Сотношение биологического и социального в человеке

В биологическом плане человек выступает как организм, как особь вида Homo sapiens, в социальном — как личность, включенная в систему общественных отношений с другими людьми-личностями. Биологическое и социальное в человеке неразрывно взаимосвязаны.

Биологически, генетически запрограммирована определенная средняя продолжительность жизни человека (примерно около 100 лет, возможно и несколько больше). Однако в зависимости от развития общества, создаваемых им социальных условий реальная средняя продолжительность жизни возросла с 20—22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII в., 56 лет в Западной Европе к началу XX в. и 75—80 лет в наиболее развитых странах (США, Япония и др.) на исходе XX в. Биологически обусловлены продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека, детородного возраста, способность к усвоению определенных видов пищи и т.п. Генетически обусловлена и одаренность людей в различных видах деятельности. Биологическую природу имеет расовая и половая дифференциация людей в рамках единого вида. Биологически каждый человеческий индивидуум уникален, неповторим вследствие набора генов, полученных от родителей, и процесса расшифровки записанной в них информации в ходе развития человеческого зародыша в теле матери.

Не менее ярко выражена и социальная специфика человеческой жизни, обусловленная в конечном счете способностью человека к труду, систематическому созданию и использованию искусственных орудий труда. Благодаря этому человек может вести себя по «мерке любого вида» (К. Маркс). Животные же ведут себя только по меркам своего вида. Именно структура организма, генетическая программа, зафиксированная в молекулах ДНК, детерминирует поведение животных. Главными же средствами передачи программы поведения людей являются язык, показ и пример, все то, что составляет культуру общества на данном этапе его развития. Именно культура (в широком смысле), осваиваемая человеком с детства, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Человеческое общество - целостность надбиологическая, что проявляется в «сверхприродности» культуры как системы ценностей, созданных самими людьми для регулирования своих отношений друг к другу и природе, т.е. для регулирования своего поведения.

Все человеческие существа наделены определенными свойствами:

умение (не от случая к случаю, а систематически, постоянно) изготовлять орудия труда и использовать их как средства производства материальных и духовных благ;

знание хотя бы простейших нравственных запретов, противоположности добра и зла;

наличие потребностей, чувственных восприятий и умственных навыков, основанных на биологических (но исторически развивающихмися) предпосылках;

невозможность нормального формирования и существовния (как полноценных людей) вне общества;

сознательно-волевой характер жизнедеятельности (а не изначально запрограммированный), способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Все это закладывалось в фундамент человеческого бытия с самого его зарождения в течение многих тысячелетий его развития.

Глубокий анализ и удачное изложение в медицинском аспекте проблемы соотношения биологического и социального осуществил Г.И. Царегородцев. Он пишет: «Бесспорно, социальные факторы играют решающую роль в формировании здоровья населения. Но в определенных ситуациях в возникновении, течении и исходе... болезни на первый план могут выдвинуться различные биологические факторы (наследственные, возрастные, иммунологические и т.д.). Социальная обусловленность здоровья населения - это выражение и проявление объективной закономерности в развитии общества и здравоохранения. Но эта закономерность проявляется не жестко, однозначно детерминистически, а как закон-тенденция, проявляющаяся в целом, в конечном результате.

Биологическое в человеке - это законы обмена веществ и энергии, обусловленные морфофизиологическими особенностями организма... Биологическое - это морфофункциональная основа, обеспечивающая индивидуальное приспособление организма в окружающей среде. В человеке оно выступает в роли "рабочих механизмов" для осуществления его социальных функций.

Под социальным (в плане соотношения социального и биологического в медицине) мы понимаем систему материальных и духовных факторов общественного происхождения и совокупность межчеловеческих коммуникативных и психоэмоциональных отношений, оказывающих влияние на жизнедеятельность человека, на формирование его здоровья, а также на возникновение заболеваемости.

Нередко социальное рассматривается односторонне, лишь как совокупность внешних факторов — "искусственной" среды, социального образа жизни и т.п. При этом забывается, что весь морфофизиологический "рабочий механизм" включения, функционирования человеческого организма в определенных условиях "преформирован", опосредован и социально детерминирован. Например, важнейшие терморегуляционные процессы в человеческом организме социально "настроены" на определенный, искусственно поддерживаемый микроклимат (жилище, сезонный характер одежды и т.п.). Пищеварение человека, являясь по своей природной основе биологическим процессом, также "преформировано" на социально преобразованный способ приготовления и употребления пищи.

Научно-техническое и социальное развитие привело к качественному изменению содержания самого процесса биологической адаптации человека к окружающей среде... На протяжении многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как гипердинамия, т.е. максимальная мускульная активность; общее (калорийная недостаточность) и специфическое (недостаточность микроэлементов, витаминов) недоедание. Главную роль в детерминации многих заболеваний в настоящее время соответственно играют гиподинамия, т.е. недостаточная физическая активность, информационное изобилие и психоэмоциональный стресс. Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует росту некоторых заболеваний, особенно сердечно-сосудистых».

В философском и научном познании постоянно сталкиваются биологизаторские и социологизаторские концепции человека, односторонне характеризующие его, абсолютизируя, преувеличивая значение то биологической, то социальной сторон его бытия. Существует также дуалистическая трактовка, ограничивающаяся поверхностной констатацией эмпирического факта самого единства биологического и социального компонентов в строении и жизнедеятельности человека как организма и общественного индивида. В марксистской концепции человека отстаивается понимание его сущности как совокупности всех общественных отношений, признается определяющее значение социальной среды и воспитания, а связь социального с биологическим трактуется как противоречивое соотношение высшей и низшей формы движения материи. Эта концепция представляется наиболее обоснованной.

Так же как биологические системы и процессы не сводятся к простой сумме физических и химических явлений, а представляют качественно новое образование, так и социальные процессы, не мыслимые без биологической основы, не сводятся к последней. Односторонний редукционизм, сводящий высшее к низшему, качественно отождествляющий их, возвращает нас к старой метафизической (недиалектической) атомистике, стирающей качественные различия между объектами разного уровня сложности. Надо согласиться с теми авторами, которые выступают против сведения социального к сумме индивидов, индивидуально человеческого к биологическому, которые требуют учета специфики различных уровней: организм—личность, человек—общество, общество—природа.

Примером биологизаторского подхода к человеку можно считать социобиологию и социальный дарвинизм, которые фактически игнорируют специфику общественных явлений, объявляя альтруизм, эгоизм, агрессивность, этические и эстетические оценки генетически запрограммированными. Социологизаторский же подход проявляется в отрыве высшего от низшего, социального от биологического.

Объективно же биологическое есть необходимое, но недостаточное условие становления и функционирования социального, присущего только людям, объединенным экономическими, политическими, духовными и другими отношениями. Высшее не отбрасывает низшее, а сохраняет его в составе более сложного целого. Здесь есть и момент совершенствования, появления принципиально нового, и момент ограничения, подавления старого. Например, в сформировавшемся человеческом обществе естественный отбор ограничен или даже подавлен. Человек воспроизводит себя и по законам биологии, и по законам социального развития. Генетическая связь социального с биологическим, проявляющаяся в историческом происхождении социального из биологического и сохранении второго как природной основы первого, дополняется подчинением биологического социальному.

Фундамент здания — его основа, опора, но не его сущность и не все здание в целом. На одном и том же фундаменте могут быть возведены функционально и конструктивно очень разные здания. Функционально фундамент — не главный, хотя и абсолютно необходимый элемент здания. Так и в человеке как общественном существе «телесный индивид», биологический организм - лишь основа, исходный пункт его естественного и социального развития, формирования его как социальной личности, индивидуализирующей совокупность определенных общественных отношений, составляющих сущность этой личности.

Литература к главе 26

Баан М. Генетическая эволюция человека. - М., 1987.

Генетика и благосостояние человечества. — М., 1981.

Губанов Н.И., Царегородцев Г.И. Биологическая и социальная детерминация способностей: Методологические аспекты // Философские науки. 1988, № 2.

Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. — М., 1982.

Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. - М., 1978. Гл. 2, 3.

Монахов H.A. Плоды подсознания. Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. — М., 1995.

Общая биология. - М., 1980. - С. 247-261, 297-304.

Философские проблемы естествознания. — М., 1985. С. 352—382.

ГЛАВА27

Наши рекомендации