Итог по разделу: «Физиология микробов»

Кафедра микробиологии, вирусологии,

Иммунологии

П.В. Калуцкий, О.Д. Печенин, О.А. Медведева.

Итог по разделу: «Физиология микробов» - student2.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО МИКРОБИОЛОГИИ, МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Курск – 2013

УДК 579(075) Печатается по решению
ББК 52.64Д7 редакционно-издательского
  совета ГОУ ВПО КГМУ
  Росздрава

Калуцкий П.В., Печенин О.Д., Медведева О.А. Учебно-методическое пособие по микробиологии, микробиологии полости рта для студентов стоматологического факультета. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2013 – 148 с.

Рецензенты:

д.м.н., профессор А.Ю.Миронов,

д.м.н., профессор В.М. Червинец.

ISBN 978-5-7487-1308-5 ББК 52.64Д7
   
   
ã Калуцкий П.В., Печенин О.Д., Медведева О.А.2013 ã ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2013  

Методические указания к самостоятельной

Подготовке студента.

Для формирования системы профессиональных знаний врача-стоматолога является необходимым изучение основ микробиологии, вирусоло­гии, иммунологии. Представители всех классов, семейств, родов имеются как среди микроорганизмов, составляющих нормальную микрофлору полости рта здорового человека, так и среди возбудителей патологических процессов. И в норме, и в патологии состояние полости рта зависит от иммунной системы орга­низма. Нередко слизистая оболочка является местом проявления общего сис­темного заболевания человека или иммунодефицитного состояния.

Учебное пособие предназначено для оказания Вам методической помо­щи как в процессе домашней подготовки к практическому занятию, к итогово­му занятию и к экзамену, так и в процессе работы на практическом занятии. В пособии имеется план практических занятий по всему курсу. План лекций и практических занятий на семестр вывешивается на кафедральном стенде.

Для того, чтобы наиболее эффективно и с наименьшей затратой времени усвоить лекционный материал, приучитесь готовиться к лекции: прочтите план предстоящей лекции; затем хотя бы один раз, бегло прочтите соответствующий материал учебника, Такое предварительное знакомство с предметом облегчит Вам и процесс восприятия лекции, и записи ее в виде конспекта. При конспек­тировании лекции обратите особое внимание на новые данные науки и практики, которые не нашли отражения в учебнике.

Готовясь к предстоящему практическому занятию, ознакомьтесь с темой и планом изучения темы: что необходимо вспомнить (или повторить) из ранее пройденного и как изучить новый материал (используя данное пособие).

Прочитайте материал учебника, практического руководства, затем - конспект лекции по данной теме и дополнительный материал, если он есть в самом пособии. Для более углубленного изучения предмета рекомендуется до­полнительная (необязательная) литература по разделам.

В процессе подготовки читайте текст, вдумываясь в смысл, не продви­гайтесь дальше, если Вы не поняли прочитанного. Новые термины, латинские названия напишите несколько, раз и повторите вслух. Материал, поддающийся классификации, изобразите в виде схемы на бумаге. Проверьте свои знания по контрольным вопросам, которые имеются в пособии к каждой теме. Вопросы помогут Вам лучше понять выученное, пото­му что важно не только усвоить сумму отдельных фактов., но и осмыслить эти факты и связь между ними. Например, в отношении патогенных и условно па­тогенных микробов осмыслить связь: особенности его морфологии и физиоло­гии - факторы патогенности действие на организм хозяина (макроорганизм) - ответные реакции (характер иммунитета) - методы диагностики - наиболее эффективные способы лечения и профилактики.

Аккуратно и тщательно выполните в тетради задания для самостоятель­ной работы. На практическом занятии преподаватель проверит Вашу работу.

По темам частной микробиологии на кафедре в коридоре вывешены наглядные пособия – стенды.

Стенды имеются также и в учебных лабораториях. Лечебно-профилактические и диагностические препараты в виде наборов ампул и флаконов имеются на кафедре и выдаются лаборантами для изучения.

Специальные исследования, проведенные на кафедре, показали, что студенту для полноценной подготовки к практическому занятию по микробиологии требуется в среднем два часа. Это время может быть больше или меньше в зависимости от сложности и трудности темы.

Текущий контроль знаний студентов проводится на практических занятиях с помощью тестовых заданий и устного разбора. При оценке учитывается освоение студентом практических навыков. Итоговый контроль по разделам курса: рубежный тестовый – анкетным способом письменно и на ЭВМ, окончательный – на экзамене.

При подготовке к итоговым занятиям Вы можете проверить свои знания по контрольным вопросам к отдельным разделам курса, а при подготовке к экзаменам – по вопросам ко всему курсу (в конце пособия)

Главное, что определит Ваши успехи при изучении предмета – это последовательность, систематичность в работе. Вы хорошо и легко усвоите все последующие разделы только в том случае, если основательно изучили и, главное, поняли предыдущие разделы.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

План практических занятий.

1. Правила работы в микробиологической лаборатории. Морфология бактерий. Микроскопический метод исследования. Простые и сложные методы окраски.

2. Методы микроскопического исследования. Структура бактериальной клетки.

3. Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий.

4. Итог по разделу: «Морфология микробов».

5. Физиология бактерий. Питание. Питательные среды. Методы культивирования и выделения чистых культур бактерий- аэробов и анаэробов.

6. Биологическое окисление организмов. Рост и размножение, культуральные свойства микроорганизмов. Выделение чистых культур бактерий (продолжение). Действие на микроорганизмы физических и химических факторов. Методы стерилизации. Дезинфицирующие средства.

7. Выделение чистых культур бактерий (окончание). Изучение ферментативных свойств бактерий. Санитарно-бактериологическое исследование воздуха. Нормальная микрофлора организма человека.

Итог по разделу: «Физиология микробов».

9. Инфекционный процесс. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Факторы врождённого иммунитета.

10. Антигены и антитела. Реакции иммунитета.

11. Реакции иммунитета (окончание).

12. Медицинские иммунологические препараты для лечения, профилактики и диагностики инфекционных заболеваний.

13. Итог по разделу: «Инфекция и иммунитет».

14. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Определение чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам.

15. Антибиотики (окончание). Бактериофагия. Генетика микроорганизмов. Медицинская биотехнология.

16. Общая характеристика кишечных бактерий, микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, пищевых токсикоинфекций.

17. Микробиологическая диагностика бактериальной дифтерии, эшерихиозов, холеры.

18. Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и грамотрицательными палочковидными микроорганизмами.

19. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций.

20. Микробиологическая диагностика дифтерии, сифилиса.

21. Микробиологическая диагностика туберкулёза, микозов

22. Итог по разделу: «Микробиологическая диагностика кишечных инфекций. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками, грамотрицательными палочковидными и анаэробными микроорганизмами. Микробиологическая диагностики дифтерии, туберкулёза, сифилиса, микозов».

23. Морфология и физиология вирусов. Методы культивирования и обнаружения вирусов. Возбудители гриппа.

24. Вирусы- возбудители ВИЧ- инфекции, гепатитов.

25. Изучение резидентной микрофлоры полости рта. Иммунная защита полости рта.

26. Учение о биоплёнках. Формирование зубного налёта.

27. Роль микробной флоры в развитии кариеса.

28. Изучение микрофлоры при гнойно-воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.

29. Изучение микрофлоры при гнойно-воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области (продолжение).

30. Изучение микрофлоры при гнойно-воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области (окончание).

31. Изучение микробной флоры полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта.

32. Итог по разделу: «Микробиология полости рта».

Основная литература

1. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н.Царева. - М. : Практическая медицина, ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 540 с. : ил

2. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н.Царева. - М. : Практическая медицина, ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 540 с. : ил.

3. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии/ под ред. А.А. Воробьёва.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 313 с. : ил.

Дополнительная литература

1. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов /под ред. А. С. Быкова, А. А. Воробьева, В. В. Зверева .- 2-е изд., доп. и перераб.- М: МИА, 2008.- 271 с., ил.

2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов /под ред. В. В. Теца .- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2002.- 352 с. (Учеб. лит. для студентов мед. вузов )

3. Вопросы общей вирусологии : учеб. пособие /под ред. О. И. Киселева, И. Н.Жилинской ; С.-петерб. гос. мед.акад. им. И.И.Мечникова .- 2007: СПб.- 374 с.ил.

4. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учеб. для студентов мед. вузов/под ред. А.А.Воробьева.-2-е изд., испр. и доп .-М. :МИА,2008.-702 с.: ил.

5. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учеб. для студентов мед. вузов/под ред. А.А.Воробьева.-М.:МИА,2004.-690 с.: ил.

6. Воробьев, А. А. Медицинская и санитарная микробиология учеб. пособие по микробиологии, вирусологии иммунологии для студентов мед. вузов /А. А. Воробьев, Ю. С. Кривошеин, В. П. Широбоков .- 3-е изд., стер.- М.: Академия, 2003, 2008 (Высш. образование)

7. Иноземцева, Л. О. Микробная флора полости рта в норме и при патологических состояниях : учеб. пособие /Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова, Мед. ин-т .- 2000: Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова, Мед. ин-т.- 80с., ил.

8. Автина, Н.В. Разработка многокомпонентной стоматологической мази с метронидазолом [Текст] / Автина, Н.В. ; соавт.: Панкрушев, А.А., Медведева, О.А. // Матер.67-й межвуз.науч.конф. студентов и молодых ученых.-Ч.2. - -Курск, С. - Курск,2002. - С.93.

9. Калуцкий, П.В. (д.м.н.). Изучение адгезивной активности микрофлоры полости рта к базисным материалам [Текст] / Калуцкий, П.В. ; соавт.: Рыжова, И.П., Рудева, О.В. // Магнитные поля и здоровье человека: материалы симпозиума (18 декабря 2007 г.; г. Курск). - Курск, 2007.

10. Калуцкий, П.В. (д.м.н.). Определение биологической стойкости традиционных и новых термопластичных базисных полимеров к воздействию представителей микрофлоры полости рта [Текст] / Калуцкий, П.В. ; соавт.: Рыжова, И.П., Рудева, О.В. // Вестник новых медицинских технологий. - 2008.

Периодические издания

1. Антибиотики и химиотерапия

2. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии

3. Иммунология

4. Микробиология

5. Российский иммунологический журнал

6. Иммунология. Аллергология

7. Прикладнаябиохимия и микробиология

Наши рекомендации