Часть первая: изучаем приспособления растений к недостатку влаги.
Названия растений | Приспособления к недостатку влаги |
Кактус | |
Верблюжья колючка | |
тюльпаны |
Часть вторая: изучаем приспособления растений к опылению насекомыми.
Названия растений | Приспособления к опылению насекомыми |
Одуванчик | |
Роза | |
Ланыш, черемуха |
Часть третья: изучаем приспособления животных к холодной зиме.
Названия животных | Приспособления к перенесению низких температур |
Медведь | |
Ласточка | |
Заяц | |
береза |
Часть четвертая: изучаем защитные приспособления организмов.
Названия организмов | Приспособления к защите от врагов |
Божья коровка | |
Заяц | |
Пример со страницы 82-83 |
? Почему у разных организмов имеются разные приспособления?
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
Природные сообщества
Круговорот веществ в природе
Неживая природа | Живая природа |
…………………. …………………. …………………. …………………. |
· Круговорот веществ в природе– это движение веществ ……………………………………...
………………………………………………………………………………………………………………..
Примеры пищевых цепей:
· ……………………………………………………………………………………………………………
· ……………………………………………………………………………………………………………
· ……………………………………………………………………………………………………………
· ……………………………………………………………………………………………………………
· …………………………………………………………………………………………………………….
! В начале пищевой цепи находятся …………………………………………………………………….
Природные сообщества
Природное сообщество – это …………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………….
Примеры природных сообществ:
……………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………
Природные зоны России
Природная зона– это …………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………
Природные зоны | Климатические условия | Растительный мир | Животный мир |
Тундра | |||
Тайга | |||
Широколиственные леса | |||
Степи |
Почему в разных природных зонах обитают разные растения и животные?
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
Жизнь организмов на разных материках
Материки | Местные виды растений | Местные виды животных | |
Африка | |||
Австралия | |||
Южная Америка | |||
Северная Америка | |||
Евразия | |||
Антарктида |
Жизнь организмов в морях и океанах
Место обитания | Примеры организмов | Жизненные условия |
Мелководье | ||
Открытая вода (сами плавают) | ||
Открытая вода (планктон) | ||
Глубина |
Много света, мало света, темно, вода прогревается, холодно, много укрытий, нет укрытий, много врагов, мало пищи, прибой, приливы и отливы.
Практическая работа «Приспособления морских организмов»
Цель: научиться выявлять приспособления морских организмов к условиям обитания.
Ход работы
§ Изучите предложенные объекты и заполните таблицу:
Название животного | Где обитает | Как приспособлено к жизни в данных условиях |
§ Одинаковыми или разными оказались приспособления у изученных организмов? Почему?
У этих организмов ……………………….. приспособления, потому что …….…………………….
……………………………………………………………………………......................................................
Человек на планете Земля
Как человек появился на Земле
Возраст человечества –………………………………………………………………..
Ископаемые предки человека | Где и когда жили | Особенности(что имели и что умели) |
Ардипитек | Африка 4-5 млн. лет назад | |
Австралопитек | ……………………………. 4-1 млн. лет назад | |
Человек умелый | Африка, юго-восток Евразии, острова в Индийском океане 2,5 млн. лет назад | |
Неандерталец | Европа появились примерно 300 тыс. лет назад | |
Кроманьонец | Африка 200 тыс. лет назад Европа 40 тыс. лет назад |
Чем человек разумный отличается от животных?
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
·……………………………………………………………………………………………………………..
Как человек изменял природу
Влияние на природу первобытного человека
………………………………………………………………………………………………………………..