Географическое Экологическое Ароморфоз Идеоадаптация Дегенерация
План урока №30
ТЕМА: Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
ЦЕЛИ:
1 Образовательная:
- о главных направлениях и основных закономерностях эволюции
Развивающая:
- содействовать развитию внимания, памяти, умению анализировать,
сравнивать
- развить самостоятельную работу студента
2 Воспитательная:
- выработать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия.
Ход урока:
I Организационный момент
1 Ознакомление студентов с темой и целью урока.
2 Перед студентами ставится ряд заданий, которые необходимо выполнить в процессе урока:
- иметь представление об ароморфозе, идеоадаптации
- иметь представление о биологическом прогрессе и регрессе
- знать суть процессов дивергенции, конвергенции, параллелизма
- выслушать доклады учащихся
II Основная часть
1 Проверка домашнего задания
- Что такое микроэволюция? Назовите ее основные черты
- Что такое макроэволюция? Назовите ее основные черты
2 Объяснение нового материала
- сновные направления эволюционного процесса
- основные закономерности эволюции (биологический прогресс, регресс)
3 Самостоятельная работа студентов - доклады и сообщения по теме «Эволюционное учение»
1) Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной каритины мира
2) Различные формы приспособлений у животных и растений
3) Различные взгляды на происхождений человека
4) Теория Опарина
5) Ч.Дарвин и его теория возникновения жизни
6) Многообразие живых организмов
3 Закрепление нового материала
- В чем состоит биологический прогресс и биологический регресс?
- Каковы главные направления биологической эволюции (прогресса)
- В чем заключается биологическое значение ароморфозов и идиоадаптаций?
- Чем характеризуется дегенерация?
- Чем занимается наука систематика?
- Верно ли утверждение о том, что современная систематика является отражением эволюционного процесса?
- Перечислите основные закономерности эволюционного процесса.
- Поясните биологическую сущность дивергенции, конвергенции, параллелизма.
- Расскажите о результатах эволюции.
III Подведение итогов урока
IV Домашнее задание
1 Учебник В.Б.Захарова, С.Т.Мамонтова «Биология» (стр. 422-429)
2 Записи в тетради.
Занятие №30
Тема:«Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития».
1. Основные направления эволюционного процесса.
2. Основные закономерности эволюции.
Основные направления эволюционного процесса
В целом эволюционный процесс непрерывно идет в направлении наибольшего приспособления живых организмов к конкретным условиям среды. Смена условий приводит к замене одних приспособлений на другие. Это относится и к приспособлениям широкого характера. Например, появление легочного дыхания, двух кругов кровообращения, теплокровности, живорождения, млекопитания ...
Такие приспособления ведут к общему подъему организации, т.е. к биологическому прогрессу. ПРОГРЕСС ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ ЧИСЛЕННОСТИ, РАСШИРЕНИЕМ АРЕАЛА, ОБРАЗОВАНИЕМ НОВЫХ ПОПУЛЯЦИЙ, ПОДВИДОВ И ВИДОВ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС ОЗНАЧАЕТ СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА СЧЕТ УЗКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМОВ. В этом случае организмы теряют способность реагировать на изменения в окружающей среде, РЕГРЕСС ВЕДЕТ К УМЕНЬШЕНИЮ ЧИСЛА ОСОБЕЙ, ПОПУЛЯЦИЙ, ПОДВИДОВ, ВИДОВ, СУЖЕНИЮ АРЕАЛА. Чаще всего регресс ведет к вымиранию.
Биологический прогресс:Биологический прогресс:
1.Увеличение численности особей вида 1.Снижение числа особей
2.Расширение ареала вида 2.Уменьшение ареала вида
3.Образование новых популяций и система- 3.Ведет к вымиранию видов.
тических единиц.
Пути эволюции
Микроэволюция Макроэволюция
Вид Род, семейство, отряд, класс и т.д.
Видообразование Прогресс Регресс
Географическое Экологическое Ароморфоз Идеоадаптация Дегенерация
Советскими учеными А.Н. Северцевым (1866-1936) и И.И.Шмальгаузеном (1884-1963) был разработан вопрос о путях достижения биологического прогресса и выделено три основных направления биологического прогресса:
- Ароморфоз – это эволюционные изменения, приводящие к качественно новому уровню организации, но не к узкому приспособлению к внешней среде. Ароморфоз даёт возможность к переходу в новую среду обитания (например, выход на сушу из воды осуществился благодаря появлению легочного дыхания); обеспечивают большие преимущества в борьбе за существование (например, появление фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса на ранних этапах развития органического мира), способствует расширению популяции и её местообитания. Благодаря ароморфозу возникают новые крупные таксономические единицы (систематические группы): типы (отделы), классы, отряды.
Ароморфозы дают возможность освоения совершенно новой среды.
1 |
Макроэволюция позвоночных |
- Идиоадаптация представляет собой небольшие эволюционные изменения, выражающиеся в приспособлении к окружающим условиям обитания (среди отдельных групп возникает большое количество мелких приспособлений к определенным условиям среды; н-р: приспособление одних цветков к опылению ветром, других к опылению насекомыми, третьих к самоопылению - все это проявление идиоадаптации).
Повышения уровня организации при этом не происходит. Благодаря идиоадаптации образуются мелкие таксономические группы (систематические группы): виды, роды, семейства.
В процессе эволюции идиоадаптации возникают значительно чаще, чем ароморфозы.
2 |
- В отличие от двух предыдущих направлений дегенерация ведёт к упрощению организации, нередко сопровождающейся потерей ряда органов. Приспособительные изменения в процессе эволюции могут происходить путем снижения уровня общей организации . Чаще всего дегенерация наблюдается при переходе к паразитическому или сидячему образу жизни и связана с тем, что окружающая Среда достаточно стабильна. Примерами могут служить известные вам из курса зоологии паразитические черви.
Несмотря на значительное упрощение организации, общая дегенерация не исключает биологического прогресса, т.е. виды, идущие по этому пути, могут увеличивать свою численность, расширять ареал и т.д. Т.е. благодаря дегенерации также образуются новые таксомические группы.
Однако дегенерация часто ведет к биологическому регрессу.
В природе существует и процесс, обратный прогрессу, – биологический регресс. Он заключается в уменьшении количества особей популяции, сужении территорий, которые занимает популяция, уменьшении числа видов. Регресс, как правило, ведёт к вымиранию видов. В последнее время виновником биологического регресса часто становится человек.