Методика проведения школьной биологической экскурсии в природу
Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.
В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений. Например, при изучении членистоногих предполагается экскурсия на водоем. Ученики получают задание отловить членистоногих с разных горизонтов водоема. Причем одной группе надо взять членистоногих с поверхности воды, другой - животных, которые обитают в толще воды, а третьей - со дна водоема. Учащиеся каждой группы могут выловить несколько членистоногих из каждого водного горизонта. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные животные. Рассадив их в разные емкости, каждый ученик (или небольшая группа) проводит наблюдение за одним из объектов: отмечает особенности передвижения, питания, дыхания, описывает в тетради черты приспособленности к условиям обитания в том или другом водном горизонте. Затем всех обитателей возвращают в водоем. В отчете о проделанных наблюдениях учащиеся заполняют сводную таблицу о разных животных, их образе жизни и приспособленности к условиям обитания.
На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.
Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.
Во время самостоятельных работ учитель обходит все звенья. В установленное время (например, по сигналу-свистку) они собираются вместе на обобщающую беседу, во время которой звеньевые рассказывают о результатах своих наблюдений и находках, обязательно показывая собранный материал. После беседы все учащиеся посещают наиболее интересные места, обнаруженные в процессе экскурсии. Опыт, практика, специальные исследования показали, что эффективность экскурсий существенно возрастает, если в процессе ее проведения соблюдается определенный перечень требований (заповедей):
Еще в 1920 г. Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов по проведению экскурсий. В методике обучения биологии они известны как "Десять заповедей экскурсионного дела", которые на сегодняшний день еще дополнены.
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10.Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала (стенды, выставки, доклады, коллекции и т.д.).
11. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
12. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
13. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
14. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
15. Избегай длинных объяснений.
- Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе.
- Все свои наблюдения точно записывай, что возможно зарисовывай.
- При записи точно отмечай место, время, условия наблюдения.
- Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.
- Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.
- Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно тщательно поставленным опытом.
- Сообщай о результатах всех наблюдений в свой кружок и на биостанции юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.
- В конце каждого месяца отмечай все перемены, прошедшие в природе за это время.
Общая продолжительность экскурсии не должна превышать 45-60 минут. Было бы лучше задержать учащихся на экскурсии несколько дольше, чем 45 минут урока. Поэтому экскурсию лучше проводить на последнем уроке.
Проведение экскурсий можно осуществить в любое время года. Осенью, зимой и весной они, как правило, кратковременны и связаны с учебой в школе. В летнее время, когда многие дети выезжают в лагеря отдыха, лагеря труда и отдыха, возможны не только короткие, но и продолжительные экскурсии, главным образом краеведческого характера.