Методика развития ценностных отношений к природе

Физическое воспитание- это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности направленной на развитие физических сил и здоровья (физическая культура – одно из средств достижения результатов физического воспитания и представляет собой идеал гармонически развитого человека)

Задачи физич воспитания.

1.развитие основных двигательных качеств; 2.обеспечение правильного физического развития; 3.укрепление здоровья;4.воспитание потребностей постоянного занятия физич упражн.; 5.осмысление значения физич культуры.

Физическое воспитание в методике обучения биологии в основном рассматривается в связи с изучением организма человека, но все разделы могут содействовать осознанию природы как мощного фактора.

Физич воспитанию способствуют: -уроки биологии, экскурсии, работа на учебно опытном участке, внеклассные работы и т.д.

При изучении раздела растения особое внимание следует обратить (роль зеленых растений, формирование природного пространства, применение растений в лекарственных целях), в разделе животные следует рассматривать роль животных в физическом воспитании человека, которые, как известно, повышает общительность детей и взрослых, развивать чувство заботы, доброты и т.д.

При изучении раздела « Человек и его здоровье» важно анализировать состояние физической деятельности организма человека в спокойном состоянии и при выполнении физических упражнений, здоровый образ жизни и т.п.

При изучении раздела «общая биология» необходимо более подробно анализировать материал о химич и биохимич превращении вещества и энергии на клеточном уровне жизни.

Половое воспитание – комплексная проблема. Главным факторами осугубляющими ее являются:

-снижение моральной требований в отношении полов; - пропаганда средств массовой информации; - кризис семейных отношений; внебрачная беременность, венерические заболевания

Аспекты реализации системы полового воспитания

-> медико-гигиенические (отражает материал об предупреждении ранней половой жизни и беременности и заболеваний

->нравственно этическое (связан с выработкой линий поведения человека, невозможности поступков моральных устоев общества)

-> просветительский (ведущий аспект основой которого выступает формирование поведения на нравственной основе)

В разделе «растения» акцентируют внимание учащихся на способы размножения и сущности оплодотворения

В разделе «животные» позволяет анализировать материал о строении половых клеток, способах размножения, ухаживанием за потомством. К дополнению к урокам необходимо проводить индивидуальные разговоры

Санитарно-гигиеническое

Предполагает развитие способности личности проводить самонаблюдение, оценивать физическое состояние своего организма

Эмоционально ценностные отношения - это интегрированный опыт отношений человека с природой, обществом, другими людьми, определенную специфику его переживаний особенно восприятие действительности, характер поведенческой реакций направленных на личностное осмысление различных объектов.

Эмоционально ценностные отношения к объектам живой природы

отношения Характеристика отношений
эстетические Потребность в восприятии красоты живых объектов(грибы, растения, животные их сообществ, ландшафтов и пейзажей, организма человека, необходимость в улучшении состояния живой природы, отражения признаков ее красоты в произведениях лит-ры и искусстве). Оценка первоначального состояния живой природы
этические Потребность в сохранении и применении объектов живой природы на нравственной основе – соблюдение правил, предписаний связанных с добротой, милосердием, ответственность, совестью и т.д.
познавательные Потребность в изучении объектов живой природы, выяснении их роли в биосфере и значении в жизни человека и общества (практического, экономического, технологического и т.д.)
патриотические Потребность в охране объектов живой природы как части большой и малой родины, важность изучения истории отечественной биологической науки и ее достижений, как фактора социального развития стимулирующего гражданскую ответственность за состояние природы.
экологические Потребность в выяснении эффективности используемых ресурсов живой природы для нормального функционирования общества, решений соц экологических проблем развития техники и технологии. Достижения устойчивости состояния биосферы и общества.

Методы обучения, способствующие побуждению учащихся к учебной, трудовой, игровой и коммуникационной деятельности

1.методика эмоц. ценностного стимулирования – экспрессивно личностные ситуации (использование художественных и научных метафор, включения занимательного материала, познавательное описание с усилением эмоциональной составляющей). Ситуация эмоционально эстетического и эмоц этического переживания (оценочное отношение к эстетическим качествам живой природы и поступков человека). Ситуация оценки универсальной ценности живой природы, использование оценочных суждений о практическом, экологическом, эстетическом значении живой природы для существования человека, общества и государства.

2.методы ценностного обмена содержанием учебного материала – особенностью этих методов является их коммуникативная направленность предающая изучаемому содержанию личностно значимые и ценностные смыслы (учебные диалоги позволяют создавать ситуацию общения для разрешения изучаемых проблем) диалоги бывают: - мотивационные (отражает интерес участников к теме); - причинный (оценочное осмысление); -рефлексивный (помогает вести самоанализ); - смыслотворческий (ориентирован на поиск ценностей); - самореализующий

3.методы рефлексии – дает возможность учащимся осознавать себя как субъекта деятельности. Отражают собственные действия на основе сознания. Виды рефлексии: - предметные; - процессуальные {соотносится с познавательной и другими видами деятельности учащихся}; - личностная ( обращение мыслей, переживаний человека на себя, свой внутренний мир

Перечисленные методы будут оказывать + влияние на подготовку учащихся только тогда когда войдут в структуру опред организац форм обучения (урок, имитационные и неимитационные игры)

Игры имитационные (игровое проектирование, разыгрывание ролей (обучают ребят не только общаться, но и овладевать умениями самообразования, пропаганды идеи сохранения природы с опорой на образцы культуры))

Неимитационные (конкретная ситуация, живая ситуация (это ситуация, которая обнаруживается, наблюдается, оценивается, обсуждается самими учащимися), классическая ситуация, моделирование сред жизни)

Элементы общей методики формирования эмоц ценностных отношений к живой природе

1.формулирование задачи изучения эмоционально ценностного отношения к объектам живой природы в общем или какого-либо отдельного аспекта

2.определение содержания материала об эмоц ценностным отношениям к живой природе и ее отдельным объектам в общем виде или по конкретному аспекту

3.отбор соответствующих форм, методов и средств усвоения содержания материала

4.реализация содержания форм, методов и средств в процессе обучения учащихся биологии

5. результативность усвоения учащимися содержания материала об эмоц ценностном отношении к природе

Наши рекомендации