Антиэволюционные взгляды: телеология, трансформизм
Телеология – учение о конечной цели развития. В основе телеологии лежит принцип конечных причин – все изменения происходят благодаря существованию конечной цели, то есть причина изменений находится в будущем. Конечное состояние системы - энтелехия. Телеологические теории рассматривают эволюцию как смену поколений в единичных линиях («от амебы до человека»). Каждый вид рассматривается как сумма индивидов, у каждого из которых имеется свой филогенетический ряд, или генеалогическое древо.
Все множество телеологических взглядов в биологии выражается в виде учения о направленном развитии органического мира. Это учение проявляется в виде различных концепций: ортогенеза, номогенеза, финализма, преформизма и др.
Ортогенез. Развитие живой природы по определенному пути обусловлено внутренними факторами, присущими самим организмам. Направленность исторического развития определяется взаимодействием внутренних особенностей организма и внешней среды. В настоящее время решающее значение придается внутренним факторам организма, причем эти факторы могут быть как идеальными, так и материальными (заложенными изначально в генетическом коде или физико-химических особенностях).
Ортоселекция - направленность исторического развития обусловлена направленностью естественного отбора, причем эта направленность связана с изменением условий среды в одном направлении.
Номогенез– это учение об изначальной целесообразности изменений, отвергающее роль случайностей. Изначальная целесообразность обусловлена физико-химическими свойствами белков. Эволюция рассматривается как продвижение группы организмов по заранее намеченному пути – каналу, или желобу. Отклонение от этого пути приводит к вымиранию группы. «Основной закон эволюции»: всем организмам присуща внутренняя сила, направленная на усложнение морфофизиологической организации. Один и тот же прогрессивный признак возникает в различных эволюционных линиях, что обусловливает изначальную полифилетичность крупных таксонов (полифилия – происхождение таксона от разных предков). Естественный отбор рассматривается как консерватор изменений, который не позволяет группе выйти за пределы предопределения (канализирующая форма отбора).
Финализм – учение о завершенной эволюции. Группа организмов достигает совершенства эволюционным путем, и ее дальнейшая эволюция оказывается невозможной. Первостепенное значение отводится стабилизирующему отбору.
Преформизм – учение о предопределенности. Любое развитие рассматривается как пространственно-временное развертывание уже существующих зачатков (развитие понимается буквально, например, как развитие веревки), т.е. развитие – это развёртывание предобразований.
Преформизм существовал в виде двух направлений: овизма и анималькулизма.
Овизм – это форма преформизма, основанная на представлении о том, что зародыш содержится в яйцеклетке: «все живое из яйца». При этом у зародыша женского пола уже есть свои яйцеклетки, в которых имеются зародыши – и так до бесконечности (принцип матрешки).
Анималькулизм – это форма преформизма, основанная на представлении о том, что зародыш содержится в сперматозоиде.
Концепции преформизмапрямо противоположна концепция эпигенеза. Все структуры организма (клетки, ткани и органы) образуются в ходе индивидуального развития под воздействием внешних факторов, т.е. индивидуальное развитие – это серия новообразований. Онтогенез особи оказывается независимым от судьбы предыдущих поколений, и эволюция оказывается невозможной.
По современным представлениям, индивидуальное развитие – это и не предобразование, и не серия новообразований, а цепь последовательных преобразований зародышевых листков и зачатков органов.
Трансформизм– учение о неограниченной изменчивости организмов.
Трансформистские представления об историческом развитии организмов – филогенезе – основаны на аналогиях с индивидуальным развитием – онтогенезом. Трансформизм предполагает прямое приспособление организмов к окружающим их условиям и наследование приобретенных признаков.
Поздние трансформисты (первая половина XIX века) перешли от учения о всеобщей неограниченности изменений к возможности резких изменений, но лишь в пределах каждого из 4-х основных типов строения организмов.