Наблюдение за работой дятла в лесу
1.Пойдите в смешанный лес и найдите дятла. Опишите его внешнее строение: форма и окраска головы и клюва, характер расположения пальцев на ногах, оперение, размеры птицы.
2.Проведите наблюдения за поведением птицы:
· характер прикрепления к стволу,
· количество точек опоры при расположении на дереве,
· перемещение по стволу и по земле,
· характер полета.
3.Найдите в лесу следы деятельности дятла: дупло, следы от поклевов на стволах. Изучите дупло: его диаметр, форма края, глубина.
4.Найдите в литературе информацию о питании и выращивании птенцов:
· питание летом и зимой,
· характер добывания пищи,
· гнездование и типы птенцов,
· количество птенцов в дупле и вскармливание их родителями,
· поведение птенцов,
· наличие у птиц врагов.
5.Сделайте вывод о значении дятла в лесу.
Наблюдение за колорадским жуком и стадиями его развития.
1.В теплый солнечный день рассмотрите лист картофеля с нижней стороны. Найдите на нем кладку яиц жука оранжевого цвета. Подсчитайте сколько яиц в кладке, опишите их размеры и форму.
2.Зафиксируйте, через сколько дней появятся личинки. Опишите внешний вид личинки: размеры, окраска, характер передвижения, скорость поедания листа. Ведите наблюдения за личинками несколько дней и отметьте отличия молодой и повзрослевшей личинки.
3.Ведите наблюдения за жизнью жуков и их личинок. Результаты наблюдения занесите в таблицу.
Стадии развития | Время появления | Особенности жизни | Характер повреждения листа |
Яйца | |||
Молодая личинка | |||
Старая личинка | |||
Куколка | |||
Взрослый жук |
4.Узнайте какие традиционные, и нетрадиционные способы применяются для борьбы с колорадским жуком. Есть ли у жука естественные враги?
5.Сделайте коллекцию стадий развития колорадского жука. Поместите в нее также образцы поврежденных листьев картофеля на разных стадиях развития жука.
Наблюдение за дубом.
1.Найдите взрослое дерево дуба. Измерьте толщину ствола (на уровне груди), а также площадь проекции кроны на землю. Установите количество засыхающих и вегетирующих ветвей.
2.Подсчитайте количество сеянцев дуба под деревом, в том числе уже покрытых корой. Приблизительно оцените освещенность по пятибалльной шкале под кроной дерева.
3.Проведите осенние наблюдения. Отыщите опавшие желуди и приблизительно оцените урожайность дуба по пятибалльной шкале (желательно сравнить урожайность вашего дерева с соседним дубом). Найдите поврежденные желуди и отметьте характер повреждений: дырки, погрызы, разломы.
4.Найдите под дубом следы жизнедеятельности животных. Какие птицы, насекомые обитают на дереве. Осмотрите листья дуба и найдите галлы орехотворки дуболистной, разломите их и посмотрите, что находится внутри.
5.Сделайте вывод о значении дуба в жизни других организмов.
Наблюдение за цветением и опылением растений различных семейств.
План наблюдения.
1.Установите сезонные сроки цветения (от и до).
2.Изучите особенности цветков: строение, цвет, запах. Зарисуйте их.
3.Определите состав опылителей (мухи, жуки, шмели, медоносные пчелы) и их добычу (нектар, пыльца).
4.Количественно определите обилие опылителей (подсчет на одном крупном растении или площадке 2х5 м).
5.Сделайте вывод о характерных опылителях растений данного семейства и адаптивных особенностях цветков.
Дополнительно.
Семейство Пасленовые: пронаблюдать за цветением обычного и ядовитого растения. Отметить возможность самоопыления, время, когда усиливается запах, а также то, какие опылители, и в какое время суток их посещают.
Семейство Бобовые: определить механизм опыления:
· поршневой – пыльца выдавливается насекомыми из тычиночной трубки,
· стреляющий – выстреливается из лодочки под тяжестью насекомого.
Семейство Сложноцветные: описать и зарисовать строение корзинок и типов цветков (язычковый, трубчатый, воронковидный).
Примеры оформления опытов.
Влияние сроков посева на урожай фасоли
Цель: определить влияние сроков посева на урожай фасоли, определить продолжительность вегетационного периода.
Схема опыта:
1.песев в первой декаде мая – контроль.
2.посев во второй декаде мая – опыт 1.
3.посев в третьей декаде мая – опыт 2.
Агротехника.
Посев фасоли производить обычным способом: расстояние между рядками 30-40 см, в рядке расстояние между семенами 10-15 см. Глубина заделки 3 см. При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.
Схема наблюдений.
Содержание наблюдений | Контроль | Опыт 1 | Опыт 2 |
1.Посев 2.Всходы: · единичные · массовые 3.Ветвление 4.Образование бутонов: · единичное · массовое 5.Цветение: · начало · конец 6.Образование плодов: · единичное · массовое 7.Созревание плодов |