Специальность 34.02.01. «Сестринское дело»
ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая тетрадь
Раздел «УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ»
Дисциплина «БИОЛОГИЯ»
Специальность 34.02.01. «Сестринское дело»
Преподаватель: Серикова Т.Н.
Студента 1 курса группы № ………..
…………………………………………….
Шентала,2017 год.
Терминология.
1.Автолиз (от греч. autos – сам и lysis – разрушение, растворение) – разрушение ферментами структур самой клетки при повреждении мембран лизосом.
2.Автотрофы (от греч. autos-сам и trophe-пища, питание) – организмы, способные сами синтезировать из неорганических веществ органические, которые служат строительным материалом и источником энергии. В зависимости от вида энергии, используемой на синтез органических веществ, их подразделяют на Фототрофы и Хемотрофы.
3.Аденин (6-аминопурин) – пуриновое азотистое основание, входящее в состав нуклеотидов ДНК и РНК.
4.Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ, аденозинтри- фосфат) – мононуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, пятиуглеродного моносахарида рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, которые соединены друг с другом макроэргическими связями; является универсальным аккумулятором энергии в клетках.
5.Азотистые основания – обширная группа органических веществ, которые проявляют основные свойства благодаря присутствию в составе их молекул атомов азота. В состав нуклеотидов ДИК входят четыре типа азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин и тимин. В состав нуклеотидов РНК также входят четыре типа азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин и урацил. По своей структуре аденин и гуанин являются пуриновыми азотистыми основаниями; цитозин, тимин и урацил – пиримидиновыми.
6. Аминокислоты – низкомолекулярные органические соединения – мономеры белков, содержащие карбоксильную (-СООН) и аминную (-NH2) группы, связанные с определенным радикалом.
7. АТФ (аденозинтрифосфат) – мононуклеотид, состоящий из азотистого основания аденииа, пятиуглеродного моносахарида рибозы и трех остатков фосфорной кислоты. Является универсальным аккумулятором энергии в клетках благодаря макроэргическим связям между фосфатами.
8. Ботаника (от греч. botane – растение, трава) – комплекс наук о жизни растений, их разнообразии, строении, распространении, происхождении, развитии, взаимосвязи с окружающей средой и растений друг с другом.
9.Бриология – раздел ботаники, изучающий мхи.
10. Генетика (от греч. genetikos- относящийся к происхождению) – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
11. Гидрофобные вещества (от греч. hydor – вода и phobos – страх) – вещества, нерастворимые в воде (неполярные).
12. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) – биополимер, молекула которого образована двумя полинуклеотидными цепями, расположенными антипараллельно; в состав нуклеотидов ДНК входят пятиуглеродный сахар дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты и азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин и тимин; обеспечивает хранение и передачу генетической информации.
13. Дисахариды – углеводы, содержащие в своей молекуле два моносахарида, например сахароза, мальтоза, лактоза.
14. Ихтиология (от греч. ichthys – рыба и logos – наука) – наука, изучающая представителей надкласса Рыбы.
15. Катаболизм (диссимиляция, энергетический обмен) (от греч. katabole – сбрасывание) – совокупность реакций ферментативного расщепления и окисления сложных органических соединений, сопровождающихся выделением энергии. Проходит три стадии: подготовительную, анаэробную и аэробную. См. соответствующие термины.
16. Клетка (лат. cellula, греч. kytos) – основная структурно- функциональная и генетическая единица всех живых организмов, открытая система, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.
17. Клеточная теория – включает следующие положения: а) клетка – основная структурно-функциональная и генетическая единица живого; б) клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и проявлениям процессов жизнедеятельности; в) каждая новая клетка образуется в результате деления исходной клетки; г) клетки многоклеточных организмов специализированы: они выполняют разные функции и образуют ткани.
18.Клеточный уровень организации живого – элементарной единицей этого уровня является клетка, а элементарным явлением – упорядоченное протекание реакций клеточного метаболизма.
19.Клеточный центр (центросома) (от лат. centrum – средняя точка, центр и soma – тело) – органоид общего назначения, состоящий из двух цилиндрических телец – центриолей, расположенных перпендикулярно друг к другу и окруженных центросферой. Функции – образование полюсов деления клеток и формирование веретена деления.
20. Лизосома первичная (от греч. lysis- разложение, распад и soma – тело) – органоид общего назначения, представляющий собой сферическое тельце, ограниченное биологической мембраной и содержащее около 40 гидролитических ферментов. Основная функция – расщепление белков, жиров и углеводов.
21. Нуклеотиды (от лат. nucleus – ядро) – мономеры нуклеиновых кислот (ДНК и РНК); в их состав входят: пятиуглеродный сахар – рибоза (РНК) или дезоксирибоза (ДНК), остаток фосфорной кислоты и одно азотистое основание (аденин, гуанин, цитозин и тимин – в ДНК; аденин, гуанин, цитозин и урацил – в РНК).
22. Общая биология – комплексная наука, изучающая общие закономерности жизненных явлений, которые проявляются на всех уровнях организаций живого.
23 Простые белки – построены только из аминокислот, например альбумины, глобулины, гистоны и др.
24.Протеины (белки) (от греч. protos – первый) – биологические гетерополимеры, мономерами которых являются 20 видов аминокислот.
25. Рибосомы (от РНК и soma – тело) – мелкие сферические органоиды общего назначения, состоящие из двух неравных субъединиц, которые образованы белками и р-РНК; основная функция – трансляция и-РНК (биосинтез белков).
26. Цитология (от греч. kytos – вместилище, клетка и logos – слово, учение) – наука о строении, химическом составе и функцки клеток, их размножении, развитии и взаимодействии в многоклеточном организме.
27.Цитоплазма (от греч. kytos – вместилище, клетка и plasma – вылепленное, оформленное) – содержимое клетки, ограниченное плазмолеммой; состоит из гиалоплазмы, органоидов и включений.
28.Экология (от греч. oikos – жилище и logos- слово, учение) – наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой.
29. Ядро (от греч. каrуоп – ядро) – обязательный структурный компонент эукариотической клетки, в котором хранится основная генетическая информация.
30.Ядрышко (от греч. каrуоп – ядро) – структурный компонент ядра, в котором синтезируются субъединицы рибосом.
Теоретический материал.
Введение.
Все живые существа состоят из клеток - маленьких, окруженных мембраной полостей, заполненных концентрированным водным раствором химических веществ. Простейшие формы жизни - это одиночные клетки, размножающиеся делением. Более высокоразвитые организмы, такие как мы сами, можно сравнить с клеточными городами, в которых специализированные функции осуществляют группы клеток, в свою очередь связанные между собой сложными системами коммуникаций. В известном смысле клетки находятся на полпути между молекулами и человеком. Мы изучаем клетки, чтобы понять, каково их молекулярное строение, с одной стороны, и чтобы выяснить, как они взаимодействуют для образования столь сложного организма, как человек - с другой.
Считается, что все организмы и все составляющие их клетки произошли эволюционным путем от общей преДНКовой клетки. Два основных процесса эволюции - это:
1. случайные изменения генетической информации, передаваемой от организма к его потомкам;
2. отбор генетической информации, способствующей выживанию и размножению своих носителей1.
Эволюционная теория является центральным принципом биологии, позволяющим нам осмыслить ошеломляющее разнообразие живого мира.
Мембрана регулирует направление диффузии веществ и одновременно осуществляет активный перенос их внутрь клетки (накопление) или наружу (выделение). За счет этих свойств мембраны концентрация ионов калия, кальция, магния, фосфора в цитоплазме выше, а концентрация натрия и хлора ниже, чем в окружающей среде. Через поры наружной мембраны из внешней среды внутрь клетки проникают ионы, вода и мелкие молекулы других веществ. Проникновение в клетку относительно крупных твердых частиц осуществляется путем фагоцитоза (от греч. “фаго” — пожираю, “питое” — клетка)1. При этом наружная мембрана в месте контакта с частицей прогибается внутрь клетки, увлекая частицу в глубь цитоплазмы, где она подвергается ферментативному расщеплению. Аналогичным путем в клетку попадают и капли жидких веществ; их поглощение называется пиноцитозом (от греч. “пино” — пью, “цитос” — клетка). Наружная клеточная мембрана выполняет и другие важные биологические функции
.
5.Задания для самостоятельного решения.
Задание 1.
Среди приведенных ответов на поставленный вопрос подчеркните правильные. | |
Почему основой жизни является углерод? | 1.Это очень распространенный элемент. 2.Он окисляется выделяя много энергии. 3.Его атомы способны объединятся друг с другом и с разными элементами, образуя длинные ,линейные ,разветвленные или кольцевые молекулы. 4.Его соединения не обладают выраженными кислотными или основными свойствами. 5.Он плохо вступает во взаимодействие с другими веществами. |
Задание 2.
Поставьте номера перечисленных ниже химических элементов рядом с соответствующими утверждениями. | |
Необходим в следовых количествах - --------------------------------. Входит в состав гемоглобина- ------------------------------. Преобладающий положительный ион в организме- -----------------------------. Входит в состав гормона щитовидной железы- ----------------------------. Входит в состав костной ткани- ----------------------------------. Входит в состав многих белков (волос . ногтей. перьев, копыт)- ------------------------------- Входит в состав нуклеиновых кислот- ------------------------------------------------------. Преобладающий отрицательный ион в клетке- ------------------------------------------------.- Входит в состав витаминов- ----------------------------------------------------------. Входит в состав хлорофилла- ----------------------------------. | 1.Фосфор. 2.Сера. 3.Железо. 4.Кальций . 5.Марганец. 6.Магний . 7.Кобальт. 8.Иод. 9.Калий . 10.Хлор. |
Задание 3.
3.1. В составе РНК постоянным является соотношение нуклеотидов:
а) А+Г/Т+Ц б) А+Г/У+Ц в) А+У/Г+Ц г) А/Г,У/Ц
3.2. В каком случае, верно указан состав нуклеотида ДНК?
А) рибоза, остаток фосфорной кислоты, Тимин
Б) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза
В) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин
Г)рибоза, гуанин, остаток фосфорной кислоты.
3.3. Какую функцию выполняет информационная РНК?
А) перенос аминокислот на рибосомы б) снятие и перенос информации с ДНК
В) формирование рибосом г)все перечисленные функции.
3.4. Модель строения молекулы ДНК предложили:
А) Шлейден и Шванн б) Мендель и Морган в) Уотстон и Крик г) Дарвин и Уоллес
3.5. Каковы размеры ДНК? А) ширина 20 мкм, длина до 8 см б) ширина 2 мкм, длина до 8 см в) ширина 20 нм, длина до 8 см, г) ширина 2 нм, длина до 8 см.
3.6. Фрагмент ДНК содержит 30 000 нуклеотидов А. происходи репликация ДНК, сколько А- и Т- нуклеотидов для этого потребуется? А) А-60 000, Т- 60 000.
Б)А- 30000, Т- 30 000. в) А-15 000, Т- 15 000 г) данных для ответа недостаточно.
Задание 4.
Среди приведенных утверждений подчеркните правильные. | |
Органические соединения имеющие общую формулуCn(H2O)n. | 1). Белки 2). Жиры 3). Аминокислоты 4). Углеводы 5). Углеводороды |
Задание 5.
Заполните таблицу.
Углевод | Функция |
Глюкоза | |
Гликоген | |
Целлюлоза | |
Крахмал | |
Лактоза (молочный сахар) | |
Рибоза |
Задание 6.
Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень углеводов
Моносахариды | Дисахариды | Полисахариды |
Целлюлоза, глюкоза,сахароза,лактоза, крахмал, галактоза.
Тема 3.3.
Строение клетки.
Задание 7.
Ответьте, почему клетку называют саморегулирующейся, самовоспроизводящейся и открытой системой? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
Тема 3.4.
Органоиды клетки.
Задание 8.
Перечислите основные структурные компоненты ядра. Назовите его функции. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Задание 9.
Рассмотрите, какое строение и химический состав имеют хромосомы? | |
А)Какие функции выполняют хромосомы? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Б) Чем отличаются наборы хромосом в соматических и половых клетках, гомологичные хромосомы от негомологичных? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Задание 10.
Объясните, используя рисунок особенности строения плазматической мембраны. |
А)Какие функции она выполняет? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Б) В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В)Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Задание 11.
Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и назовите процессы:( см.информацию). | |
А) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | |
Б) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |
В) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Задание 12.
Что представляет собой цитоплазма? Каковы ее функции? |
1)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2)-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 5)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Задание 13.
Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:
1 – немембранные органоиды; 2 – одномембранные органоиды; 3 – двумембранные органоиды:
а) вакуоли; б) микротрубочки; в) ЭПС; г) микрофиламенты; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) хромосомы; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.
немембранные органоиды ------------------------- | одномембранные органоиды --------------------------------- | двумембранные органоиды ------------------------------ |
Задание 14.
Назовите органоиды клетки, изображенные на рисунке и подпишите их части: | |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Задание 15.
Допишите предложения
1 вариант
1. Внутренняя полужидкая среда митохондрии называется ...
2. Структурно-функциональная единица хлоропласта–это ...
3. Ядерный сок ,называется ...
4. Хромопласты–это ..... пластиды.
5. Основная функция хлоропласта– ....
2-й вариант
1. Внутренняя полужидкая среда хлоропласта называется ......
2. Многочисленные складки внутренней мембраны митохондрии — это .....
3. Процесс «автолиз» характерен для органоида ......
4. Лейкопласты–это ....... пластиды.
5. Основная функция митохондрии–это ....
Задание 16.
Заполните таблицу:
Задание 17.
Подпишите названия органоидов, изображенных на рисунке:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Задание 18.
Найдите ошибки в тексте :
Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.
Задание № 19.
Допишите определения:
1. По строению клетки все живые существа делятся на …
2. Любая клетка снаружи покрыта
3. Внутренней средой клетки является …
4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются …
5. Органоид, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ, – это …
6. Органоид, участвующий во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки, называется …
7. Зеленые пластиды называются …
8. Вещество, содержащееся в хлоропластах, называется …
9. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, называются …
10. Местом образования белков в клетках являются …
11. Наследственная информация о данной клетке хранится в …
12. Энергия, необходимая клетке, образуется в …
13. Процесс поглощения клеткой твердых частиц называется …
14. Процесс поглощения клеткой жидкости называется …
Задание № 20.
Закончите предложения.
Растительная клетка, в отличие от животной, содержит плотную целлюлозную ....
2. В центре старой растительной клетки находится крупная центральная .... заполненная ..... .... .
3. Клетки зелёных частей растений содержат зелёные пластиды, называемые ......, которые выполняют функцию ..... .
4. Плоды растений часто имеют яркую окраску, обусловленную присутствием в клетках красных и оранжевых пластид, называемых ......... .
5. Сходство в строении растительной и животной клеток свидетельствует о .......
Задание 21.
Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:
1 – встречаются только в растительных клетках; 2 – встречаются только в животных клетках; 3 – встречаются и в растительных, и в животных клетках:
а) плазмалемма; б) цитоплазма; в) ЭПС; г) центральная вакуоль; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) клеточная стенка; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.
– встречаются только в растительных клетках | встречаются только в животных клетках | встречаются и в растительных, и в животных клетках |
Задание 22.
Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:
1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.
1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные
11. Есть рибосомы.
12. Есть клеточная стенка
13. Все организмы одноклеточные.
14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.
Задание 23.
Выберите правильные утверждения:
а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии – паразиты животных и растений.
Задание № 24.
Ответьте на вопросы:
Кем и когда были открыты вирусы?
…..
Какое строение имеет вирус?
…..
Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.
…..
Почему наличие нуклеиновой кислоты не обеспечивает размножение вирусов?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Задание 25.
Задание 26.
Часть А
Часть В
В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки
Особенности строения, функции Органоид
А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи
Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС
В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли
Г). Участвует в синтезе белков, жиров
Д). Формируют лизосомы
А | Б | В | Г | Д |
Часть С
Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.
С1 Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?
С2 Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?
С3 Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам?
С4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2). Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4). К бактериям также относят простейших. 5). В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.
Часть А
Часть В
В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки
Особенности строения, функции Органоид
А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия
Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт
В). Осуществляет процесс фотосинтеза
Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы
Д). Основная функция – синтез АТФ
А | Б | В | Г | Д |
Выберите три верных ответа из шести
В2 Дайте характеристику комплексу Гольджи
1). Состоит из сети каналов и полостей
2). Состоит из цистерн и пузырьков
3). Образуются лизосомы
4). Участвует в упаковке веществ
5) Участвует в синтезе АТФ
6). Участвует в синтезе белка
В3 Выберите три признака прокариотической клетки?
1). Имеется ядро
2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином
3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки
4) Имеет клеточный центр
5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом
6). В цитоплазме располагаются рибосомы
Часть С
Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.
С1 Проанализируйте рисунок, на котором изображены различные эукариотические клетки. О чем Вам говорит предложенная в нем информация?
С2 Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
С3 Сравните между собой одноклеточный и многоклеточный организм. Кто из них имеет преимущество и в чем оно выражается?
С4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1). Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. 2). Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических веществ в почве. 3). К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий. 4). Бобовые растения за счет поступающих в их клетку связанного азота синтезируют белок. 5). Группа сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.
ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая тетрадь
Раздел «УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ»
Дисциплина «БИОЛОГИЯ»
Специальность 34.02.01. «Сестринское дело»