Элективного курса по биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по биологии
«Биология животных»
Класс
2017-2018 учебный год
Разработана на основе авторской программы элективного курса «Биология животных» составлен. Авторы: Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И.
Срок реализации – 1год
Рабочая программа составлена
учителем биологии
МАОУ «Гимназия «Эврика»
Родиной И.Н.
Великий Новгород
2017 г.
Программа элективного курса
«Биология животных»
11 класс
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Элективный курс авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология животных» составлен они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию животных на более глубоком и детальном уровне. Данный курс содержат большой объём дополнительной информации.
Данный элективный курс расширяет и систематизирует знания обучающихся по зоологии. Материал программы дает возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ, к участию в олимпиадах, к поступлению в вузы биологического и медицинского профилей.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым материалом и микропрепаратами, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Программа содержит две главы «Подцарство Одноклеточные» и «Подцарство Многоклеточные».
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках царств живой природы: животных и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
· Классификацию животных и простейших организмов;
· Особенности строения клеток животных простейших организмов;
· Особенности строения бактериальной клетки;
· Особенности строения тканей животных;
· Основные процессы жизнедеятельности;
· Многообразие и распространение основных систематических групп животных, простейших организмов;
· Происхождение основных типов и классов животных;
· Значение животных. бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
· сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
· определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
· распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
· характеризовать роль животных, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
· изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
· осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
· составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Планируемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
- Акимушкин И.И.Мир животных. М.: Мысль, 1998.
- Биология.Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
- Жизнь растенийТ. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
- Латюшин В.В. , Шапкин В.А.Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В.Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
- Ромер А., Парсонс Т.Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
- Тейлор Д., Грин Н., Стаут У.Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.
Рекомендуемая литература для учителей:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология.Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия,2001.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4. Жизнь растенийТ. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО, 2005. (В помощь школьному учителю).
6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А.Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.
7. Пасечник В.В.Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).
10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
11. Ромер А., Парсонс Т.Анатомия позвоночных. М. : Мир, 1992.
12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У.Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001.
Тематическое планирование элективного курса
«Биология животных».
№ | Тема | Дата | Демонстрации | Фома занятия |
Введение (1 ч ) | ||||
1. | Зоология – наука о животных | 1 нед | эволюция живой природы | лекция |
Раздел 1. Подцарство Одноклеточные. (Простейшие) (5 ч.) | ||||
2. | Особенности строения простейших. | 2 нед | Многообразие простейших | Л.р. №4 Многообразие простейших. |
3. | Тип Саркомастигофоры. Класс Жгутиковые | 3 нед | ||
4. | Тип Саркомастигофоры. Класс Саркодовые | 4 нед | П.р. №3 Тренинги. | |
5. | Тип Инфузории | 5 нед | ||
6. | Тип Апикомплексы | 6 нед | ||
Раздел 2. Подцарство Многоклеточные.(28 ч.) | ||||
7. | Многоклеточные: происхождение и особенности строения. Тип кишечнополостные: общая характеристика | 7 нед | лекция | |
8. | Многообразие кишечнополостных | 8 нед | Многообразие кишечнополостных | |
9. | Тип Плоские черви: общая характеристика. Класс Ресничные черви | 9 нед | Многообразие плоских червей | лекция |
10. | Класс Сосальщики (Трематоды) | 10 нед | ||
11. | Класс Ленточные черви (Цестоды) | 11 нед | ||
12. | Класс Круглые, или Первичнополостные, черви. Класс Собственно круглые черви (Нематоды) | 12 нед | Многообразие круглых червей | лекция |
13. | Паразитические нематоды | 13 нед | ||
14. | Тип Кольчатые черви: общая характеристика | 14 нед | лекция | |
15. | Многообразие кольчатых червей | 15 нед | Многообразие кольчатых червей | |
16. | Тип Членистоногие: общая характеристика | 16 нед | Многообразие членистоногих. | Л.р. №6 Внешнее строение представителей типа Членистоногие. |
17. | Класс Ракообразные | 17 нед | ||
18. | Класс Паукообразные | 18 нед | ||
19. | Класс Насекомые | 19 нед | ||
20. | Многообразие и значение насекомых | 20 нед. | Многообразие насекомых | |
21. | Тип Моллюски | 21 нед. | ||
22. | Тип Хордовые: общая характеристика. Подтип Личиночно-хордовые | 22 нед. | Многообразие хордовых. | лекция |
23. | Подтип Бесчерепные | 23 нед. | ||
24. | Подтип Позвоночные, или Черепные: общая характеристика. Класс Круглоротые | 24 нед. | ||
25. | Надкласс Рыбы: общая характеристика. Класс Хрящевые рыбы | 25 нед. | Многообразие рыб. | Л.р. №7 Особенности строения рыб. |
26. | Класс Костные рыбы | 26 нед. | ||
27-28. | Класс земноводные, или Амфибии. Общая характеристика и многообразие | 27-28 нед. | Многообразие и развитие земноводных. | Сообщения учащихся, лекция |
29-30. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика и многообразие | 29-30 нед. | Многообразие пресмыкающихся. | Сообщения учащихся, лекция |
31. | Класс птицы: общая характеристика | 31 нед. | Особенности строения скелета птиц. | Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом. |
32. | Многообразие птиц. | 32 нед. | Многообразие класса птицы. | |
33. | Класс млекопитающиеОбщая характеристика | 33 нед. | . | Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих. |
34. | Многообразие млекопитающих | 34 нед. | Многообразие млекопитающих | Прр. №4 Тренинги. |
Итого : 34 часа; | Л.р. – 9, Тренинги – 4. |
Используемая литература:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.
3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
4. Ресурсы Интернета http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по биологии
«Биология животных»
Класс
2017-2018 учебный год
Разработана на основе авторской программы элективного курса «Биология животных» составлен. Авторы: Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И.
Срок реализации – 1год
Рабочая программа составлена
учителем биологии
МАОУ «Гимназия «Эврика»
Родиной И.Н.
Великий Новгород
2017 г.
Программа элективного курса
«Биология животных»
11 класс
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Элективный курс авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология животных» составлен они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию животных на более глубоком и детальном уровне. Данный курс содержат большой объём дополнительной информации.
Данный элективный курс расширяет и систематизирует знания обучающихся по зоологии. Материал программы дает возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ, к участию в олимпиадах, к поступлению в вузы биологического и медицинского профилей.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым материалом и микропрепаратами, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Программа содержит две главы «Подцарство Одноклеточные» и «Подцарство Многоклеточные».
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках царств живой природы: животных и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
· Классификацию животных и простейших организмов;
· Особенности строения клеток животных простейших организмов;
· Особенности строения бактериальной клетки;
· Особенности строения тканей животных;
· Основные процессы жизнедеятельности;
· Многообразие и распространение основных систематических групп животных, простейших организмов;
· Происхождение основных типов и классов животных;
· Значение животных. бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
· сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
· определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
· распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
· характеризовать роль животных, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
· изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
· осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
· составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.