Г) осмотр зубов и составление зубной формулы
Показатели биологического возраста - прорезывание и смена зубов
Биологический возраст | пол | число постоянных зубов | ||
замедленное развитие | соответствующее возрасту | ускоренное развитие | ||
М Д | 1–5 1–6 | более 5 более 6 | ||
6,5 | М Д | 0–2 0–2 | 3–8 3–9 | более 8 более 9 |
М Д | менее 5 менее 6 | 5–10 6–11 | более 10 более 11 | |
7,5 | М Д | более 8 более 8 | 8–12 8–13 | более 12 более 13 |
II. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Физическое развитие оценивают на основании сопоставления индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты), отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100—150 чел.) одного возраста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклонений, регрессионного или центильного методов).
Определение точного возраста ребенка
Оценивать индивидуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе. Возраст определяется путем сопоставления даты рождения с датой обследования.
Возрастная группировка, применяемая в антропологических исследованиях, предусматривает определение возраста ребенка с точностью до дней. Для этого необходимо из даты обследования вычесть дату рождения ребенка.
Пример. Девочка родилась 26 декабря 1978 г., а медицинский осмотр проведен 3 января 1986 г. Определите возраст ребенка на день осмотра.
Дата осмотра 3 день 1 мес. 1986 г.
Дата рождения 26 день 12 мес. 1978 г.
7 дней Менее месяца Полные 7 лет
При вычитании следует пользоваться общеизвестными математическими закономерностями. Точный возраст ребенка составил 7 лет и 7 дней.
Существенно облегчает задачу определения точного возраста табл. 3.
При использовании этой таблицы следует из года, когда проводится обследование, вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или прибавить (в зависимости от знака) число месяцев, указанное на пересечении горизонтального (месяц рождения) и вертикального (месяц обследования) столбцов.
Таблица 3
Определение возраста ребенка на момент обследования
Месяц | Месяц обследования | |||||||||||
рождения | ||||||||||||
+1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 | +11 | ||
-1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 | ||
-2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | ||
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | ||
-4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | ||
-5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | ||
-6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | ||
-7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | ||
-8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | ||
-9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | ||
-10 | -9 | -8 | -7 | -6 | _5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | ||
-11 | -10 | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 |
Пример. Ребенок родился 07.10.1979, обследован 10.09.1989. Вычитая год рождения ребенка из года его обследования, получают возраст 10 лет. На пересечении горизонтального (10 месяц) и вертикального (9 месяцев) столбцов табл. находим цифру «-1». Значит, до 10 лет недостает 1 мес. Следовательно, возраст ребенка в момент обследования составил 9 лет 11 мес.
Детей разных возрастов группируют по-разному. Для разработки и правильного использования стандартов и других оценочных таблиц необходимо соблюдать правила возрастной группировки.
Детей первого года жизни объединяют в группу с интервалом в 1 мес. Так, к возрастной группе детей 1 месяца относят детей в возрасте - от 16 дней до 1 месяца 15 дней; возрастом 2 месяца считают — от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней; 3 месяца - от 2 месяцев 16 дней до 3 месяцев 15 дней и т. д.
После первого года и до трех лет (36 месяцев):
к 1.5 годам (18 месяцев) относятся дети в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев 29 дней;
к 2.0 годам (24 месяца) относятся дети в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет 2 месяца 29 дней;
к 2.5 годам (20 месяцев) относятся дети в возрасте от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 8 месяцев 29 дней;
к 3.0 годам (36 месяцам) относятся дети в возраст от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней.
После 3 лет (до 18 лет) группируют с интервалом в полгода, а затем в 1 год:
3 года — от 2 лет 10 мес 16 дней до 3 лет 2 мес 29 дней;
3 года 6 мес — от 3 лет 3 мес до 3 лет 8 мес 29 дней;
4 года — от 3 лет 9 мес до 4 лет 2 мес 29 дней;
4 года 6 мес — от 4 лет 3 мес до 4 лет 8 мес 29 дней;
5 лет - от 4 лет 9 мес до 5 лет 2 мес 29 дней;
5 лет 6 мес - от 5 лет 3 мес до 5 лет 8 мес 29 дней
6 лет - от 5 лет 9 мес до 6 лет 2 мес 29 дней;
6 лет 6 мес - от 6 лет 3 мес до 6 лет 8 мес 29 дней;
7 лет — от 6 лет 9 мес до 7 лет 5 мес 29
8 лет — от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней;
9 лет — от 8 лет 6 мес до 9 лет 5 мес 29 дней;
10 лет-от 9 лет 6 мес до 10 лет 5 мес 29 дней;
11 лет — от 10 лет 6 мес до 11 лет 5 мес 29 дней;
12 лет — от 11 лет 6 мес до 12 лет 5 мес 29 дней;
13 лет — от 12 лет 6 мес до 13 лет 5 мес 29 дней;
14 лет — от 13 лет 6 мес до 14 лет 5 мес 29 дней;
15 лет — от 14 лет 6 мес до 15 лет 5 мес 29 дней;
16 лет — от 15 лет 6 мес до 16 лет 5 мес 29 дней;
17 лет — от 16 лет 6 мес до 17 лет 5 мес 29 дней;
18 лет — от 17 лет 6 мес до 18 лет 5 мес 29 дней
Для оценки физического развития применяют следующие методы:
1) метод индексов;
2) метод "сигмальных отклонений".
3) регрессионный метод (по шкалам регрессии).
4) центильный метод.
5) метод комплексной оценки физического развития (по уровню и соответствию биологического и морфофункционального развития).
ЗАДАНИЕ № 4
Решение ситуационных задач по оценке физического развития и определению уровня биологического развития
1. Метод индексов
История развития методов оценки физического развития началась с метода индексов, широкое распространение которого объяснялось простотой вычисления, легкостью применения.
Существенным недостатком этого метода является исходное предположение о том, что форма и размеры тела у всех людей изменяются пропорционально. Современные антропологические исследования показывают, что при изменении одного из размеров человеческого тела не существует пропорционального изменения других.
Поэтому в настоящее время индексы практически не применяются для оценки физического развития детей и подростков.
Наиболее научно обоснованным, оправдавшим себя на практике и простым в измерении является индекс массы тела (ИМТ).
Определение ИМТ, для которого необходимы простейшие антропометрические данные и не требуются росто-весовые таблицы, имеет большое практическое значение. Этот индекс в сравнении с другими (Брока, Шелдона и т.п.) в наибольшей мере коррелирует с показателями здоровья и принят в большинстве зарубежных стран.
ИМТ рассчитывается по общепринятой формуле:
ИМТ (кг/м2) = МТ (кг) / Рост2 (м2)
Критерием оптимальности физического развития являются значения индекса в пределах 20-25 кг/м2.
На его основании разработаны оценочные таблицы, позволяющие определять оптимальную, избыточную и недостаточную массы тела.
Таблицы дифференцированы для различных возрастных групп и составляют следующие показатели для:
6-8 летних детей обоего пола 16 кг/м2
9-10 летних детей обоего пола 17 кг/м2
11 летних детей обоего пола 18 кг/м2
12 летних детей обоего пола 19 кг/м2
13-16-летних мальчиков 20 кг/м2
17- летних мальчиков 21 кг/м2
13-14 летних девочек 20 кг/м2
15-17-летних девочек 21 кг/м2
Верхняя граница нормы, т.е. величина, начиная от которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-8 летних детей начинается с 18 кг на м2 (16 + 2), для 9-10-летних - с 19 кг/м2.
В зависимости от соотношения массы и длины тела выделяются следующие 4 группы детей:
1. с оптимальной массой тела
2. с избыточной массой тела
3. с пониженной массой тела
4. с дефицитом массы тела
Кроме показателя ИМТ, для оценки физического развития можно использовать следующие формулы:
1. Весо – ростовой показатель (по Броку)
Рост (см) - 100, а лучше 105 = вес (кг)
2. Показатель Бонгарда
Рост (см)*окружность грудной клетки (см)/240
3. Формула идеального веса
50+0,75*(Т-150)+(А-20)/4, где Т – рост в см, А – возраст в годах
4. Показатель упитанности
Вес (гр)/рост стоя (см)
Для мужчин 300
Для женщин 500
5. Показатель крепости телосложения
Рост стоя (см) - окружность грудной клетки (см)+вес (кг)
10 – крепкое
20-25 – хорошее
25-30 – среднее
30-35 – слабое
6. Показатель развития грудной клетки
Окружность грудной клетки (см) - 0,5 роста стоя (см)
Норма для мужчин 7-9
Норма для женщин 4-5
7. Показатель ЖЕЛ
Объем ЖЕЛ (куб. см)/вес(кг)
Норма для мужчин 60-70
Норма для женщин 50-55
8. Показатель ручной динамометрии
Показатель ручного динамометра (см)*100/вес (кг)
Норма для мужчин 60-70
Норма для женщин 50-55
9. Показатель становой динамометрии
Показатель становой динамометрии (кг)/вес (кг)
Норма для мужчин 3
Норма для женщин 2
10. Показатель пропорционального телосложения
11. Рост стоя (см) – рост сидя (см))*100/рост сидя (см)
Норма для мужчин и женщин 87-92