Биноминальная номенклатура. Названия семейств растений и животных

1. Согласуйте существительные с прилагательными, приведенными в скобках; поставьте словосочетания в Gen. S.:

Ranuncŭlus, i m (acer, is, e) – Одуванчик острый

Pinus, i f (silvester, tris, tre) – Сосна лесная

Rumex, ĭcis m (paluster, tris, tre) – Щавель болотный

Viŏla, ae f (tricŏlor, is) – Фиалка трехцветная

Sotalia, ae f (fluviatĭlis, e) – Дельфин речной

2. Просклоняйте словосочетания:

Сapsŭla parva – маленькая коробочка, planta alta – высокое растение, radicŭla longa – длинный корешок, corolla polypetăla – венчик многолепестный

3. Поставьте во множественном числе следующие словосочетания:

Alga marīna – водоросль морская, stipŭla foliacea – прилистник листовидный, lamĭna glabra – пластинка голая, galea hemisphaerĭca – шлем полушаровидный, planta annua – растение однолетнее, bacca nigra – черная ягода

4. Определите род существительных разных склонений по окончанию прилагательных и напишите словарные формы прилагательных:

Cortex albus – белая кора, fructus matūrus – спелый плод, flos ruber – красный цветок, radix amāra – горький корень, species nova – новый вид, semen parvum – мелкое семя, humus nigra – черная земля, piper amārum – горький перец, caulis tener – нежный стебель, rhizōma venenātum – ядовитый корень

5. Прочтите вслух, объясните постановку ударения, правила произношения. Выделите и объясните известные вам суффиксы:

Gravĭdus, humĭdus, muscilaginōsus, sanguineus, ferrugineus, lacteus, tinctūra, fissūra, follicŭlum, Papaverinum, Hyoscyamīnum, tuberōsum, racemōsa, Araucariaceae, Valerianaceae, Cyanophўta, Cycadoīdea, Pleurobrachia, Spicŭla.

6. От практической основы следующих имен существительных образуйте наименования ботанических порядков с помощью суффикса – āles

Equisētum, i n – хвощ

Lycopodium, i n – плаун

Urtīca, ae f – крапива

Ustilāgo, inis f – чертополох

7. От существительных fraxĭnus, i f – ясень и tremŭla, ae f – осина с помощью суффикса – oīdes образуйте прилагательные – осинообразный и ясеневидный.

8. Образуйте эпитеты семейств с помощью суффикса –ĭd- по практической основе приведенных ниже существительных:

Rana, ae f; columba, ae f; salamandra, ae f; agricŏla,ae m; mustela, ae f, passer, ĕris m; robur, ŏris n.

9. Образуйте тавтономический эпитет к родовым названиям:

Gorilla, ae f – горилла; bison, i m – бизон; melolontha, ae f – майский жук; mola, ae f – рыба-луна; nasturtium, i n – настурция.

10. Образуйте названия лекарственных веществ с помощью суффикса –īn-um от следующих родовых названий растений:

Atrōpa – родовое название белладонны атропин

Hyoscyămus – белена гиосциамин

Papāver – мак папаверин

Ephĕdra –хвойник эфедрин

Theobrōma – родовое название шоколадного дерева теобромин

ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ

1. Inter caecos regnat luscus. – Среди слепых правит одноглазый.

2. Ex toto animo. – От всей души.

3. Vita brevis, ars longa. – Жизнь коротка, искусство вечно.

4. Terra incognita. – неизвестная земля.

5. Avis rara. – Редкая птица («белая ворона»).

ЗАНЯТИЕ 4

Глагол (общие сведения)

2. Infinitivus (неопределенная форма глагола)

Настоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залога

Глагол esse быть

Образование сложных существительных и прилагательных

1. Определите спряжение глаголов, образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа:

Determināre - определять, describĕre - описывать, conservāre - сохранять, vestīre - одевать, tegĕre - покрывать, munīre - защищать, natāre - плавать, patēre – быть открытым, gerĕre - нести, fructificāre - плодоносить, florēre - цвести, finīre - оканчивать, crescĕre - расти, emittĕre - выпускать, ornāre - украшать, repĕre - ползти, nutāre - клониться, studēre – учиться.

2. Проспрягайте глаголы в настоящем времени обоих залогов:

Paro, āre – готовить, приготавливать; scio, īre - знать; floresco, ĕre - цвести; studio, ēre – заниматься, изучать.

3. Проспрягайте глаголы в praesens indicativi passivi, переведите на русский язык:

obvenīre – встречаться; legĕre – собирать; conservāre – сохранять; docēre – обучать

4. Переведите на русский язык сложные прилагательные:

a) barbĭger, ramĭfer, sanguinifĕrus, umbellĭfer, spinĭger

b) arenicŏla, saxicŏla, muscicŏla, ramicŏla, graminicŏla

c) longifolius, multiflōra, albifrons

d) squamiformis, tuberculiformis, rostriformis, cornuiformis

e) carnivŏrus, herbivŏrus, omnivŏrus

5. Образуйте с помощью приставки sub- прилагательные с неполной степенью качества, переведите исходное и вновь образованное прилагательное:

Niger, gra, grum; intĕger, gra, grum; glaber, bra, brum

6. С помощью суффиксов – tio-, -io- образуйте имена существительные со значением действия от основы приведенных ниже глаголов. Переведите существительные:

Absorbĕre – поглощать (всем объемом), adsorbĕre – поглощать (поверхностью), reducĕre - восстанавливать.

7. Переведите предложения на русский язык:

A. 1. Forma foliōrum varia est. Sunt folia ovāta, lanceolāta, falcāta, pentagōna et cetěra. 2. Folia nonnūlla glabra, nonnūlla pilōsa sunt. 3. Sunt pili ramōsi, eramōsi, fasciculāti, capitāti et cetĕra. 4. Involucrum conĭcum 1,5 cm longum, 0,5–0,6 cm latum, glabrum. 5. Involucrum e Phyllis pallĭdis constat. 6. Planta nova in loca arenōsa habĭtat. 7. Coma plantārum e ramis et foliis constat. 8. Sunt plantae silvaticae, stepposae, nemorosae, paludosae et cetěra.

B. 1. Carex in locis paludosis crescit. 2. Triturus cristatus et Opatrum riparium in aqua habitant. 3. Magister zoologiae de Paro cristato narrat: “Parus cristatus in silvis sibiricis habitat. Cauda Pari cristati cinerea, alae fuscatae, dorsum – fusco-cinereum, crista fasciata. Fasciae colli et cristae atrae sunt. Parus cristatus avicula parva et pulchra est.”

C. 1. Aquilegia amurensis in saxis crescit. 2. Betula populifolia et Annona diversifolia in silvis frondosis crescunt. 3. Saxifraga staminosa in fissurus saxorum crescit. Lacerta brevicauda in locis arenosis vivit.

ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ

1. Dum spiro, spero. – Пока дышу - надеюсь.

2. Non scholae, sed vitae discimus. – Мы учимся не для школы, а для жизни.

3. Mala herba cito crescit. – Дурная трава быстро растет.

4. Aquila non captat muscas. – Орел не ловит мух.

5.Cogito, ergo sum. – Я мыслю, следовательно существую.

ЗАНЯТИЕ 5

Повелительное наклонение

Личные местоимения

3. Международные правила образования видовых эпитетов

Таксономические единицы.

1. Образуйте формы повеления и запрещения от глаголов:

Divido, ĕre (разделять), noto, āre (замечать, обращать внимание), scribo, ĕre (писать), taceo, ēre (молчать), audio, īre (слушать), paro, āre (готовить), venio, īre (приходить).

2. Переведите предложения с русского на латинский язык:

1. Мы ошибаемся. 2. Вы знаете. 3. Ты пишешь. 4. Я читаю книгу.

3. Переведите предложения с латинского на русский язык:

1. Medice, cur ate ipsum! 2. Noli me tangere. 3. Nosce te ipsum. 4. Veni ad me, ad te venio saepe. 5. Attente legite et scribite. 6. Nolite dicere, si tacere debetis.

3. От практической основы следующих имен существительных образуйте наименования ботанических порядков с помощью суффикса –āles:

Equisētum, i n – хвощ

Lycopodium, i n – плаун

Filix, ĭcis f, m – папоротник

Urtīca, ae f – крапива

Polygŏnum, i n – горец

Ustilāgo, inis f – чертополох

4. От следующих наименований зоологических отрядов образуйте наименования семейств. Помните, что при образовании наименований отрядов к основе прибавляется суффикс – formes, а при образовании наименований семейств – суффикс - ĭdae

Procellariiformes, Casuariiformes, Phonicopteriformes, Falconiformes, Gruiformes

5. Образуйте путем словосложения с унифицированным конечным элементом – rostris (от rostrum, i n -нос) основ прилагательных angustus, a, um (узкий); brevis, e (короткий); longus, a,um (длинный); densus, a,um (зубастый); cavus, a,um (пустой, полый) соответственно следующие видовые эпитеты дельфинов:

Узконосый, коротконосый, длинноносый, зубастый (букв. - носозубый), беззубый (букв. - пустоносый)

ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ

1. Nota bene. – Хорошо запомни, обрати внимание.

2. Festina lente. – Торопись медленно.

3. Divide et impera. – Разделяй и властвуй.

4. Carpe diem. – Лови день.

5. Vade in pace. – Ступай с миром.

ЗАНЯТИЕ 6

Наши рекомендации