Определение концентрации и массы КОН или NaОН в растворе
Рабочий раствор – Н2SO4 с С(½Н2SO4) = … моль/л
Индикатор – метиловый оранжевый (зона перехода 3,1-4,4).
Уравнение реакции:
Н2SO4 + 2КОН 2Н2О + К2SO4
Методика титрования: полученный в мерной колбе раствор разбавляют дистиллированной водой до метки и тщательно перемешивают. 10 мл исследуемого раствора КОН (NaОН), отмеренного пипеткой, титруют рабочим раствором в присутствии 1 капли индикатора метилового оранжевого до появления оранжево-розового окрашивания.
Результаты титрования: (с точностью до сотых долей мл)
V1 =
V2 =
V3 =
____________________
Vcр. = ………… (мл)
Расчет:
а) С(КОН) =
б) m(КОН) = С(КОН) · М(КОН) · V1(КОН) · 1000 = … мг,
где М(КОН) = f экв.(КОН) · М(КОН);
V1(КОН) = 0,1 л – объем задачи
Примечание: С(КОН); m(КОН) рассчитывают с точностью до четырех значащих цифр, затем округляют до трех.
После титрования студенты делают расчет С и m. Результат проверяют у преподавателя, работу оформляют и сдают на проверку. Приводят в порядок рабочее место и сдают дежурному студенту.
Задачи для самостоятельного решения:
1. Вычислить молярную концентрацию эквивалента раствора NaОН, если на титрование 5 мл его израсходован раствор соляной кислоты объемом 4,76 мл с молярной концентрацией эквивалента 0,106 моль/л.
2. На титрование раствора, содержащего 0,4980 г тетрабората натрия, израсходовано 25,2 мл соляной кислоты. Вычислить молярную концентрацию эквивалента соляной кислоты.
3. На титрование 5 мл уксусной кислоты израсходовано 4,12 мл раствора NaОН с молярной концентрацией эквивалента 0,102 моль/л. Вычислить рН раствора кислоты.
4. Навеска КОН массой 1,2046 г растворена в мерной колбе на 250 мл. На титрование 20 мл полученного раствора пошло 14,82 мл раствора соляной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 0,105 моль/л. Определить массовую долю КОН в исходном образце.
5. Смешали равные объемы раствора NaОН с молярной концентрацией эквивалента 0,004 моль/л и раствора HCI с молярной концентрацией эквивалента 0,002 моль/л. Определить значение рН полученного раствора.
Занятие 12. Растворы слабых электролитов.
Вода как слабый электролит. рН и Рон.
Актуальность темы
Вода является самым распространённым веществом на Земле. Живые организмы вышли на сушу из воды, сохранив в своём составе воду. Вода является веществом с малой степенью ионизации, т.е.является слабым электролитом, подчиняясь их законам. В частности, к процессу диссоциации воды применим закон действующих масс, на основании которого можно вывести Кд воды, а также рН и рОН. С помощью данных величин оценивают кислотность и щёлочность растворов, в том числе и биологических. Кислотность, выраженная величиной рН, является характеристикой многих процессов жизнедеятельности. От её величины зависит поведение клеток, их биологическая активность. Кровь, слюна, желудочный сок и другие биологические среды имеют определённую кислотность и отклонение от нормы может быть причиной тяжёлых заболеваний.
Цель занятия
Сформировать системные знания о свойствах и закономерностях слабых электролитов, ионном произведении воды, рН и биологической значимости данного показателя для биологии и медицины.
Содержание занятия.
1. Теоретическая часть
2. Решение задач по теме занятия
Вопросы для подготовки и обсуждении на занятии
1. Слабые электролиты. Константа ионизации слабого электролита. Закон разведения Оствальда.
2. Вода как слабый электролит. Константа диссоциации воды. Водородный показатель рН.