Радиационной, химической и биологической защиты

Техническое обслуживание представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых с целью поддержания работоспособности или исправности В и С РХБЗ, при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Благодаря этому обеспечивается постоянная готовность к выполнению стоящих перед подразделениями задач.

В принятой системе технического обслуживания различают следующие виды технического обслуживания: контрольный осмотр (КО), ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); сезонное обслуживание (СО); техническое обслуживание № 1 (ТО-1, при хранении ТО-1х); техническое обслуживание № 2 (ТО-2, при хранении ТО-2х); техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х с ПКП); регламентированное техническое обслуживание (РТО).

В зависимости от вида технического обслуживания изменяется его содержание и периодичность. С увеличением порядкового номера вида технического обслуживания увеличивается объем и трудоемкость работ, подлежащих выполнению.

Контрольный осмотр проводится перед подготовкой к выполнению боевой задачи (выходом из парка специальных машин), в пути (на остановках, привалах), во время работы и после выполнения задачи (перед ЕТО). При контрольном осмотре проверяется внешний вид, комплектность, крепление оборудования, наличие ГСМ, осуществляется проверка работоспособности и устранение выявленных неисправностей.

Как следует из требования Общевоинских уставов, контрольный осмотр лежит в основе деятельности командира по поддержанию вооружения и военной техники в боеготовном состоянии. Порядку его проведения командир должен научить своих подчиненных и требовать обязательного выполнения в любых условиях деятельности.

Ежедневное техническое обслуживание проводится в целях проверки технического состояния и подготовки изделий к дальнейшему использованию. ЕТО проводится при подготовке к маршу (бою), после выполнения боевых задач, в процессе выполнения задачи (в перерывах между боями), после суточного перехода на марше или после выполнения других задач.

К основным операциям ЕТО относятся: дозаправка горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами; доукомплектование (пополнение боекомплекта); чистка, мойка отдельных сборочных единиц; проверка технического состояния и комплектности; крепежные, регулировочные, смазочные и другие операции, объем которых определен для каждого образца эксплуатационной документацией.

ЕТО проводится личным составом (экипажем, расчетом), за которым закреплено изделие В и С РХБЗ. При необходимости для его проведения могут привлекаться силы и средства подразделений технического обслуживания и ремонта (диагностики, регламентно-настроечных и поверочных работ).

Технические обслуживания № 1 и № 2 являются плановыми и называются номерными. Целями номерных видов ТО являются поддержание изделий в исправном состоянии, обеспечение надежного их использования, снижение интенсивности их износа и предупреждение вероятных отказов. Они проводятся после определенной наработки часов (моточасов), километров пробега средства подвижности в соответствии с требованиями руководящих документов, кроме того, при подготовке вооружения и военной техники к использованию, перед выполнением боевых задач, при смене сезона эксплуатации и перед постановкой на хранение. При подготовке к продолжительному транспортированию номерные виды ТО могут проводиться независимо от предыдущей наработки.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) и техническое обслуживание № 1 при хранении (ТО-1х) предназначены для поддержания В и С РХБЗ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного ТО. Техническое обслуживание № 1 включает все операции ЕТО и, кроме того, контрольно-диагностические, настроечно-регулировочные, смазочные и другие операции, которые, в основном, выполняются без разборки агрегатов.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) и техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х) предназначены для поддержания В и С РХБЗ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного ТО. Техническое обслуживание № 2 включает все операции ТО-1 и, кроме того, установленные эксплуатационной документацией дополнительные операции, для выполнения которых требуется разборка отдельных агрегатов, механизмов, узлов, аппаратуры с заменой сборочных единиц, отработавших и отслуживших установленный для них ресурс и не соответствующих параметрам, указанным в эксплуатационной документации.

Техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х с ПКП) предназначено для поддержания В и С РХБЗ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного номерного технического обслуживания.

Сезонное обслуживание (СО) предназначено для подготовки В и С РХБЗ к зимнему или летнему периоду эксплуатации. Проводится при использовании и кратковременном хранении два раза в год при подготовке машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации. При СО, независимо от наработки В и С РХБЗ, выполняются работы очередного номерного вида ТО, в объеме, определенном для каждого образца его эксплуатационной документацией, и ряд дополнительных работ, обусловленных физико-географическими и климатическими условиями. К основным операциям СО относятся: выполнение смазочных работ; промывка систем охлаждения и питания; проверка специального оборудования; приведение электролита аккумуляторных батарей в норму в соответствии с сезоном эксплуатации; проверка систем зажигания, отопления, подогрева двигателя; смазка и перемотка троса лебедки.

В целях подготовки личного состава к эксплуатации В и С РХБЗ в зимнем и летнем периодах проводятся специальные занятия (сборы), по окончании которых от личного состава принимаются зачеты.

Регламентированное техническое обслуживание (РТО) предназначено для обеспечения работоспособности (исправности) В и С РХБЗ с ограниченной наработкой.

Наши рекомендации