Общая характеристика курса биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-9 классы

Количество часов - 272 (5-6 класс - 1 час в неделю, 7-9 класс – 2 часа в неделю)

Учитель Ермаченко Лариса Евгеньевна

Программа разработана на основе авторской программы по биологии для 5-9 классов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, опубликованной в сборнике « Рабочие программы ФГОС. Биология. 5-9 классы: программа». - М.: Вентана –Граф, 2012.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для 5 -9 классов авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, опубликованной в сборнике «Рабочие программы. ФГОС. Биология: 5-9 классы: программа», М.: «Вентана–Граф», 2012.

Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програм­мы, фундаментальному ядру содержания общего образова­ния, Примерной программе по биологии. Программа отража­ет идеи и положения Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывно­го образования, выработки коммуникативных качеств, цело­стности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.

Цели и задачи курса:

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к ре­зультатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являют­ся общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, втом числе изменением соци­альной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения исоциаль­ных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современ­ных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибо­лее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - но­сителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных об­ществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к жи­вой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятель­ности, и эстетической культуры как способности эмо­ционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образова­ния направлен на формирование у школьников представле­ний об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологи­ческого подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной иэстетической культуры, сохранения окружающей среды исобственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

· формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

· овладение научным подходом к решению различных задач;

· овладение умениями формулировать гипотезы, конструирорвать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

· овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

· воспитание ответственного и бережного отношения окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

· формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение кприроде;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

3. Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В связи с тем, что программа рассчитана на 280 часов (за 5 лет), а учебный план школы на 272 часа (34 учебных недели в год), то количество часов уменьшено по классам: в 5, 6 класс по 34 часа (1 час в неделю), в 7, 8, 9 классах – по 68 часов (2 часа в неделю).

В соответствии с базисным учебным (общеобразова­тельным) планом курсу биологии на ступени основного обще­го образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержа­ние курса биологии в основной школе представляет собой ба­зовое звено в системе непрерывного биологического образо­вания и является основой для последующей уровневой и про­фильной дифференциации.