Хемотаксономическая систематика
В основу построения хемотаксономической систематике легли результаты изучения физиолого-биохимических характеристик, как наиболее распространенный метод установления таксономической принадлежности исследуемых микроорганизмов. «Хемотаксономические» методы некоторыми систематиками считаются одними из существенных для современной классификации бактерий и часто рассматриваются как отдельная часть в обзорах по таксономии. Термин "хемотаксономия" обозначает использование аналитических методов при сборе информации, касающейся различных химических составляющих клетки, для классификации бактерий. Систематика, основанная на изучении этих характеристик, в последние годы получила новые перспективы в связи с разработкой и внедрением в практику миниатюрных экспресс - тестов определения энзиматической активности. Ускоренные методы определения энзиматической активности широко используются для идентификации энтеробактерий, вибрионов, стафилококков, анаэробных бактерий, грибов и других микроорганизмов. При этом точность идентификации достигается у более чем 90 % штаммов.
В 50 - 70-е годы прошлого века для изучения тонкой структуры бактерий и уточнения классификационных схем, а в последние годы и для идентификации прокариотов и вирусов стали использовать разнообразные физико-химические, иммунохимические и молекулярно-генетические методы. Их ценность обусловлена возможностью расширить число изучаемых характеристик и более объективно подходить к их анализу. Выигрышным моментом приложения вышеуказанных методических подходов в таксономических целях и для идентификации микроорганизмов является также высокая скорость осуществления анализа, возможность определения нано- и субнанограмм веществ, выявления различия по тем признакам, которые другими методами анализировать невозможно. Все большую популярность приобретают для целей идентификации такие физико-химические методы, как хроматография, электрофорез, термический анализ и их различные сочетания друг с другом и с другими физическими методами (ультрафиолетовая и инфракрасная спектроскопия, масс-спектрометрия, люминесцентный анализ и др.)
С помощью разнообразных приемов хроматографии идентификацию микроорганизмов проводят, основываясь на определении продуктов метаболизма микроорганизмов, состава жирных кислот, полисахаридов микробной клетки, на анализе разнообразных аминов, продуцируемых в культуральную жидкость, и других компонентов, как связанных с клеткой, так и выделяющихся в окружающую среду.
Анализ летучих и нелетучих конечных продуктов метаболизма (спиртов, органических кислот) нашел широкое применение при идентификации анаэробных, микроаэрофильных бактерий, псевдомонад, энтеробактерий, бацилл и других микроорганизмов. Определение конечных продуктов метаболизма позволяет идентифицировать микроорганизмы и без выделения их в чистой культуре. Идентификация и дифференциация микроорганизмов путем определения качественного и количественного состава жирных кислот микробной клетки с помощью хроматографии основывается на том, что внутри штаммов или видов бактерий имеет место продукция схожих метаболических продуктов и одинаков профиль жирнокислотного состава. Анализ сложных липидов, экстрагированных из бактерий позволяет с высокой точностью проводить родовую и видовую дифференциацию микроорганизмов. У бактерий обнаружено более 50 различных жирных кислот в количестве от следовых до 60 - 70 % сухого вещества. Для идентификации и дифференциации грамположительных и грамотрицательных бактерий все большее распространение приобретает изучение микробных липополисахаридов. Исследование большого числа родов и видов бактерий на способность продуцировать в культуральную жидкость разнообразные амины продемонстрировало возможность применения этого приема для хемосистематики и идентификации энтеробактерии и клостридий.
Исследование бактериальных белков, пептидов и нуклеиновых кислот с помощью электрофореза в пластинках полиакриламидного геля для изучения таксономии и идентификации микроорганизмов завоевывает все большую популярность. Современные методы электрофореза в полиакриламидном геле позволяют, например, провести разделение до 1000 бактериальных полипептидов в одном геле. При этом получают характерные для каждого белка пептидные карты. Так, анализ состава растворимых белков различных нейссерий позволил выявить для каждого организма более 200 индивидуальных полипептидов с характерным их расположением. Будучи высокочувствительным (дает возможность обнаруживать штаммовые различия), метод электрофореза растворимых белков весьма перспективен при классификации микроорганизмов.
Среди методических приемов, широко используемых при изучении таксономии и идентификации микроорганизмов, необходимо указать большую группу иммунохимических методов, направленных на изучение бактериальных структур, обладающих антигенными свойствами. В иммунохимических реакциях при исследовании микробных антигенов в качестве связывающего агента используются антитела в сочетании с разнообразными метками или без них. В качестве меток применяют флюоресцентные вещества, ферменты, радиоактивные изотопы, бактериофаги и другие субстраты. Наиболее широко для указанной выше цели используются метод иммуно-флюоресценции, радиоиммунологический, иммуноферментный, иммуноэлектрофорез, радиальная иммунодиффузия, реакция коагглютинации, латекс-агглютинация и некоторые другие. Изучение антигенных характеристик микроорганизмов с помощью этих методов позволяет дифференцировать их на уровне родов и видов, а также является полезным маркером для инфраструктурного сравнения микроорганизмов. Новые перспективы для этих методов открылись с внедрением в последние годы в качестве диагностических реагентов моноклональных антител. Возникла возможность тонкого анализа микробных макромолекул, обладающих иммуногенными свойствами; создались предпосылки картирования антигенных детерминант и исследования химической природы антигенов.
Своеобразным методом изучения поверхностных структур микроорганизмов с целью их дифференциации и идентификации является тест агглютинации с лектинами (гликопротеиды и белки растительного, животного и микробного происхождения), способными агглютинировать клетки и(или) преципитировать гликоконъюгаты.
Геносистематика
А.С. Антонов (1974), характеризуя новую отрасль систематики, основанную на достижениях молекулярной биологии, пишет: «Смысл термина «геносистематика», или «систематика генотипов»... таков: это наука о разнообразии генотипов организмов».
Важный шаг на пути создания систематики прокариот связан с успехами генетики и молекулярной биологии. Такие разнообразные приемы и методы, как определение размера генома микроорганизмов, нуклеотидный состав их ДНК, первичной структуры микробных биополимеров, гибридизация нуклеиновых кислот и некоторые другие в последние годы успешно используются в повседневной роботе микробиологических лабораторий для ускоренной идентификации микроорганизмов.
В 60-х гг. XX в. было установлено, что все свойства организма определяются уникальными химическими молекулами - ДНК, поэтому бактерии могут быть классифицированы путем сравнения их геномов. Сопоставляя состав ДНК, оказалось возможным на основании выявления степени сходства делать вывод о степени родства между организмами. Следовательно, определив количественное содержание оснований в молекулах ДНК разных организмов, можно получить представление о сходстве генетического аппарата этих организмов. Если ДНК содержит разные основания, то организмы будут безусловно различны, так как одна и та же информация, по-видимому, не может быть записана разными буквами. Но два организма с одинаковым составом ДНК могут быть различны, так как одними и теми же буквами можно записать различную информацию.
Первоначально для таксономических целей сравнивали молярное содержание суммы гуанина и цитозина (ГЦ) в процентах от общего количества оснований ДНК у разных объектов. Этот показатель у прокариот колеблется от 25 до 75 %. Различия в нуклеотидном составе ДНК свидетельствует о неоднородности сравниваемых микроорганизмов, хотя сходство не всегда является основанием отнесения микробов к одному виду.
Стоит отметить, что ГЦ-показатель дает возможность только для грубого сравнения геномов. Если организмы имеют одинаковый нуклеотидный состав ДНК, возможно и сходство и различие между ними, поскольку генетическое кодирование основано не только на определенном содержании оснований в единице кодирования (триплете), но и на их взаимном расположении.
Более тонкий метод оценки генетического сходства организмов - сравнение нуклеотидных последовательностей ДНК из разных источников методом ДНК-ДНК-гибридизации. Результаты этого метода можно считать в таксономическом отношении подобными иммунологическим методам с тем отличием, что здесь сравнению подвергается не белок, а первичный источник информации ДНК.
Метод наиболее полезен для классификации на уровне вида, т.е. в случае высокой степени гомологии, и мало информативен для классификации объектов на уровне высоких таксонов. В то же время часто несовпадение выводов, сделанных на основании фенотипических признаков и ДНК-гибридизации. В целом значение данных о строении ДНК для систематики прокариот огромно, так как позволяет перейти от установления степени сходства к выводам о степени родства между организмами.
Метод молекулярной гибридизации ДНК позволил провести переоценку таксономических позиций актиномицетов, псевдомонад, микобактерий, энтерококков и других микроорганизмов.
В отличие от нумерической систематики здесь определяется не часть фенотипически выраженных признаков, а вся сумма генетической информации. Если оставить в стороне технические трудности, обусловленные слипанием обрывков молекул ДНК, то эти данные представляют, несомненно, очень ценный для систематики признак, но, по-видимому, немногие сознают, что слабость его кроется именно в избытке информации. Поясним это на примере. Для осуществления автотрофного усвоения углекислоты организм должен обладать помимо обычных для гетеротрофов ферментов еще двумя специфическими энзимами: карбоксилазой рибулозодифосфата и фосфорибулокиназой. Информация, характеризующая эти ферменты, будет записана 3*102 пар оснований из общего числа порядка 107 пар оснований. Вряд ли возможно извлечь систематическое отклонение порядка 10-4, характеризующее автотрофный образ жизни, из-под генетического шума, обусловленного штаммовыми, видовыми и т. д. отличиями. Между тем этот признак характеризует разделение всего живого мира на растительную и животную ветви и в таксономическом отношении имеет первостепенное значение.
Связь нумерической систематики с геносистематикой неслучайна, так как именно комплексное использование данных методов дает наиболее полную информацию о родственных взаимоотношений микроорганизмов.
Заметное место в таксономических исследованиях занимает тест гибридизации ДНК с рибосомальной РНК, где на гомологию исследуются небольшие фрагменты генетического материала.
Помимо анализа молекул ДНК для установления степени родства между прокариотными организмами разработаны методические подходы, позволяющие сравнивать продукты отдельных генов, выполняющие в клетке одинаковые функции.
Колебания нуклеотидного состава ДНК у эукариотных микроорганизмов (молярная доля, %): грибы — 26—70, водоросли — 37—68, простейшие — 22— 68; у высших растений и животных — 35—45.
Родство микроорганизмов можно также устанавливать на основании изучения локализации генов в группах сцепления в хромосомах этих организмов. Схожий характер сцепления - дополнительный аргумент в пользу близости сравниваемых бактерий. Дополнение этого метода рестрикционным анализом повышает возможность выявления сходства микроорганизмов.
Определенные данные, касающиеся родства исследуемых микроорганизмов, получают при проведении экспериментов по коньюгации, трансформации и трансдукции. При этом, чем выше частота выхода рекомбинантов, тем больше основание считать, что скрещиваемые бактерии генетически близки. Необходимо однако учитывать, что низкий выход гибридных форм при скрещивании может быть обусловлен не только различиями в их ДНК, но и рядом других причин.
Определенный вклад в определение таксономических признаков микроорганизма посредством генетического анализа генома вносят методы генетического клонирования и картирования.
Общее заключение по применению геносистематики состоит в том, что фенотипическое сходство организмов, особенно низших, далеко не всегда обусловлено сходством состава и гомологичностью ДНК. Если допустить, что эти данные отражают действительное родство генотипов, то приходится признать, что у низших организмов весьма сходные формы возникли из генетически различных прародителей. В этом случае, приходится допускать широкий обмен генетическим материалом, определяющим таксономически дифференцирующие фенотипические признаки. Иными словами, для микроорганизмов, например, бактерий, имеется общее пространство генотипических признаков, которые могут передаваться друг другу. В этом случае монофилетичность системы полностью устраняется, поскольку нельзя назвать одного предка.
Итак, ни нумерические методы, ни химические методы определения генетической близости организмов не могут быть положены в основу построения системы, хотя результаты этих методов имеют несомненную ценность.
СПЕЦКУРС «ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ. СИСТЕМАТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ»