Тайна жизни (The Secret of Life)
Я уже не молод, но каждой осенью, исполненный надежды, ищу ее вновь. Не успеют листья пожелтеть и опасть, а птицы улететь, как я надеваю свою шляпу и старую куртку и, невзирая на возражения жены, которая беспокоится, что могу простудиться, отправляюсь на поиски. Я осторожно спускаюсь по лестнице и уже не прыгаю, как бывало, а перелезаю через каменную ограду. Затем пересекаю запущенное поле, забитое пожухлыми стеблями с полыми семенными коробочками.
Когда я наконец добираюсь до леса, я весь усеян репейниками, приставшими к куртке, впившимися в носки и зацепившимися хитроумными крючками за шнурки ботинок. Пусть, милые, прокатятся за мой счет - не мне спорить с такой изобретательностью. Похоже, что природа или какая-то ее часть в виде этих семян претендует на территорию более обширную, чем данное поле, и задумала попутешествовать со мной.
Впереди еще одна ограда. Мы с репейниками взбираемся на нее и садимся отдохнуть, пока я соображаю, как лучше всего приступить к поискам тайны жизни. Репейники хранят глубокое молчание, а некоторые из них, оторвавшись, проскальзывают в щели между камнями. Мохнатая гусеница ползет по выступу, спеша навстречу удивительному превращению, о котором знает так же мало, как и я.
Нельзя сказать, чтобы начало было многообещающим. Сама жизнь не знает тайны, и найдутся люди, которые сочтут неразумной попытку проникнуть в ее суть среди забытой прошлогодней шелухи. Они скажут, что наиболее подходящее для этого время - весна, когда можно понаблюдать ондатру или подслушать негромкий стрекот сверчков под камнями. За последние годы, однако, я стал подозревать, что - не менее, чем в самом семени, - тайна кроется в прихотливо выточенной семенной коробочке, из которой жизнь вытекла.
Осенью не сбивают с толку проявления жизнедеятельности и зеленые листья. Подспудная механика жизни - все эти крючки, иглы, стебли, проволочки, присоски, тонкие трубки и переливчатого цвета пузыри - открыта для обозрения, точно на гигантском анатомическом столе. Это - первооснова. Пусть вас не смущает, что жизнь покинула ее, она вернется. А пока у вас беспрецедентная возможность изучить ее формы во всей их строгой угловатой красоте, не осложненной буйством соков и листьев. С приближением старости, когда необходимо будет беречь свои силы, я собираюсь сосредоточить все свое внимание на этом времени года. Осенью вы найдете меня в буром море выцветших стеблей, погруженным в раздумье или пытающимся разгадать загадку зубцов на высохшей ножке мертвого кузнечика. Где-то в этих отброшенных деталях может крыться ключ к тайне. Если я его не найду, то не потому, что приложил недостаточно усилий или испугался снисходительных улыбок людей, глядящих на меня из высоких окон. Я теперь совершенно убежден, что жизнь совсем не то, за что ее обычно принимают, и что природа, по мудрым словам одного шотландского теолога, «не столь естественна, как кажется».
Предположение, что мышь может самопроизвольно зародиться в куче старого белья, - настолько очаровательная игра воображения, что легко понять, почему люди так долго не хотели с ним расставаться. В сумбурной и непонятной Вселенной можно было допустить такую случайность, не вникая в подробности перевоплощения пряжек в кости и пуговиц в глаза. Жизнь воспринималась как сплошная фантастика, и никто особенно не удивлялся, когда она вдруг начинала возиться, пяля глаза-пуговки, под грязным бельем в боковушке.
Только с появлением современной биологии и открытием того, что след жизни уводит назад, к бесконечно малым формам в первичных болотах, человек стал серьезно изучать клетку, разбирая ее по частям. Как-то раз Дарвин имел неосторожность сказать, что считает возможным возникновение жизни из неорганического вещества в каком-нибудь «небольшом теплом пруду»; с тех пор биологи по сей день переливают, анализируют, крошат и перетирают неподатливую протоплазму в бесплодной попытке создать жизнь из неодушевленной материи. Поначалу казалось аксиоматической истиной, что если проследить развитие жизни к ее истокам, то будет наконец достигнут тот заветный рубеж, где при соответствующих химерических условиях живая природа переходит в неживую. Жизнь рассматривалась как явление чисто материальное: где-то и когда-то, каким-то непонятным образом, долгое развитие, ведущее к говорящему существу, имело свое начало в таинственной химии углерода.
Сто лет назад люди говорили оптимистически о раскрытии тайны - или по крайней мере думали, что следующее поколение ученых непременно ее раскроет. Время от времени делались заявления, что возникновение жизни из материи наблюдено в лабораторных условиях, но каждый раз оказывалось, что наблюдатель заблуждался. Стало очевидным, что тайна жизни не поддается простым экспериментам, что в современных условиях жизнь возникает только на основе уже существующей жизни. И все же, чтобы наука не была посрамлена неким дуализмом, отличающим дух от материи и признающим полный и непреодолимый разрыв между жизнью и миром неорганической материи, надо было хоть как-то объяснить возникновение жизни. Шли годы, а тайна, несмотря на все более сильные микроскопы и все более совершенные методы анализа, оставалась скрытой в живой протоплазме. Мало того, тайна усугубилась, ибо, как показала вся эта напряженная исследовательская деятельность, даже якобы простейшая амеба является сложнейшей саморегулирующейся химической системой. Убеждение, что это просто сгусток белкового вещества, и стоит только разобраться в его химическом составе, как мы сразу сможем воспроизвести жизненный процесс, на поверку оказалось, в лучшем случае, чудовищным упрощением.
После того, как все попытки найти объяснение свелись к нулю, наука оказалась в весьма неловком положении: ей пришлось постулировать теории происхождения жизни, которые она была не в состоянии доказать. Критикуя теологов за их использование мифов и чудес, наука вынуждена была создавать свою собственную мифологию, а именно: исходить из предпосылки, что то, что никакими экспериментальными данными сегодня не подтверждается, все же имело место в далеком прошлом.
Может быть, «мифология» - это слишком сильно сказано. Однако в учебниках элементарной зоологии нередко наблюдается тенденция проводить неискушенного читателя от дымящегося прудка или благодатной реторты первобытного океана прямо к низшим формам жизни с легкостью необыкновенной, как будто никакой тайны тут нет, а если и есть, то очень небольшая.
Известный английский биолог Вудгер подверг этот подход резкой критике, заметив несколько лет назад: «В наши дни нестойкие химические соединения и хлоропласты не сохраняются в природе и не возникают в ней самопроизвольно. Следовательно, остается только постулировать, что было время, когда условия этому благоприятствовали, хотя все то, что мы знаем о природе, не дает нам никаких оснований для такого предположения... Утверждать, что то, во что хочется верить, действительно было, - чистейшей воды догматизм».
И все же, если только не прибегать к сверхъестественным объяснениям или не возвращаться к дуализму, сомнительному с научной точки зрения, мы неизбежно придем к двум единственно возможным объяснениям жизни на Земле. Первое из них, хотя оно окончательно и не опровергнуто, ныне определенно не в моде, ибо вызывает сейчас еще больше возражений, чем когда было впервые высказано. Я имею в виду, конечно, предположение лорда Кельвина и Сванте Аррениуса, что жизнь возникла не на этой планете, а приплыла сюда из глубин космического пространства. Утверждалось, что микроскопические споры обладают большой сопротивляемостью крайне низким температурам и могли быть занесены в нашу атмосферу вместе с метеоритной пылью либо пересекли земную орбиту под напором световых волн. Согласно этому взгляду, семя, «брошенное» в почву, благоприятную для его развития, стало произрастать, приспособляться и эволюционировать, пока не появились высшие организмы.
Теория эта подкупает тем, что как будто устраняет мучительную дилемму, однако у нее есть существенный недостаток: она ровным счетом ничего не объясняет, пусть трижды верна. Она не проливает свет на природу жизни, а только переносит неудобную проблему истоков в безвоздушное пространство или в недоступные нам миры. Поскольку жизнь базируется на химических составах Земли, кажется более целесообразным исходить из предпосылки - пока нет неопровержимого доказательства обратного, - что жизнь все-таки возникла на этой планете. Широко принятая ныне точка зрения, что в теперешнем своем виде Вселенная ограничена во времени, а также новые данные о летальности неотфильтрованной солнечной радиации, накладываясь друг на друга, делают весьма маловероятным занесение к нам жизни из беспредельных глубин космоса. Поэтому приходится вновь обратиться к единственному оставшемуся варианту: что жизнь не сопредельна материи, а возникла из нее самой.
Если простейшие одноклеточные организмы, что буйствуют в придорожных канавах, все-таки не самые простые формы жизни, если, как нам теперь достоверно известно, они на самом деле высокоразвиты и прекрасно приспособлены, то где же нам найти существо настолько простое, что оно могло бы послужить образцом самого большого недостающего звена - переходной ступени между живой и неживой материей? Именно эта проблема и заставляет меня блуждать бесплодно по пастбищам и зарослям сорняка, хотя я понимаю, что этот естествоиспытательский подход ныне не в моде и что людям, занятым важной работой в лабораториях, нет дела до моего ворошения осенних листьев и вопрошания у жучков в загнивающей коре. Кроме того, многие из этих людей теперь увлечены кристаллическими вирусами и наводят на эти странные «существа», которых глаз человека никогда раньше не видел, удивительнейший инструмент - электронный микроскоп. Некоторые довольствуются этим окном в подклеточный мир, полагая, что вирус - «остановка на полпути» по дороге к жизни. Возможно, что это и так, но пока я блуждаю сквозь легкую дымку тумана, который начинает стелиться среди гниющих стеблей и обрывков паутины, некое безутешное сомнение охватывает меня.
Я стал подозревать, что этот долгий спуск по лестнице жизни, каким бы чудесным и поучительным он ни был, не приведет нас к конечной тайне. По правде сказать, я перестал верить в первородное варево и исходный химический состав. Знаю, что эти мои слова можно счесть за ересь - неслыханное отрицание нашей веры в микротомы из вороненой стали и в людей в белых халатах. Поймите меня правильно: я далек от мысли отрицать значение научных изысканий - хотя бы потому, что, не будь этих самых микроскопов и вороненой стали, меня бы сегодня просто не было в живых. Но дело в том, что где-то среди всех этих репейников, скорлупок жучков и отпавших кузнечьих ножек я нахожу нечто такое, что не очень разложимо на исходный вирус, кристалл или молекулу белка. Иными словами, даже если во всем этом и кроется тайна, то вряд ли ее можно будет открыть методами нашей науки.
Допустите на минуту, что вы отпили из кубка волшебника. Обратите вспять необратимый поток времени. Спуститесь в темный лестничный колодец, из которого возник ваш род. На самых нижних ступенях времени почувствуйте, как вы скользите еще дальше вниз, чешуей и плавниками зарываясь в болотный ил и тину, из которой вышли. Урча и шипя безголосо, погрузитесь ниже древнейшего древовидного папоротника. Безглазый и безухий, предайтесь течению первородных вод, ощутите солнце, которого не видите, и протяните чуткие щупальца к смутным вкусовым ощущениям, поджидающим вас в воде. Однако даже и тут, в этом безликом копошении, ваше я остается: эти снующие взад и вперед частицы, эти соки и неслыханные превращения работают в удивительно слаженном ритме, единственная цель которого - сохранить вас, ваше существо, ваше амебообразное тело, заключающее в себе непредсказуемое будущее. Именно так каждый из нас поднимается вверх из вод своего рождения.
Но если волшебник, склоняющийся над вами, вдруг спросит: «Скажи, что за путь ты проделал?» - вы не сможете ответить. Ощущения - ваши, но власть над собственным телом (и это одна из великих загадок природы) вам не принадлежит. Вы не в состоянии объяснить, как тело, в котором обитаете, работает - не можете ни вообразить, ни изменить все это круговращение, этот безумный танец составляющих ваше тело молекул, не можете понять, почему молекулы станцовываются в тот уникальный узор, которым вы являетесь, и почему, поднимаясь вверх по долгой лестнице эонов, они перетанцовывают из одной формы в другую. Именно потому меня перестали интересовать исходные частицы. Ищите их сколько угодно, изучайте их, пока они не превратятся в безымянные белковые кристаллы, воспроизводящиеся на грани жизни. Используйте все огромные силы ума, чтобы проделать обратный путь, - пока не поравняетесь со зловещими ликами победителей в водородном облаке вроде того, которое породило Солнце. Вы добьетесь таким образом окончательного разложения, требуемого нашим аналитическим веком, но облако все равно скроет от вас тайну, - а если не облако, то та пустота, которая, похоже, за ним таится. Тайна, если можно перефразировать словесную формулу одного дикого племени, кроется в яйце ночи.
Отдаленные намеки на тайну можно различить только по краям этого поля после заморозков. Однажды, во второй половине памятного мне осеннего дня, я даже набрел на черного полоза, греющегося на солнце среди листьев, как само воплощение черной ночи. Он уполз неторопливо, унося с собой свой вариант тайны и так грозно при этом поблескивая чешуей, что я невольно смутился и мог следовать за ним только на некотором расстоянии, любуясь его красотой. Я все-таки хорошо его разглядел и уверен, что он унес с собой свою долю общей тайны в каменную ограду моего соседа, где спит теперь в зимнем мраке беспробудным сном, обвив блестящую голову огромным кольцом. Он охраняет странную темноту пресмыкающегося, которую нельзя назвать ни ночью, ни небытием, ибо в ней то и дело вспыхивает, подчиняясь подспудному приливу и отливу жизни, мимолетный образ то мышиных костей, то птичьего яйца.
Змея, однако, отвлекла меня. Ведь мы собирались заняться исследованием поля в поисках тайны - исследованием, какого требует от нас наш ищущий и любознательный век.
Время от времени в ведущих журналах попадаются статьи с такими заглавиями, как «Искра жизни», «Тайна жизни» и «Новый гормональный ключ к жизни» - оптимистическим декларациям подобного рода нет конца. Вот только вчера, например, я набрел в газете «Нью-Йорк таймс» на заголовок, гласящий: «Ученый предсказывает создание жизни в лаборатории». Сообщение из Москвы возвещало, что академик Ольга Лепешинская предсказала, что «в недалеком будущем советские ученые создадут жизнь». «Недалек тот день, - предостерегает грозная мадам Ольга, - когда мы сможем получать живое вещество искусственным путем». Она заявила это с такой решительностью, что я прореагировал приблизительно так, как реагирую на сообщения об атомной бомбе. Я даже привстал, чтобы поскорее запереть дверь - не дай Бог меня захлестнет приливная волна российской протоплазмы.
Когда я вспомнил, однако, что подобные заявления делаются уже на протяжении ста с лишним лет, то немного успокоился. В настоящее время русские ученые, в силу политических обстоятельств приверженные бескомпромиссному материализму и непомерно гордые успехами очень молодой науки, особенно склонны выступать с такими новостями. Кроме того, от замечаний мадам Лепешинской, как они были преподнесены в прессе, так и веяло нафталином. Протоплазма, о которой она говорит, удивительно похожа на вышедшие ныне из моды «Urschleim» и «Autoplasson» Геккеля - простые мукоидные слизи, которых никто уже всерьез не принимает. Американские варианты - а надо помнить, что чаще всего мы получаем их не из уст самих ученых, проделавших исследования, а в пересказе журналистов - обычно выглядят несколько иначе. Кто-то открыл новое химическое вещество, витамин или еще что-нибудь совершенно необходимое для жизни. К тому времени, как это дойдет до популярной прессы, вновь открытое вещество, вполне возможно, превратится в «тайну жизни». Единственное, чего неопытный читатель может не понять, это то, что ни одно из новонайденных веществ, даже самое что ни на есть последнее, не есть вся тайна. По всей вероятности, это какая-нибудь составная часть - причем очень незначительная - большей загадки, которая по-прежнему остается практически неразрешимой. Даже наоборот, все растущий список каталистов, гормонов, плазмогенов и прочей невидали, участвующей в работе жизни, только подчеркивает невероятную сложность тайны. «Постичь умом физико-химическую организацию простейшей клетки во всех ее деталях, - пишет немецкий биолог фон Берталанфи, - превыше человеческих способностей».
Поймите, пожалуйста, что не отсутствие уважения к весьма похвальному и упорному труду преданных науке людей, упоенно копошащихся среди своих пипеток, въедливых запахов и газовых горелок, привело меня к безоглядному бегству в лес. Меня привело к нему одиночество человека, понявшего, что он не доживет до раскрытия тайны, и, к тому же, пришедшего к убеждению, что тайна не будет раскрыта даже и тогда, когда первая синтезированная человеком частица начнет самопроизвольно воспроизводиться - если это вообще когда-либо произойдет - в каком-нибудь неведомом растворе.
Наверное, все зависит от первоначальных вопросов, которые каждый из нас сам себе задает. Я вполне допускаю, что настанет день, когда мы сможем с уверенностью сказать, что происходим от такой-то конкретной белковой частицы, служащей организующим началом и при определенных условиях приводящей к образованию сложного существа, именуемого клеткой, а от клетки - через целый ряд промежуточных звеньев - к образованию и многоклеточного организма. То есть все это мы сможем сказать с большой долей уверенности и подкрепить множеством деталей, но ведь это все равно не объяснит ни ножки кузнечика - коричневой, с черным узором и зубцами, - которую я держу сейчас в руке, ни репейников, мертвой хваткой впившихся в мою куртку, ни этого поля, ни тонких призраков памяти, восторга и тоски, движущихся по тонким проводам в моем мозгу.
Я полагаю, что за сорок пять лет моего существования каждый атом и каждая молекула, составлявшие мое тело, поменяли свое положение или, оттанцевавши во мне, уплыли подальше, чтобы воплотиться во что-нибудь другое; на смену им из разных трав и тварей пришли новые молекулы, чтобы стать частью меня на какой-то срок. Но в этой безумной круговерти - воздушной и легкой, как танец мошкары в луче солнца, - мои воспоминания не рассеиваются, и любимое лицо двадцатилетней давности все еще передо мной, как живое. Причем лицо это и все дни моей жизни не закреплены раз и навсегда в клетках, как на каком-нибудь фотографическом изображении - бездушном, механическом воспроизведении прошлого. Нет, память моя хранит в себе прошлое, но при этом парадоксально понимает, что его больше нет и уже никогда не будет. В ней колышутся исчезнувшие лица и умолкшие голоса, есть в ней и отголоски полузабытых вечеров далекого детства. Каким-то странным, внепространственным образом память содержит в себе дома и комнаты, давно разобранные по бревнам и кирпичам. Оказывается, их положение в заключающем их танце мошкары более прочное, чем оно когда-либо было в реальном мире. Вот почему академик Ольга Лепешинская не ответила на вопросы, которые можно задать в открытом поле.
Если действительно настанет день, когда слизь в лаборатории вдруг зашевелится по воле человека, то нам надо будет запастись большой дозой смирения. Гордые своим достижением, мы не захотим поверить, что и на этот раз тайна жизни проскользнула у нас между пальцами и по-прежнему остается неуловимой. Мы составим полный перечень химических веществ и реакций, в которых они участвуют. Люди, ставшие богами, будут с суровыми лицами позировать перед фотожурналистами с их вспышками, и мало кто подумает о том - таков уж умственный настрой эпохи! - что наше желание связать жизнь с материей могло сделать нас слепыми к удивительным свойствам обеих.
Что же касается меня, если я доживу до того дня, то, как всегда, надену свою старую шляпу и перелезу через каменную ограду. Передо мной будут лежать разбросанные повсюду странные механизмы, как они лежат передо мной сейчас под осенним дождем - диковинные трубочки, перемещавшие субстанцию жизни, замысловатые семенные коробочки, из которых жизнь вытекла. Зелени вообще не будет - никакой тонкой транспирации листьев, никакого еле заметного притока и оттока паров. К тому времени маленькие солнечные батарейки хлоропластов уже будут смешаны с простой землей.
Дивная в своей обнаженной угловатости, механика жизни будет лежать передо мной, открытая, вот как сейчас, моему взору. Я найду там хрупкий, отдающий синевой скелет зайца, собранный в кучку, и, склонясь над ним, буду дивиться, как сейчас, изумительной согласованности частей, совершенно точному конструкторскому расчету, индивидуально исчезнувшей, но все еще существующей форме, которая продолжает прыгать на каком-нибудь другом холме. Я буду, как всегда, размышлять над тем, каким это образом элементарные частицы разрабатывают план действия и вдруг расцветают живой симметрией. Еще раз я спрошу, как это получается, что обыкновенный прах ни с того ни с сего обретает историю и начинает плести эти уникальные, неповторимые узоры в потоке времени. Я буду размышлять над тем, какие странные силы, лежащие в основе материи, регулируют слабое биение сердца зайца и навевают смутный сон, из которого вырастает коробочка ваточника.
Сведущие в этих вопросах люди говорят, что самая малая живая клетка содержит в себе более четверти миллиона белковых молекул, участвующих в разнообразнейших согласованных действиях, которые в своей совокупности составляют феномен жизни. В момент смерти - будь то человека или червяка - вся эта невероятная упорядоченная деятельность мгновенно прекращается и те же самые частицы с какой-то почти бешеной поспешностью рвутся обратно в неорганизованный хаос земли.
Если кому-нибудь когда-нибудь и удастся повернуть ключ в двери самого малого и скромного обиталища жизни, я не думаю, что будут найдены ответы на многие из этих вопросов или пролит сколько-нибудь яркий свет на темные силы, которые создают лампочки в морских глубинах и живые аккумуляторы в водах тропических болот, вызывают циклические нашествия ужасных паразитов и наиболее благородные порывы человеческой души. Напротив, я бы сказал, что если «неживая» природа воздвигла весь этот любопытный ландшафт из стрекочущих сверчков, певчих воробьев и задумчивых людей, то самому закоренелому материалисту должно быть ясно, что материя, о которой он рассуждает, таит в себе поразительную, чтобы не сказать жуткую, силу и, вполне возможно, является, по словам Харди, «лишь одной из многих масок Великого Лица, скрывающегося за всем».