Задачи и упражнения по темам ГДС, растворы НМС
1.Представлены вещества: а) жир, вода; б) жир, бензол; в) ВаС12, Na2SO4, вода; г) CaSO4 тв, вода. Какие при этом системы получатся, укажите их структурные единицы и условия получения. Дайте характеристику полученных дисперсных систем.
2.Объясните, почему при взбалтывании бензола в воде происходит расслаивание жидкостей, а в присутствии натриевого мыла получается устойчивая система. Какую роль играет мыло? Назовите вид дисперсной системы, ее структурную единицу.
3.Имея в распоряжении воду, хлористый кальций и соду (Na2CO3), получите раствор НМС, КДС и ГДС. Укажите условия их получения. Охарактеризуйте кинетическую и агрегативную устойчивость этих дисперсных систем. Покажите строение частиц ДФ.
4.К спиртовому раствору канифоли (или серы) добавили воду. Дайте объяснения наблюдаемому помутнению раствора. Что можно увидеть, если к раствору НМС добавить кристаллы (NH4)2SO4? Чем различаются механизмы разрушения НМС в первом и во втором случаях?
5.К какому типу дисперсных систем можно отнести следующие системы: спиртовой раствор йода; зубная паста; анисовые капли; препарат «Альмагель»; пломбировочный материал; рыбий жир; кровь; слюна; раствор хлорида кальция; таблетка активированного угля?
Тесты
1. Какая из перечисленных ДС является гетерогенной?
1.1. раствор Na2SO4;
1.2. раствор желатина;
1.3. золь Fe(OH)3.
3. Какая из перечисленных ДС является агрегативно устойчивой?
2.1. раствор ВаС12;
2.2. коллоид BaSO4;
2.3. эмульсия масла в воде.
3. Какая ДС получится при добавлении к избытку раствора AgNO3 раствора NaCl? Что представляет собой частица дисперсной фазы этой системы?
Ответ | Вид ДС | Строение частицы |
3.1. | раствор НМС | гидратированные молекулы |
3.2. | КДС | мицелла |
3.3. | ГДС | частица масла, окруженная оболочкой из молекул эмульгатора и дисперсионной среды |
4. Какая ДС получится при добавлении бензола к фенолу?
4.1. раствор ВМС;
4.2. КДС;
4.3. раствор НМС.
5. Что произойдет при добавлении ацетона к раствору желатина?
5.1. набухание;
5.2. осаждение;
5.3. образование раствора ВМС.
6. Какой фактор не способствует процессу структурообразования?
6.1. рНр-ра ~ pI;
6.2. шарообразная форма частиц;
6.3. добавление дегидратирующего средства;
6.4. понижение температуры.
7. Суспензия – это ГДС, в которой:
дс | дф | |
7.1. | Ж | Ж |
7.2. | Ж | Г |
7.3. | Ж | Тв |
7.4. | Г | Ж |
8. При добавлении воды к спиртовому раствору I2 образуется:
8.1. раствор НМС; 8.2. раствор ВМС;
8.3. эмульсия; 8.4. суспензия.
9. Выберите лиофобную ДС:
9.1. спиртовой раствор I2;
9.2. золь Ag, стабилизированный AgNO3;
9.3. раствор фенола в этаноле.
10. {[mBaSO4]nBa2+2Cl-}2X+∙2xCl-∙уН2О – эта частица является дисперсной фазой:
10.1. суспензии; 10.2. КДС;
10.3. эмульсии; 10.4. пасты.
11. В коллоидной частице, образующейся под действием избытка раствора нитрата серебра на раствор хлорида натрия, потенциалопределяющим является ион:
11.1. С1-; 11.2. Ag+; 11.3. Na+; 11.4. NO3-.
12. Коллоидная частица, образующаяся при взаимодействии нитрата серебра с избытком иодида калия, в электрическом поле:
12.1. перемещается к положительному электроду;
12.2. перемещается к отрицательному электроду;
12.3. совершает колебательные движения;
12.4. остается неподвижной.
13. Коагуляцию золя иодида серебра, полученного по реакции
AgNO3 + KI(изб.) → AgI + KNO3, вызывают:
13.1. катионы электролита;
13.2. нейтральные молекулы;
13.3. катионы и анионы одновременно;
13.4. молекулы воды.
14. Отделение сыворотки при свертывании крови – это пример:
14.1. тиксотропии;
14.2. периодических реакций;
14.3. синерезиса;
14.4. высаливания.
15. Изоэлектрическая точка белка равна 4,6. Заряд частиц белка в нейтральной среде (рН = 7):
15.1. отрицательный; 15.2. положительный;
15.3. равен нулю.
ТЕМА XIV. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ
Все дисперсные системы обладают определенными физико-химическими свойствами. Это оптические свойства, связанные с поглощением света, с его рассеянием и др. это молекулярно-кинетические свойства, обусловленные тепловым движением частиц дисперсной фазы (броуновским движением, диффузией, осмосом) и зависящие от размеров частиц. Это коллигативные свойства (скорость диффузии, осмотическое давление, давление насыщенного пара растворителя, температуры кипения и замерзания растворов), зависящие от числа частиц дисперсной фазы в единице объема.
Особенно осмос играет чрезвычайно важную роль в функционировании живых систем. Благодаря осмосу регулируется поступление воды в клетки и межклеточные структуры. Упругость клеток (тургор), обеспечивающая эластичность тканей и сохранение определенной формы органов, обусловлена осмотическим давлением. Животные и растительные клетки имеют оболочки или поверхностный слой протоплазмы, обладающие свойствами полупроницаемых мембран. При помещении этих клеток в растворы с различной концентрацией наблюдается осмос.
Законы Рауля лежат в основе экспериментальных методов определения молекулярных масс растворимых веществ – эбулиоскопии и криоскопии – основанных соответственно на измерении температуры кипения и температуры замерзания растворов этих веществ. Эти методы применяют также для определения изотонического коэффициента, степени электролитической диссоциации для электролитов. Методы эбулиоскопии и криоскопии широко используются при физико-химическом изучении биологических объектов.
По теме XIV студент должен знать оптические свойства ДС; коллигативные свойства растворов; закон Рауля; осмос, осмотическое давление, гипер-, гипо- и изотонические растворы; понятия осмомолярность и осмомоляльность; уметь рассчитывать осмотическое давление, температуру кипения и замерзания растворов электролитов и неэлектролитов; рассчитывать молярную массу неизвестного вещества по данным осмометрии, криометрии и эбулиометрии; прогнозировать поведение эритроцитов в растворах заданной концентрации; владеть сущностью методов осмометрии и крио-
метрии.
Вопросы для подготовки
1. Молекулярно-кинетические свойства дисперсных систем. Оптические свойства. Рассеяние света. Уравнение Релея. Конус Тиндаля. Нефелометрия. Ультрамикроскопия. Опалесценция. Дихроизм.
2. Броуновское движение. Диффузия. Уравнение Фика. Коэффициент диффузии. Уравнение Эйнштейна.
3. Коллигативные свойства дисперсных систем. Осмос. Осмотическое давление. Уравнение Вант-Гоффа для расчета осмотического давления растворов неэлектролитов и электролитов. Изотонический коэффициент. Осмометрия.
4. Растворы изотонические, гипотонические, гипертонические, их применение. Изоосмия. Плазмолиз, лизис. Биологическое значение осмоса.
5. Осмос в растворах ВМС, в коллоидных растворах. Расчет осмотического давления. Онкотическое давление.
6. Мембранное равновесие Доннана. Биологическая роль мембранного равновесия в обеспечении жизнедеятельности клеток.
7. Закон Рауля. Кипение и замерзание растворов электролитов и неэлектролитов.
8. Следствия из закона Рауля. Эбулиоскопическая и криоскопическая константы. Эбулиометрия. Криометрия. Применение в медико-биологичес-
ких исследованиях.
Тесты
1. В медицине и фармации раствор называется изотоническим, если он имеет:
1.1. осмотическое давление ниже осмотического давления плазмы;
1.2. осмотическое давление равное осмотическому давлению плазмы;
1.3. осмотическое давление выше осмотического давления плазмы;
1.4. осмотическое давление в 2 раза меньше осмотического давления плазмы.
2. Уравнение Вант-Гоффа для расчета осмотического давления раствора электролита имеет вид:
2.1. π = CRT; 2.2. π = iCRT;
2.3. π = αCRT; 2.4.
3. Чему равен изотонический коэффициент раствора Ca(NO3)2 (кажущаяся степень диссоциации 75%):
3.1. 2,5; 3.2. 1,75; 3.3. 2,75; 3.4. –0,5.
4. Взяты растворы КС1, С6Н12О6, Na2SO4, СН3СООН (α = 0,013) с одинаковой молярной концентрацией. Какой из этих растворов будет иметь наибольшее осмотическое давление:
4.1. СН3СООН; 4.2. С6Н12О6;
4.3. КС1; 4.4. Na2SO4.
5. Чему будет равна молярная концентрация раствора NaCl, изотоничного цельной крови (πкрови = 7,63 атм):
5.1. 0,3 моль/л; 5.2. 0,15 моль/л;
5.3. 6,66 моль/л; 5.4. 3,33 моль/л.
6. Укажите единицы измерения осмотического давления в СИ:
6.1. атм; 6.2. Дж; 6.3. Н·м; 6.4. Па.
7. ИЭТ белка равна 5. При каком рН осмотическое давление раствора белка будет минимальным:
7.1. рН = 3; 7.2. рН = 6;
7.3. рН ≈ 5; 7.4. рН = 7.
8. При помещении клетки в гипертонический раствор наблюдается ее:
8.1. лизис; 8.2. плазмолиз;
8.3. гемолиз; 8.4. синерезис.
9. Метод криометрии основан на:
9.1. эффекте понижения температуры замерзания растворов по сравнению с чистым растворителем;
9.2. эффекте повышения температуры кипения растворов по сравнению с чистым растворителем;
9.3. эффекте постоянства солевого состава внутри клеток;
9.4. эффекте проникновения молекул растворителя через полупроницаемую мембрану.
10. Взяты растворы фруктозы, NH3∙H2O (α = 0,013), Ca(NO3)2, KNO3 с одинаковой моляльной концентрацией. Какой из этих растворов будет иметь самую низкую температуру замерзания:
10.1. KNO3; 10.2. С6Н12О6;
10.3. NH3∙H2O; 10.4. Ca(NO3)2
Задачи и упражнения
1.Рассчитайте осмотическое давление 20%-го водного раствора глюкозы (ρ = 1,08 г/мл) при 310 К, применяемого для внутривенного введения, например, при отеке легкого. Каким будет этот раствор по отношению к крови, если ее осмотическое давление равно 740-780 кПа?
2.Рассчитайте осмотическое давление 0,01М раствора KCl при 310 К, если изотонический коэффициент равен 1,96. Каким будет этот раствор по отношению к плазме крови?
3.0,1 М водный раствор хлорида магния имеет осмотическое давление 691 кПа при 298 К. Вычислите изотонический коэффициент хлорида магния в этом растворе.
4.Раствор сахарозы при 0оС обнаруживает осмотическое давление, равное 3,5 атм. Сколько г сахарозы содержится в 1 л раствора?
5.Определите молярную концентрацию раствора глюкозы, который изотоничен крови.
6.Водные растворы мочевины и сахарозы разделены полупроницаемой мембраной. Направленного переноса растворителя через мембрану не происходит. Какой из растворов имеет большее значение массовой доли растворенного вещества?
7.Вычислите осмомолярность крови при 310 К, если ее осмотическое давление в норме составляет 740-780 кПа
8.При несахарном диабете выделяются большие объемы разбавленной мочи, осмомолярность которой снижается до 0,06 осмомоль/л. Вычислите осмотическое давление такой мочи при 310 К.
9.При 25оС осмотическое давление некоторого водного раствора, содержащего 2,8 г вещества в 200 мл раствора, равно 0,7 кПа. Найдите молярную массу растворенного вещества.
10.Осмотическое давление раствора гемоглобина в воде, содержащем 124 г/л, при 17оС равно 0,0435 атм. Рассчитайте молярную массу гемоглобина.
11.Определите молярную концентрацию раствора сахарозы, который изотоничен крови.
12.Рассчитайте молярную массу мочевины, если водный раствор, содержащий 0,368 г мочевины в 200 мл, при 20оС имеет осмотическое давление 74630 Н/м2.
13.Вычислите молярную концентрацию водного раствора мочевины, если раствор при 27оС изотоничен с 0,5М раствором СаС12. Степень ионизации соли в 0,5М растворе 65,4%.
14.При некоторой температуре давление водяного пара над водой составляет 4,5 кПа. На сколько понизится давление водяного пара при той же температуре, если в 270 г воды растворить 18 г глюкозы?
15.Сколько г нафталина нужно растворить в 100 г бензола при 20оС, чтобы понизить давление пара бензола на 666,4 Н/м2? 9954 Н/м2.
16.Давление водяного пара над раствором, содержащим 5 г NaOH в 180 мл воды, при 100оС равно 99000 Н/м2. Вычислите степень ионизации гидроксида натрия в данном растворе.
17.Имеются 25% растворы (водные) мочевины, глицерина, хлорида натрия. В какой последовательности будут закипать эти растворы при их постепенном нагревании?
18.В 10,6 г раствора салициловой кислоты в этаноле содержится 0,401 г салициловой кислоты. Повышение температуры кипения указанного раствора составляет 0,316о. Определите молярную массу салициловой кислоты.
19.При растворении 1,88 г фенола в 100 г этанола температура кипения последнего повысилась на 0,232о. Рассчитайте молярную массу фенола.
20.Имеются 10% растворы глюкозы и тростникового сахара (сахарозы). Одинаковы ли их температуры замерзания и осмотичесие давления?
21.При какой температуре должен замерзать 10% водный раствор этанола?
22.Смесь, содержащая 0,1 г ПАСК (противотуберкулезное средство – парааминосалициловая кислота) и 2 г камфары, плавится при 165оС. Найдите молярную массу ПАСК, если температура плавления камфары 178оС.
23.Понижение температуры замерзания раствора, содержащего 8 г фруктозы в 100 мл воды, равно 0,93о. Определите молярную массу фруктозы.
24.Рассчитайте температуру замерзания 0,2 % раствора мочевины и 0,06М раствора хлорида натрия. αNaCl = 100%.
25.Чему равна температура замерзания 3 % раствора глюкозы?
26.Температура замерзания бензола 278,5 К, а температура замерзания раствора, содержащего 0,2242 г камфоры в 30,55 г бензола, 278,252 К. Определите молярную массу камфоры.
27.При какой температуре будет замерзать 45% раствор метанола в воде?
28.Гормон щитовидной железы – тироксин массой 0,445 г растворили в бензоле массой 10 г. Температура кристаллизации полученного раствора составила 278,2 К. Рассчитайте молярную массу тироксина. tзам. бензола = 5,45оС.
29.В равных объемах воды растворено в одном случае 0,5 моль сахарозы, а в другом – 0,2 моль хлорида кальция. Температуры кристаллизации обоих растворов одинаковы. Чему равна кажущаяся степень ионизации хлорида кальция?
30.Определите температуру замерзания 0,5% водного раствора хлорида кальция, если кажущаяся степень ионизации соли равна 1.
31.Определите степень ионизации хлоруксусной кислоты в растворе, содержащем в 200 г воды 2 г кислоты, если Δtзам = 0,218о.
32.Какое количество глицерина нужно добавить к 1000 г воды, чтобы раствор не замерзал до –5оС?
33.Рассчитайте величину кажущейся степени ионизации КОН в растворе, полученном растворением 7 г гидроксида калия в 1 л воды, если раствор замерзает при –0,414оС.
34.Будут ли изотоничны два раствора, если Δtзам одного из них 0,31о, а осмотическое давление другого при 37оС равно 4,2 атм?
35.Сравните осмотические давления и температуры замерзания 1М растворов NaCl и глюкозы.
36.Найдите осмотическое давление биологической жидкости при 37оС, если Δtзам составляет 0,93.
37.Найдите осмотическую концентрацию и осмотическое давление спинномозговой жидкости при 37оС, если Δtзам = 0,05оС.
38.Определите депрессию раствора неэлектролита (Δtзам), если его осмотическое давление при 0оС равно 4,92 атм.
39.Изотоничны ли 0,6 % раствор мочевины и 0,05М раствор NaCl, если последний полностью ионизирован? Рассчитайте депрессию того и другого растворов.
40.Чему равна осмотическая концентрация крови лягушки, если tозам ее крови равна –0,41оС?
41.Зная, что при 25оС давление насыщенного пара над водой равно 31,66 гПа, а над морской водой 30,62 гПа, определите содержание растворенных в морской воде солей в пересчете на NaCl и решите, будет ли этот раствор гипертоничен или гипотоничен по отношению к плазме крови.
42.Депрессия крови в норме 0,56-0,58о. Если депрессия в патологических случаях составляет 0,8-1,0о, то это указывает на осмотическую гипертонию или гипотонию крови?
43.Можно ли хранить плазму крови в холодильнике при –0,4оС, если известно, что кристаллизация губительно влияет на клеточные элементы крови?
44.Рассчитайте концентрацию раствора СаС12, который изотоничен 0,5 моль/кг Н2О раствору глюкозы. Определите температуру замерзания этого раствора. Кажущаяся степень ионизации хлорида кальция равна 81,3 %.
45.Температура замерзания раствора, содержащего 0,9705 г валериановой кислоты в 0,1 кг воды, составляет -0,181оС. Покажите, что эта кислота в растворе слабо ионизирована.
ТЕМА XV. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.
ЛИГАНДООБМЕННЫЕ РАВНОВЕСИЯ И ПРОЦЕССЫ
Комплексные соединения – наиболее обширный и разнообразный класс химических соединений, широко распространенных в природе и играющих важную роль в биологических процессах. Такие микроэлементы как Со, Мо, Zn, Cu, Mn и др. находятся в организме, в основном, в виде комплексных соединений, определяющих структуру и свойства ферментов, витаминов, гормонов. Комплексные соединения находят разнообразное практическое применение. Так, образование хелатных комплексов используется при умягчении жесткой воды, растворении камней в почках, выведении металлов-ядов из организма. Изучение данной темы необходимо для успешного усвоения таких дисциплин, как биохимия, фармакология, судебная медицина, гигиена питания и др.
По теме XV студент должен знать понятия: комплексное (координационное) соединение, внешняя и внутренняя сфера, центральный атом или ион, лиганды, дентатность, координационное число; номенклатуру комплексных соединений; основные типы комплексных соединений (хелатные, полиядерные и т.д.); термодинамические условия образования комплексных соединений; конкурирующие процессы: конкуренция за лиганд, за центральный атом; примеры совмещенных лигандообменных равновесий и процессов в живых системах; уметь классифицировать комплексные соединения; давать названия, составлять формулы комплексных соединений по названию; показывать поведение комплексных соединений в растворе, записывать константу нестойкости; теоретически оценивать направление протекания конкурирующих лигандообменных и совмещенных процессов; владеть навыками экспериментальной оценки конкурирующих лигандообменных процессов.
Вопросы для подготовки
1. Какие соединения называются комплексными?
2. Строение комплексных соединений: внутренняя и внешняя сферы, комплексообразователь, координационное число, лиганды, в т.ч. биологические.
3. Какие элементы выступают в роли комплексообразователя? Комплексообразующая способность s-, p-, d- элементов. Связь координационного числа и заряда комплексообразователя.
4. Какие ионы и молекулы выступают в роли лигандов.
5. Классификация комплексных соединений:
- по заряду комплексного иона;
- по характеру лигандов;
- по количеству комплексообразователей.
6. Номенклатура комплексных соединений.
7. Изомерия комплексных соединений.
8. Поведение комплексных соединений в растворах. Константа нестойкости и константа устойчивости.
9. Биологическая роль и применение комплексных соединений.
10. Совмещенные лигандообменные равновесия и процессы в живых системах.
Тесты
Какое из приведенных соединений относится к комплексным:
1.1. CuSO4; 1.2. [Cu(NH3)4]SO4;
1.3. PO43-; 1.4. CuCl2
1. Определите величину и знак заряда комплексного иона [Pt(NH3)2(H2O)2Cl2]:
2.1. +4; 2.2. 0; 2.3. +2; 2.4. –1
2. Определите степень окисления иона-комплексообразователя в комплексном соединении K[Cr(H2O)2(NO2)4]
3.1. +2; 3.2. +6; 3.3. –1; 3.4. +3
3. Определите координационное число центрального иона-комплексообразователя в комплексном соединении K2[Pt2+(C2O4)2]:
4.1. 2; 4.2. 4; 4.3. 3; 4.4. 1
4. Укажите формулу комплексного соединения под названием бария диаквадихлородицианоплатинат (+2):
4.1. Ba2[Pt(CN)2Cl2(H2O)2];
4.2. Ba[Pt(CN)2Cl2(H2O)2];
4.3. Ba[Pt(CO)3Cl2(H2O)2];
4.4. Ba3[Pt(CN)2Cl3H2O].
5. Какое комплексное соединение можно получить при взаимодействии CrCl3 с NH3 при условии, что координационное число комплексообразователя равно 6:
5.1. [Cr(NH3)4]Cl3; 6.2. [CrCl2(NH3)2]Cl;
6.3. [Cr(NH3)6]Cl3; 6.4. [Cr(NH3)2Cl2]Cl
6. Какое из приведенных уравнений отражает ионизацию комплексного иона [CdI4]2- по второй ступени:
6.1. [CdI4]2- ↔ Cd2+ + 4I-;
6.2. [CdI4]2- ↔ [CdI3]- + I-;
6.3. [CdI3]- ↔ Cd2+ + 3I-;
6.4. [CdI3]- ↔ CdI2 + I-.
7. Чему равна концентрация ионов натрия в 0,2М растворе натрия тетрацианогидраргирата (+2):
8.1. 0,2 моль ион/л; 8.2. 0,4 моль ион/л;
8.3. 0,1 моль ион/л; 8.4. 1 моль ион/л
8. Укажите наиболее устойчивый комплексный ион из приведенных в задании:
9.1. [Co(NH3)6]2+; 9.2. [Co(NH3)6]3+;
9.3. [Co(CN)4]2-; 9.4. [Cо(CN)6]3-
9. Какое из приведенных уравнений правильно описывает поведение комплексного соединения K3[Fe(CN)6] в растворе:
9.1. K3[Fe(CN)6] ↔ K+ + K2[Fe(CN)6];
9.2. K3[Fe(CN)6] → 3K+ + Fe3+ + 6CN-;
9.3. K3[Fe(CN)6] → 3KCN + Fe(CN)3;
9.4. K3[Fe(CN)6] → 3K+ + [Fe(CN)6]3-
10. Какова природа связи между ионом-комплексообразователем и лигандами в комплексном соединении K[Al(OH)4]:
10.1. ковалентная связь;
10.2. ионная связь;
10.3. водородная связь;
10.4. ван-дер-ваальсовое взаимодействие.
11. Охарактеризуйте природу лиганда
СH3–(СН2)2–СН–СООН:
|
NH2
11.1. монодентатный;
11.2. бидентатный;
11.3. тридентатный;
11.4. аквакомплекс.
12. Какое из приведенных соединений относится к смешанным комплексным соединениям:
13.1. K4[PtCl6]; 13.2. [NiCl]Cl2;
13.3. [Al(H2O)4(OH)2]NO3; 13.4. CuSO4
13. Катионное комплексное соединение содержит в своем составе Zn2+, Cl-, H2O; к.ч. центрального атома равно 4. Какая из приведенных формул соответствует его составу:
14.1. [Zn(H2O)3Cl]Cl; 14.2. [Zn(H2O)2Cl2];
14.3. [Zn(H2O)Cl]Cl; 14.4. Na [ZnCl3(H2O)]
14. Какой вид имеет комплексное соединение CrCl3·5NH3, если нитрат серебра осаждает ⅔ хлора, входящего в его состав:
14.1. [Cr(NH3)5Cl]Cl2;
14.2. [Cr(NH3)5]Cl3;
14.3. [Cr(NH3)5Cl2]Cl;
14.4. [Cr(NH3)5Cl3].
Задачи и упражнения
1.Получите комплексные соединения, назовите их, запишите выражение константы нестойкости комплексного иона:
1.1. CuCl2 + NH3 к.ч. = 4
1.2. CuI2 + KI к.ч. = 4
1.3. ZnCl2 + NaCl к.ч. = 4
1.4. AuCl3 + KCl к.ч. = 4
1.5. CrCl3 + NH3 к.ч. = 6
1.6. Ni(NO3)2 + H2O + NH3 к.ч. = 6
1.7. Pb(OH)2 + NaOH к.ч. = 4
1.8. CrCl3 + H2O к.ч. = 6
1.9. BF3 + HF к.ч. = 4
1.10. PtCl2 + KCl к.ч. = 4
1.11. BeCl2 + NaCl к.ч. = 4
1.12. Sn(OH)2 + NaOH к.ч. = 4
1.13. Fe(OH)3 + NaOH к.ч. = 6
1.14. BF3 + FeF2 к.ч. = 4
1.15. MgCl2 + H2O к.ч. = 6
1.16. SiF4 + KF к.ч. = 6
1.17. FeSO4 + H2O к.ч. = 6
1.18. Al(OH)3 + NaOH к.ч. = 6
1.19. FeSO4 + Na2SO4 к.ч. = 4
1.20. AgCl + HCl к.ч. = 2
1.21. AlCl3 + KCl к.ч. = 6
1.22. Co(NO3)2 + H2O к.ч. = 4
1.23. Be(OH)2 + KOH к.ч. = 4
1.24. CoCl2 + H2O к.ч. = 6
1.25. NiCl2 + HCl к.ч. = 4
1.26. AlCl3 + LiCl к.ч. = 6
1.27. AuCl3 + HCl к.ч. = 4
1.28. Fe(SCN)3 + NaSCN к.ч. = 6
1.29. Cr(OH)3 + NaOH к.ч. = 6
1.30. CoSO4 + H2O к.ч. = 5
1.31. FeCl3 + NaCl к.ч. = 6
1.32. Ni(OH)2 + LiOH к.ч. = 6
1.33. BeF2 + LiF к.ч. = 4
1.34. HgI2 + KI к.ч. = 4
1.35. Zn(OH)2 + NaOH к.ч. = 4
1.36. BeCl2 + KSCN к.ч. = 4
1.37. Zn(OH)2 + HCl + H2O к.ч. = 4
1.38. Sn(OH)2 + HCl + H2O к.ч. = 6
1.39. MnCl2 + NaCl к.ч. = 4
1.40. BH3 + NaH к.ч. = 4
1.41. Cu(NO3)2 + NH3 к.ч. = 4
1.42. Fe(CN)3 + KCN к.ч. = 6
1.43. CdF2 + H2O к.ч. = 4
2.Составьте комплексные соединения, назовите их, укажите тип:
2.1. Pt4+, Br-, NH3 к.ч. = 6
2.2. Mn2+, H2O, OH- к.ч. = 4
2.3. Na+, Pb2+, OH- к.ч. = 4
2.4. Al3+, Na+, OH- к.ч. = 6
2.5. Ag+, NH3, Cl- к.ч. = 2
2.6. Ca2+, NH3, H2O, Cl- к.ч. = 6
2.7. Li+, Be2+, Cl- к.ч. = 4
2.8. Pd4+, Cl-, Ca2+ к.ч. = 6
2.9. Al3+, (C2O4)2- к.ч. = 6
2.10. Al3+, H2O, NH3, Cl- к.ч. = 6
2.11. Cd2+, NH3, CN- к.ч. = 4
2.12. Co3+, CN-, Na+ к.ч. = 6
2.13. Cu2+, оксалат ион (СОО)22-, Na+ к.ч. = 4
2.14. Ag+, пиридин C5H5No, Cl- к.ч. = 2
2.15. Fe3+, салицилат-ион [C6H4(COO)O]2-, K+ к.ч. = 6
2.16. Са2+, тартрат-ион [(CHOH)2(COO)2]2-, К+ к.ч. = 4
2.17. Mg2+, ЭДТА4-, Na+ к.ч. = 4
2.18. Fe3+, ЭДТА4-, Na+ к.ч. = 6
2.19. Ca2+, ЭДТА4-, Na+ к.ч. = 4
2.20. Mg2+, Gly- к.ч. = 4
3.Определите к.ч., степень окисления комплексообразователя, заряд комплексного иона, определите тип комплексного соединения и назовите его:
3.1. [Zn(H2O)2(OH)2] 3.26. [Mg(NH4)2(H2O)2]Cl2
3.2. [Pd(NH3)2(CN)2] 3.27. Na3[Cr(C2O4)2(OH)2]
3.3. Ba[Pt(CN)2Cl2] 3.28. Ba[Cr(SCN)4(NH3)2]2
3.4. Ca[Al(OH)5H2O] 3.29. K2[PtBr4]
3.5. K4[MnCl6] 3.30. [PtCl(NH3)3]Cl
3.6. [Cr(OH)2(NH3)2] 3.31. [PtCl3(NH3)3]Br
3.7. [Cu(NH3)4]SO4 3.32. Na2[HgI4]
3.8. K4[FeCl6] 3.33. [Pt(NH3)2(H2O2)2]Cl4
3.9. K2[Mg(C2O4)2] 3.34. H[AuCl4]
3.10. [Ca(NH3)6]F2 3.35. Na2[Pt(OH)2Cl4]
3.11. Na[BF4] 3.36. Li[FeCl4]
3.12. Na2[SiF6] 3.37. [Cr(CO)5]
3.13. Fe4[Fe(CN)6]3 3.38. [Co(NH3)4]Cl2
3.14. Na3[AlF6] 3.39. K4[Fe(CN)6]
3.15. Ba[BeCl4] 3.40. [Zn(NH3)4]Cl2
3.16. K2[PtCl6] 3.41. [Li(H2O)4]Cl
3.17. K3[Fe(CN)6] 3.42. Na3[Al(OH)6]
3.18. Na[Fe(H2O)2Cl4] 3.43. Na[BCl4]
3.19. Al2[Hg(SCN)4]3 3.44. K2[PtF6]
3.20. [CrCl2(NH3)4]Cl 3.45. Na2[Al(OH)5H2O]
3.21. [Cr(H2O)6]Br2 3.46. (NH4)2[PtCl4(OH)2]
3.22. Na2[Ca(C2O4)2] 3.47. Na3[Fe(CN)5NH3]
3.23. [Cd(OH)2(H2O)2] 3.48. [CoBr(NH3)5]SO4
3.24. K2[Zn(OH)4] 3.49. [Cr(C2H4)2(OH)2]
3.25. [Cr(NO3)(NH3)5]Cl2
4.Назовите следующие комплексные соединения:
4.1. [PdCl(H2O)(NH3)2]Cl 4.8. K[PtCl3(NH3)]
4.2. [Co(NH3)6]Cl3 4.9. Na2[PdI4]
4.3. [CoSO4(NH3)5]NO3 4.10. K[Au(CN)4]
4.4. [Ag(NH3)2]Cl 4.11. K2[PtI6]
4.5. [PtBr2(NH3)4]SO4 4.12. K2[PtCl(OH)5]
4.6. [CoCN(NH3)4H2O]Br2 4.13. K3[Cr(SCN)6]
4.7. K[Co(NO2)4(NH3)2] 4.14. K3[Co(NO2)6]
5.Вычислите константы равновесия процессов:
Са2+ + [CuCytr]- ↔ [CaCytr]- + Cu2+
Са2+ + [HgCytr]- ↔ [CaCytr]- + Hg2+
В каком направлении они будут протекать при равных молярных концентрациях реагентов?
6.Будет ли разрушаться комплексный ион [CrЭДТА]- в растворе, содержащем ионы Со3+? Ионы Al3+? Ответ подтвердите расчетом констант равновесия.
7.Приведитепример совмещения лигандо-обменного и гетерогенного равновесий, в котором конкурирующими между собой частицами являются ионы SCN- и РО43-. Укажите объект конкуренции. рассчитайте константу совмещенного равновесия.
8.В каком направлении сместится равновесие реакции [Ag(NH3)2]+ ↔ Ag+ + 2NH3 при следующих концентрациях:
а)
б)
Ответ подтвердите расчетом.
9.С каким лигандом ион Zn2+ образует более прочное комплексное соединение: глицин, лизин, гистидин? Ответ подтвердите величинами констант нестойкости соответствующих комплексов.
10.Будет ли разрушаться комплексный ион тетраамминмедь (+2) при добавлении раствора сульфида натрия. Ответ подтвердите расчетом константы совмещенного лигандо-обменного и гетерогенного равновесия.
ТЕМА ХVI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТОВ. БИОГЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Связь между потребностью живых организмов в определенных химических элементах со строением их атомов представляет исключительный интерес.
Доступность элементов для организма определяется способностью к легкой растворимости и летучести, комплексообразованию и окислению-восстановлению. При переходе от легких элементов к тяжелым в пределах одной и той же подгруппы возрастает их токсичность и падает содержание в организме. Согласно ак. А.П.Виноградову, количественный химический элементный состав живого вещества – это периодическая функция атомного номера.
Физиологическое действие того или иного вещества, входящего в состав организма человека, а также фармакологическое действие лекарственного препарата зависит от его химической природы, состава, электронной конфигурации.
По теме XVI студент должен знать понятия: элемент, группа, подгруппа, период, энергия ионизации, энергия сродства к электрону, электроотрицательность, степень окисления и валентность; электронные типы химических элементов; закономерности в изменении периодических характеристик элементов; закономерность в изменении кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений элементов; классификацию эссенциальных элементов и их биологическую роль; уметь доказывать кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства соединений с различной степенью окисления элементов; оценивать биологическую роль элемента, исходя из его положения в Периодической системе.
Вопросы для подготовки
1. s-элементы 1А группы.
1.1. Общая характеристика s-элементов. Электронное строение, степени окисления, изменение радиусов атомов, энергий ионизации.
1.2. Типы и характер соединений с кислородом, водородом. Применение кислородных соединений в медицине.
1.3. Биологическая роль натрия и калия, натриево-калиевый насос.
1.4. Применение соединений s-элементов 1А группы в медицине.
2. s-элементы IIА группы. Общая характеристика.
2.1. Щелочно-земельные металлы: электронное строение, степени окисления, изменение радиусов атомов, электроотрицательности, энергии ионизации.
2.2. Кислородные соединения, их свойства.
2.3. Тип и характер водородных соединений, их свойства.
2.4. Применение соединений s-элементов IIА группы в медицине.
2.5. Биологическая роль кальция и магния. Соединения магния и кальция как лекарственные препараты.
3. р-элементы и их соединения.
3.1. Общая характеристика. Изменение неметаллических свойств р-элементов в группе и в периоде.
3.2. р-элементы IIIА группы.
3.2.1. Общая характеристика, закономерности изменения радиусов атомов и ионов, сродства к электрону, энергии ионизации, электроотрицательности, степеней окисления.
3.2.2. Важнейшие соединения бора и алюминия, их кислотно-основные свойства и окислительно-восстанови-тельные свойства.
3.3. р-элементы IVА группы.
3.3.1. Общая характеристика, электронное строение атомов. Изменение радиусов атомов, энергии сродства к электрону, энергии ионизации, электроотрицательности, степеней окисления.
3.3.2. Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов элементов IVА группы.
3.3.3. Олово и свинец. Закономерности в изменении окислительно-восстановительных свойств соединений этих элементов в степенях окисления +2 и +4.
3.3.4. СО и СО2, биологическая активность.
3.3.5. Отравление организма токсичными элементами и способы выведения их из организма.
3.4. р-элементы VА группы.
3.4.1. Общая характеристика, электронное строение атомов, степени окисления. Закономерности в изменении окислительных свойств соединений элементов в высшей степени окисления.
3.4.2. Азот и фосфор. Степени окисления. Кислотно-основные свойства соединений. Окислительно-восста-новительные свойства соединений азота и фосфора с различными степенями окисления.
3.4.3. Водородные соединения р-элементов VA группы. Изменение их кислотно-основных свойств, изменение восстановительной способности.
3.4.4. Биологическая роль азота, фосфора, мышьяка.
3.5. р-элементы VIA группы.
3.5.1. Общая характеристика, электронное строение атомов, степени окисления, изменение электроотрицательностей.
3.5.2. Закономерности в изменении свойств оксидов, водородных соединений.
3.5.3. Сера, кислотно-основные и окислительно-восстанови-тельные свойства соединений серы.
3.5.4. Биологическая роль соединений серы. Сульфидрильные группы белка и кофермента А и их свойства.
3.5.5. Применение серы и ее соединений в медицине.
3.5.6. Биологическая роль кислорода. Применение О2 и О3 в медицине.
3.5.7. Особенности свойств воды и ее роль в жизнедеятельности организма.
3.6. р-элементы VIIА группы.
3.6.1. Общая характеристика. Закономерности изменения радиусов атомов, ионов, энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательностей, степеней окисления.
3.6.2. Закономерности изменения кислотно-основных свойств, окислительно-восстановительных свойств соединений с изменением степени окисления.
3.6.3. Водородные соединения галогенов, изменение кислотно-основных и восстановительных свойств.
3.6.4. Биологическая роль галогенов, применение в медицине. Химизм бактерицидного действия хлора и иода.
4. d-элементы.
4.1. Электронное строение атомов.
4.2. Характер изменения в периодах и в подгруппах радиусов атомов, энергии ионизации атомов d-элементов.
4.3. Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов d-элемента с ростом степени окисления.
4.4. d-элементы-комплексообразователи. Закономерности в образовании различных типов комплексных соединений d-элементов в разной степени окисления.
4.5. d-элементы VIБ и VIIБ групп.
4.5.1. Общая характеристика.
4.5.2. Соединения Cr(III) и Cr(VI), кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.
4.5.3. Соединения марганца. Изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений марганца с изменением степени окисления.
4.5.4. Хром, молибден, марганец в организме и их биологическое значение.
4.6. d-элементы VIIIБ группы.
4.6.1. Общая характеристика.
4.6.2. Семейство железа. Свойства простых и комплексных соединений элементов в степенях окисления +3, +2 (кислотно-основной характер, окислительно-восстановительные свойства).
4.6.3. Металлы семейства железа в организмах, их биологическая роль.
4.7. Элементы IБ и IIБ групп.
4.7.1. Общая характеристика.
4.7.2. Изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств