадь проекции кроны на землю. Установите количество засыхающих и вегетирующих ветвей.

2.Подсчитайте количество сеянцев дуба под деревом, в том числе уже покрытых корой. Приблизительно оцените освещенность по пятибалльной шкале под кроной дерева.

3.Проведите осенние наблюдения. Отыщите опавшие желуди и приблизительно оцените урожайность дуба по пятибалльной шкале (желательно сравнить урожайность вашего дерева с соседним дубом). Найдите поврежденные желуди и отметьте характер повреждений: дырки, погрызы, разломы.

4.Найдите под дубом следы жизнедеятельности животных. Какие птицы, насекомые обитают на дереве. Осмотрите листья дуба и найдите галлы орехотворки дуболистной, разломите их и посмотрите, что находится внутри.

5.Сделайте вывод о значении дуба в жизни других организмов.

Наблюдение за цветением и опылением растений различных семейств.

План наблюдения.

1.Установите сезонные сроки цветения (от и до).

2.Изучите особенности цветков: строение, цвет, запах. Зарисуйте их.

3.Определите состав опылителей (мухи, жуки, шмели, медоносные пчелы) и их добычу (нектар, пыльца).

4.Количественно определите обилие опылителей (подсчет на одном крупном растении или площадке 2х5 м).

5.Сделайте вывод о характерных опылителях растений данного семейства и адаптивных особенностях цветков.

Дополнительно.

Семейство Пасленовые: пронаблюдать за цветением обычного и ядовитого растения. Отметить возможность самоопыления, время, когда усиливается запах, а также то, какие опылители, и в какое время суток их посещают.

Семейство Бобовые: определить механизм опыления:

· поршневой – пыльца выдавливается насекомыми из тычиночной трубки,

· стреляющий – выстреливается из лодочки под тяжестью насекомого.

Семейство Сложноцветные: описать и зарисовать строение корзинок и типов цветков (язычковый, трубчатый, воронковидный).

Примеры оформления опытов.

Влияние сроков посева на урожай фасоли

Цель: определить влияние сроков посева на урожай фасоли, определить продолжительность вегетационного периода.

Схема опыта:

1.песев в первой декаде мая – контроль.

2.посев во второй декаде мая – опыт 1.

3.посев в третьей декаде мая – опыт 2.

Агротехника.

Посев фасоли производить обычным способом: расстояние между рядками 30-40 см, в рядке расстояние между семенами 10-15 см. Глубина заделки 3 см. При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.

Схема наблюдений.

Содержание наблюдений Контроль Опыт 1 Опыт 2
1.Посев 2.Всходы: · единичные · массовые 3.Ветвление 4.Образование бутонов: · единичное · массовое 5.Цветение: · начало · конец 6.Образование плодов: · единичное · массовое 7.Созревание плодов      

Наши рекомендации