Формы жизни: неклеточные и клеточные

Живые организмы, существующие на Земле, в большинстве имеют клеточное строение. Однако встречаются и другие, неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги.

Неклеточные формы жизни.В 1892 г. Русский ученый Д. И. Ивановский обнаружил вирус табачной мозаики, а в 1917 г. Француз Ф. Д.’Эрель обнаружил бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле. Они занимают пограничное положение между неживой и живой природой и обладают инфекционными свойствами. Вирусы могут проявлять свойства живых организмов только попав в клетки про- и эукариот, и поскольку могут размножаться только в живой клетке хозяина, являются внутриклеточными паразитами.

Вирусы значительно меньше прокариот (20-300 нм) и различимы только в электронный микроскоп. У них отсутствует клеточное строение, обмен веществ и энергии. Вирусные частицы содержат только один вид нуклеиновых кислот – РНК (одна или две цепочки) или ДНК (одно- или двуцепочечная линейная). Вирусы не способны самостоятельно синтезировать белки, поскольку у них рибосом, и не растут. Способ размножения вирусов значительно отличается от размножения других организмов.

Известно более 3 000 вирусов, поражающих клетки тканей растений, животных и человека. В природе они распространены повсеместно.

Клеточные формы жизни.Клеточные формы жизни представлены прокариотами (царства Бактерии и Цианеи) и эукариотами (царства Протисты, Растения, Грибы и животные) (табл. 2).

Прокариоты (доядерные организмы) имеют размеры от 1 до 5 мкм, наиболее простой тип строения клетки:

- нет оформленного ядра;

- одна кольцевая молекула ДНК;

- слабо развита система внутренних мембран, отсутствуют органоиды мембранного строения (эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, центриоли);

- есть рибосомы;

- функции мембранных органоидов выполняют мезосомы.

- деление клеток осуществляется путем перетяжки, без образования веретена деления;

- клеточная стенка состоит из гликопротеида – муреина.

Прокариоты представлены бактериями и цианеями. Это наиболее древняя группа представителей органического мира: возраст пород, в которых обнаружены их споры, составляет 3,5 млрд. лет.

Эукариоты – это группа одноклеточных (протисты) и многоклеточных организмов, клетки которых, несмотря на многообразие форм и выполняемых функций имеют единый план строения: ядро, отграниченное от цитоплазмы ядерной мембраной: хорошо развитая сеть внутриклеточных мембран ( в наличии все органоиды мембранного строения); деление клеток митоз, мейоз, амитоз; у растений и грибов есть клеточная стенка. Размеры от 13 мкм до 10-20 см и более. Многоклеточные эукариоты включают три группы организмов: растения, грибы, животные (таблица 2).

Протисты – одноклеточные, колониальные или многоклеточные организмы, обладающие всеми признаками эукариот. По типу питания протисты могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Автотрофные протисты называются водорослями: это одноклеточные или многоклеточные организмы, в клетках которых содержатся хроматофоры (хлоропласты); многоклеточные могут иметь форму: нитей, ветвящихся жгутов, лент, надрезанных пластин; однако тело не имеет органов и тканей. Гетеротрофные протисты называются простейшими.

Грибы – исключительно гетеротрофы, поглощающие питательные вещества всей поверхностью тела. Тело образовано тонкими, нитевидными, бесцветными гифами, заполненными цитоплазмой. У одних грибов гифы разделены перегородками на клетки, а у других – не разделены. В цитоплазме расположены одно или несколько ядер и органоиды, среди которых отсутствуют пластиды. Грибы – неподвижные организмы.

Растения – многоклеточные автотрофные организмы, у которых тело дифференцировано на корень, стебель и лист. Органы образованы разнообразными тканями. Ведут неподвижный образ жизни.

Животные - многоклеточные организмы, для которых характерно объединение разнообразных органов в системы. Все животные – гетеротрофы с голозойным типом питания (они заглатывают пищу с помощью мускулистой глотки). У многих животных развились различные приспособления для захвата и удержания пищи. Для животных характерно активное передвижение с помощью ног, крыльев, ласт, плавников. У многих животных хорошо развиты органы чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса), позволяющие им воспринимать информацию из внешней среды и соответственно реагировать на неё.

Таблица 2.