Тема. Средства обучения биологии

Умения, которые необходимо сформировать. Систематизация средств обучения, использования и разработка средств наглядности по биологии.

I. Краткое пояснение

Совершенствование учебно-воспитательной работы по биологии в школе, повышение эффективности обучения невозможно без учебного оборудования и средств обучения. Количество этого оборудования определяется «Типовым перечнем учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательной школы».

Знания по биологии, которые учащиеся получат в школе, должны формироваться на основе непосредственного чувственного восприятия природных объектов во всех формах учебно-воспитательной работы.

При изучении различных разделов биологии средства наглядности облегчают восприятие учебного и способствуют закреплению изученного материала. Специфичность разделов школьного курса биологии требует дифференцированного подхода к выбору и методики использования средств наглядности в учебном процессе.

Все средства наглядности по биологии можно разделить на две большие группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным относятся живые объекты (растения и животные, взятые непосредственно из природы или заблаговременно выращенные в уголке живой природы: комнатные растения и животные аквариума), неодушевленные объекты (гербарный материал, коллекции растений и животных, влажные (мокрые) и сухие препараты, мікропрепарати, чучела, скелеты).

К изобразительным относятся объемные и плоскостные средства наглядности, модели, муляжи, таблицы, карты, портреты, диаграммы, дидактические материалы, схемы, фотоснимки, аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, материалы для епіпроекції, транспаранты, диафильмы, кинофрагменты, кинофильмы и т.д.). Среди них различают статические и динамические, каждый из них имеет свои особенности (см. разд. II).'

II. Задания для самостоятельной работы

А. Изучите соответствующую литературу и сделайте описание биологического кабинета по такому плану:

1. Каким требованиям должен отвечать биологический кабинет?

2. Опишите мебель класса-лаборатории, их размеры. Какие столы и сиденья желательно иметь для учеников? Каким должен быть стол для учителя? Почему столы закрепляются неподвижно? Сделайте краткие записи.

3. Как подается вода к столам? Какое значение имеет водоотвод в кабинете биологии?

4. Как подведен электрический ток к столам, комнатной теплицы и других объектов?

5. Опишите эстраду или городов. Для чего он нужен в кабинете биологии?

6. Какие размеры классной доски. Опишите ее оптимальный вариант.

7. Как вывешиваются таблицы? Есть устройства для использования средств наглядности?

8. Как расположена проекционная аппаратура; экран? Где и как устанавливается епідіаскоп? Чем обеспечивается затемнение окон?

9. Как устроены стенные шкафы? Что в них должно находиться?

10. Есть в кабинете комнатная теплица? Опишите, с какой целью она используется.

11. Опишите препараторскую комнату. Как хранятся в ней все средства наглядности? Является ли для хранения таблиц специальные шкафы или стеллажи? Как хранятся микроскопы, чучела, влажные (мокрые) препараты, гербарии и разную посуду? Где находится литература? Как поддерживаются чистота и общий порядок в кабинете?

12. Определите три зоны размещения проекционной аппаратуры в кабинете биологии: а) задняя стена - кинопроектор; б) посередине кабинета - диапроектор; в) в зоне рабочего стола учителя - графопроектор. Все соответствует тому кабинета биологии в школе, где вы проходили ознакомительную и непрерывную практику?

13. Ознакомьтесь с документацией и планами кабинета. Выясните, что такое УМК (учебно-методический комплекс).

14. Ознакомьтесь с содержанием рабочих тетрадей.

Рабочие тетради - набор заданий для организации самостоятельной работы школьников, который составлен в соответствии с действующей школьной программой. Он охватывает соответствующий школьный курс или его раздел.

Рабочие тетради использовались еще в школах дореволюционной России. В настоящее время рекомендуется вести тетради с фенологических наблюдений, а также наблюдений во внеурочное время и с лабораторных работ. Кроме тетрадей, должны быть папки с заданием для самостоятельной работы по программе к каждому разделу курса биологии.

В кабинете также должны быть сосредоточены задачи для оптовых занятий.

Учебно-методический комплекс включает перспективные планы, в которых указываются формы и методы проверки и контроля знаний, а также перечень средств наглядности, материалы текущей информации, каталог на литературу, таблицы, схемы, модели и т. п. с соответствующим шифром. НМК также включают каталог фильмов и диафильмов, слайдов и аннотаций на них. Для каждого средства наглядности определяется свой шифр. Например, 1 - номер средства наглядности, 5 - полки или шкафы, гербарий - 1/5, чучела - 2/4, скелеты - 3/2, влажные препараты - 4/6, коллекции - 5/4, модели, муляжи - 6/7, аппликации - 7/9 т.д.

УМК содержит также всю необходимую литературу: учебники, хрестоматии, книги для чтения, справочники, словари; учебные пособия для учащихся, книги для внеклассного чтения, определители растений и животных; книги для учителя; программы, школьные учебники, методики, методические пособия. Выясните, какие из них помечен грифом «Библиотека учителя».

Напишите в тетради названия научных и научно-популярных изданий, необходимых учителю для работы. Какая литература есть в вашей методической библиотеке.

Б. Пользуясь материалами раздела II и краткими пояснениями представленной инструкции, подготовьте ответы на следующие вопросы:

На какие группы можно разделить средства наглядности? Что относится к изобразительных средств наглядности? Чем муляж отличается от модели?

В. Ознакомьтесь со средствами наглядности, которые есть в кабинете, распределите их на группы согласно классификации. Запишите в тетрадь примеры. Г. Подберите одно из натуральных средств наглядности, определите раздел программы, где его можно использовать, тему урока. Продумайте возможные варианты его использования на уроках (индивидуальное задание).

Д. Подберите один из изобразительных средств наглядности, определите раздел программы 'тему урока, где его можно использовать; продумайте возможные варианты его использования на уроках (задание индивидуальное).

III. Внеаудиторная работа

1. Виготуйте одно средство наглядности к любому урока раздела программы «Растения...» или «Животные», продумайте методику его применения.

2. Изучите краткое пояснение к занятию 6.

IV. Литература: 3, 49, 55.

ЗАНЯТИЕ №5

Наши рекомендации