Образование триброманилина
В пробирку поместите 1 каплю анилина и 5-6 капель воды, хорошо встряхните и прибавьте несколько капель бромной воды до появления осадка. Напишите схему протекающей реакции. Объясните влияние аминогруппы на ход реакции бромирования в ароматическом кольце.
Блок информации
Граф 7
Классификация ароматических углеводородов
Граф 8
Свойства моноядерных ароматических углеводородов
Cl2, Fe
H2
HNO3
H2SO4
H2SO4
(SO3)
[O]
RCl,AlCl3
Cl2,
свет
RCOCl
AlCl3
Таблица 10
Влияние заместителей на последующее электрофильное замещение
в ароматическом ядре
Орто-, пара-ориентанты | Мета-ориентанты | ||
электронные эффекты | заместители I рода | электронные эффекты | заместители II рода |
+ M> -I + M> -I + M> -I + M> -I +I +I + M< -I | активирующие -OH -NH2, -NHR, -NR2 -OR -алкил (-CH3, -C2H5) -арил (-Ar) дезактивирующие галогены (-F, -Cl, -Br, -I) | -I, -M -I, -M -I, -M -I, -M -I, -M -I, -M -I -I, -M | дезактивирующие -NO2 -SO3H |
Приложение
Вопросы для тестового контроля
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ!
1. тип сопряжения примеры
1. π,π –сопряжение а) CH2=CH-CH2-CH=CH2 в) CH2=CH-NH2
2. p,π-сопряжение б) CH2=C-CH=CH2
| г) CH2=CH-O-CH3
CH3
д) CH2=CH-CH2-NH2
2.
тип сопряжения примеры
1. π,π –сопряжение а) CH3-CH=CH-CH2-CH=CH2 в) CH2=C=CH2
2. p,π-сопряжение
б) CH2=CH-OCH3 г)
3.
тип сопряжения примеры
1. π,π –сопряжение а) CH2=CH-CH=CH-CH2-OH в) CH2=CH-CH3
2. p,π-сопряжение
б) CH2=CH-NH-CH3 г)
4.
тип сопряжения примеры
1. π,π –сопряжение
2. p,π-сопряжение
5. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ!
p,π-СОПРЯЖЕННЫМИ СИСТЕМАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ЧИСЛО!
6. В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ АКРИЛОВОГО АЛЬДЕГИДА
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА
7.
В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ ЦИКЛОПЕНТАДИЕНА-1,3
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА.
8.
В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ АКРИЛОВОЙ КИСЛОТЫ
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА (ОВ)
9.
В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ ФЕНАНТРЕНА
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА (ОВ)
10.
В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ ВИНИЛАМИНА
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА (ОВ).
11.
В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ БЕНЗАЛЬДЕГИДА
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА (ОВ)
12.
В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ АНТРАЦЕНА
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА (ОВ)
13.
В СОПРЯЖЁННОЙ СИСТЕМЕ ДИВИНИЛОВОГО ЭФИРА
ДЕЛОКАЛИЗОВАНО ___ ЭЛЕКТРОНА(ОВ).
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
14. В РЕЗУЛЬТАТЕ СОПРЯЖЕНИЯ ЭНЕРГИЯ МОЛЕКУЛЫ:
1. повышается 2. понижается 3. не изменяется
15.
В РЕЗУЛЬТАТЕ СОПРЯЖЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТЬ МОЛЕКУЛЫ:
1. повышается 2. понижается 3. не изменяется
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ!
(вставьте в квадраты номера нужных ответов)
16. ВОЗРАСТАНИЕ ЭНЕРГИИ СОПРЯЖЕНИЯ
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. бутадиен-1,3
2. гексатриен-1,3,5
3. бензол
17.
ВОЗРАСТАНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. гексадиен-1,3 3. гексадиен-1,4
2. гексатриен-1,3,5
18. ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ СЛОВА!
АРОМАТИЧНОСТЬ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ СВОЙСТВ ЗАМКНУТЫХ СОПРЯЖЁННЫХ СИСТЕМ, ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ В ИХ УСТОЙЧИВОСТИ К РЕАКЦИЯМ ______________________ И ________________________ .
19.
ДЛЯ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ ХАРАКТЕРНЫ РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ ПО МЕХАНИЗМУ _______________________ ____________________ .
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ!
20. КВАНТОВО-МЕХАНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АРОМАТИЧНОСТИ:
1. наличие плоского цикла
2. наличие длинной открытой цепи сопряжения
3. наличие замкнутой сопряжённой системы
4. в молекуле должно быть (4n+2) атома, где n – целое число
5. в сопряжённой системе должно быть (4n+2) электрона, где n –целое число
6. в сопряжённой системе должно быть (4n+2) электрона, где n – количество циклов
21.
АРОМАТИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ:
22. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
РЕАКЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ БЕНЗОЛА:
1. электрофильное присоединение 3. радикальное замещение
2. электрофильное замещение 4. окисление
. УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ!
23. реакция реагент
а) конц. HNO3+ H2SO4 г) HCl
б) разб. HNO3 д) Cl2 + FeCl3
в) HNO2 е) Cl2 + H2O
24.
СХЕМА МЕХАНИЗМА РЕАКЦИЙ SE:
25.
СХЕМА МЕХАНИЗМА РЕАКЦИЙ SE:
НАЗВАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ЧАСТИЦЫ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА
а) σ-комплекс в) ароматическая структура
б) π-комплекс г) неароматическая структура
26.
МЕХАНИЗМ РЕАКЦИИ НИТРОВАНИЯ БЕНЗОЛА:
27.
РЕАКЦИЯ СУЛЬФИРОВАНИЯ БЕНЗОЛА ОЛЕУМОМ:
промежуточная частица её структура
1. π-комплекс
2. σ-комплекс
28.
МЕХАНИЗМ РЕАКЦИИ МЕТИЛИРОВАНИЯ БЕНЗОЛА:
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
29. КАТАЛИЗАТОРОМ РЕАКЦИИ НИТРОВАНИЯ БЕНЗОЛА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. конц. HNO3 3. AlCl3 5. облучение
2. конц. H2SO4 4. FeBr3
30.
КАТАЛИЗАТОРОМ РЕАКЦИИ ХЛОРИРОВАНИЯ БЕНЗОЛА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. конц. HNO3 3. AlCl3 5. облучение
2. конц. H2SO4 4. Ni
31.
КАТАЛИЗАТОРОМ РЕАКЦИИ АЛКИЛИРОВАНИЯ БЕНЗОЛА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. конц. HNO3 3. FeCl3 5. УФ-облучение
2. конц. H2SO4 4. Pt
32.
КАТАЛИЗАТОРОМ РЕАКЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ТОЛУОЛА ИЗ БЕНЗОЛА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. конц. HNO3 3. УФ-облучение 5. кислота Льюиса
2. конц. H2SO4 4. Pt
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ!
33. ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ПОДЧЕРКНУТЫХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
а) -I
б) +I
в) -I, +M
г) –I, -M
д) +I, +M
34.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ПОДЧЕРКНУТЫХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
а) -I
б) +I
в) -I, +M
г) –I, -M
д) +I, +M
35.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ПОДЧЕРКНУТЫХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
а) -I
б) +I
в) -I, +M
г) –I, -M
д) +I, +M
36.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ПОДЧЕРКНУТЫХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
а) -I в) –I, +M д) +I,+M
б) +I г) –I,-M
37.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ПОДЧЕРКНУТЫХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
а) -I
б) +I
в) -I, +M
г) –I, -M
д) +I, +M
38.
1. заместитель 1 рода a) CH3 в) SO3H д) NO2
2. заместитель 2 рода б) NH2 г) OH
39.
1. заместитель 1 рода a) Cl в) COOH д) OH
2. заместитель 2 рода б) NH2 г) C2H5
40.
1. заместитель 1 рода a) Br в) COOH д) OCH3
2. заместитель 2 рода б) NO2 г) CH2CH2CH3
41.
1. заместитель 1 рода a) б) NH2 г) SO3H
2. заместитель 2 рода в) NO2 д) CH3
42.
влияние в реакциях SE заместитель
1. активатор a) Cl в) COOH д) OH
2. дезактиватор б) NH2 г) C2H5
43.
влияние в реакциях SE заместитель
1. активатор a) CH3 в) SO3H д) NO2
2. дезактиватор б) NH2 г) OH
44.
влияние в реакциях SE заместитель
1. облегчает реакцию a) Br в) OCH3 д) COOH
2. затрудняет реакцию б) C2 H5 г) OH
45.
влияние в реакциях SE заместитель
1. облегчает реакцию a) Cl в) COOH д) OH
2. затрудняет реакцию б) NO2 г) C2H5
. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ!
(вставьте в квадраты номера нужных ответов)
46. ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ В РЕАКЦИЯХ SE:
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. бензойная кислота
2. фенол
3. бензол
47.
ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ В РЕАКЦИЯХ SE:
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. хлорбензол
2. анилин (аминобензол)
3. бензол
48.
ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ В РЕАКЦИЯХ SE:
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. нитробензол 3. бензол
2. толуол
49.
ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ В РЕАКЦИЯХ SE:
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. хлорбензол
2. фенол
3. бензол
50.
ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ В РЕАКЦИЯХ SE:
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. нитробензол
2. 1,3-динитробензол
3. бензол
51.
ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ В РЕАКЦИЯХ SE:
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. нитробензол
2. анилин (аминобензол)
3. м-динитробензол
52.
ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ В РЕАКЦИЯХ SE:
1 [ ] 2 [ ] 3 [ ] 1. нитробензол 3. бензол
2. этилбензол
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (ОТВЕТЫ)!
53.
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ МОНОБРОМИРОВАНИЯ АНИЛИНА:
1. o-броманилин 2. м-броманилин 3. п-броманилин 4. бромбензол
54.
ОСНОВНЫМ ПРОДУКТОМ РЕАКЦИИ БРОМИРОВАНИЯ НИТРОБЕНЗОЛА
ЯВЛЯЕТСЯ:
1. бромбензол 3. 1-бром-2-нитробензол
2. 1-бром-3-нитробензол 4. 1-бром-4-нитробензол
55.
КАТАЛИЗАТОРОМ РЕАКЦИИ НИТРОВАНИЯ ХЛОРБЕНЗОЛА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. конц. HNO3 3. AlCl3 5. облучение
2. конц. H2SO4 4. FeBr3
56.
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФЕНОЛА (ОКСИБЕНЗОЛА)
С ИЗБЫТКОМ БРОМНОЙ ВОДЫ ОБРАЗУЕТСЯ:
1. м-бромфенол 4. 1,3,5-трибромбензол
2. смесь о- и п-бромфенола 5. 3,5-дибромфенол
3. 2,4,6-трибромфенол
57.
ПРИ ОКИСЛЕНИИ ПРОПИЛБЕНЗОЛА ОБРАЗУЕТСЯ:
58.
ПРОДУКТОМ ОКИСЛЕНИЯ ЭТИЛБЕНЗОЛА ЯВЛЯЕТСЯ:
59.
СТРУКТУРНЫМИ ИЗОМЕРАМИ СОСТАВА C8H10 ЯВЛЯЮТСЯ:
1. о-диметилбензол 4. 1,2-диметилциклогексан
2. п-диметилбензол 5. 1,4-диметилциклогексан
3. этилбензол 6. этилциклогексан
60.
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БЕНЗОЛА С ХЛОРОМ ПРИ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОМ ОБЛУЧЕНИИ ОБРАЗУЕТСЯ:
1. хлорбензол 3. гексахлорциклогексан (гексахлоран)
2. хлорциклогексан 4. о-дихлорбензол
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ!
61. реакции анилина продукт реакции
a) м-броманилин
б) смесь о- и п-броманилина
в) 2,4,6-триброманилин
г) 1,3,5-триброманилин
д) 3,5-диброманилин
62. а) С2H5OH
б) С2H5Br + AlBr3
в) C2H6
г)
д) е)
63.
свет
1 a) о-хлортолуол
толуол + Cl2 б) м-хлортолуол
FeCl3 в) п-хлортолуол
2 г) бензилхлорид
д) хлорбензол
ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ СЛОВО!
64. В РЕАКЦИИ СУЛЬФИРОВАНИЯ НАФТАЛИНА ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ 160ОС ОБРАЗУЕТСЯ _____ .
65.
ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ РЕАКЦИИ НИТРОВАНИЯ НАФТАЛИНА - ______________________ .
66.
В РЕАКЦИИ СУЛЬФИРОВАНИЯ НАФТАЛИНА ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ 80ОС ОБРАЗУЕТСЯ _____ .
Занятие № 4
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГАЛОГЕНАЛКАНОВ,
СПИРТОВ И ФЕНОЛОВ
Мотивация цели.Функциональная группа спиртов и фенолов – гидроксильная группа – является фрагментом многих лекарственных соединений, а также таких биологически важных соединений, как оксикислоты, углеводы, белки. Поэтому важно изучить химические свойства спиртов и фенолов. Галогенпроизводные алканов являются исходными соединениями в синтезе спиртов, аминов и других соединений.
Цель самоподготовки. Необходимо усвоить реакционную способность спиртов и фенолов в реакциях нуклеофильного замещения, их кислотно-основные свойства, а также нуклеофильные свойства в реакциях ацилирования и алкилирования.
План изучения темы
1. Изомерия, номенклатура и химические свойства галогеналканов (Самостоятельная работа № 2).
2. Спирты – определение, классификация в зависимости от числа гидроксильных групп и от характера атома углерода, с которым связана гидроксильная группа.
3. Реакционные центры в молекулах спиртов.
4. Кислотные и основные свойства спиртов. Сравнение кислотных свойств одно- и многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
5. Реакции нуклеофильного замещения в спиртах.
Получение галогеналканов. Условия и механизм реакции.
Реакция межмолекулярной дегидратации (получение простых эфиров). Условия и механизм реакции. Роль концентрированной серной кислоты.
6. Реакции элиминирования. Внутримолекулярная дегидратация спиртов. Условия и механизм реакции. Правило Зайцева.
7. Нуклеофильные свойства спиртов. Реакции алкилирования и ацилирования.
8. Реакции окисления спиртов. Сравнение способности к окислению первичных, вторичных и третичных спиртов.
9. Реакции, используемые для идентификации этанола (окисление раствором K2Cr2O7 в кислой среде, йодоформная реакция).
10. Фенолы – определение. Многоатомные фенолы – пирокатехин, резорцин, гидрохинон.
11. Окислительно-восстановительная система гидрохинон-хинон. Хиноидные структуры в биологически активных соединениях (Самостоятельная работа № 3).
12. Сравнение кислотных и основных свойств спиртов и фенолов.
13. Сранение нуклеофильных свойств спиртов и фенолов. Условия реакций ацилирования и алкилирования фенолов.
14. Сравнение способности спиртов моно- и многоатомных фенолов к реакциям окисления
15. Реакции электрофильного замещения в феноле. Сравнение активности фенола и бензола в этих реакциях.
16. Реакции, используемые для идентификации фенола (бромирование, реакция с FeCl3).
Рекомендуемая литература
А - с. 154-162, 225-226, 245-246, 249, 221.
А* - с. 153-158, 167-169, 175-177, 218, 223.
А** - с. 160, 162-164, 165-167, 171-172, 175, 177, 182-183, 228,
231-232.
Б - тема 1.7, обучающая задача 3 (с. 86-88).
Вопросы для самоконтроля(задания, обозначенные*, обязательны для выполнения в письменном виде)
1. Укажите тип спирта (первичный, вторичный, третичный), назовите по заместительной номенклатуре:
Приведите схемы реакций окисления данных спиртов.
2. Сравните кислотные свойства следующих соединений:
- метанол, вода, фенол;
- этанол, этиленгликоль;
- метанол, вода, глицерин.
3*. Сравните способность этанола, фенола и пирокатехина к окислению. Приведите схемы соответствующих реакций.
4*. Приведите схемы реакций бутанола-2 с концентрированной серной кислотой в различных условиях (t=20o, t=140о, t=200o).
5. Приведите качественные реакции следующих соединений: этанол, глицерин, фенол. Укажите признак каждой реакции.
6*. Сравните нуклеофильные свойства этанола и фенола. Приведите схемы реакций их ацилирования.
7. Укажите, для каких спиртов характерна йодоформная реакция: метанол, этанол, пропанол-1, пропанол-2, бензиловый спирт.
План работы на предстоящем занятии
1. Определение исходного уровня знаний (тестовый контроль).
2. Разбор основных вопросов темы.
3. Выполнение лабораторной работы:
- Получение этилхлорида из этилового спирта;
- Дегидратация этилового спирта;
- Окисление этилового спирта бихроматом калия в кислой среде.
4. Оформление лабораторного журнала, контроль выполнения лабораторной работы.
Лабораторная работа