Неклассическому типу научной рациональности соответствует __картина мира
эволюционная картина мира
механистическая
натурфилософская картина мира
квантово-релятивистская картина мира
Постнеклассическому типу научной рациональности соответствует ________ картина мира
эволюционная картина мира
механистическая
натурфилософская картина мира
квантово-релятивистская картина мира
232. Какую научную картину мира характеризуют строки Омара Хайяма:
«Уж первая заря Творенья записала
То, что прочтет последний, Судный день»
механистическую
квантово-релятивистскую
эволюционную
натурфилософскую
233. Какой тип научных законов характеризуют строки Омара Хайяма:
«Уж первая заря Творенья записала
То, что прочтет последний, Судный день»
динамические
статистические
детерминированные
вероятностные
234. Какой тип причинно-следственных связей характеризуют строки Омара Хайяма:
«Уж первая заря Творенья записала
То, что прочтет последний, Судный день»
однозначную связь между причиной и следствием
универсальную связь между причиной и следствием
вероятностную связь между причиной и следствием
Любое будущее или прошлое событие можно точно и однозначно рассчитать, имея необходимую и достаточную информацию о настоящем. Таков смысл принципа
универсального эволюционизма
причинности в понимании древнегреческих атомистов
механистического детерминизма
причинности в современном понимании
236. Выберите положения, относящиеся к механистической картине мира:
основной метод познания мира - наблюдение
недифференцированность науки на отдельные области знания
необходимость опытной проверки теоретических умозаключений
оторванность от жизни, абстрактность
основной метод познания мира - эксперимент
разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины
использование научных достижений в практических целях
237. Выберите положения, относящиеся к натурфилософской картине мира:
основной метод познания мира - наблюдение
недифференцированность науки на отдельные области знания
необходимость опытной проверки теоретических умозаключений
оторванность от жизни, абстрактность
основной метод познания мира - эксперимент
разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины
использование научных достижений в практических целях
238. Выберите основания квантово-релятивистской картины мира:
Вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам
случайность и вероятность являются неотъемлемыми (атрибутивными) свойствами Вселенной
состояния покоя и движения относительны, так же как и понятие одновременности
239. Выберите основания эволюционной картины мира:
Вселенная развивается от Хаоса к Космосу
Вселенная развивается благодаря непрерывным переходам от хаоса к порядку и от порядка к хаосу
Вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам
во Вселенной существуют различные формы движения материи
благодаря тому, что существует случайность, Вселенная развивается, а законы природы могут иметь статистический характер
При увеличении сложности и упорядоченности системы её энтропия
увеличивается
уменьшается
не изменяется
остается постоянной
Раздел VI. Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная подготовка студентов включает конспектирование учебной и научной литературы, выполнение тестовых заданий, анализ отдельных проблем, включенных в тему учебного плана в виде краткого эссе, а также подготовку устных докладов и сообщений. В процессе самостоятельной подготовки необходимо использовать вопросы и ссылки на литературу по каждой теме (разделы 3 и 4), в том числе, вопросы для промежуточного контроля (раздел 6), использовать не только основную, но и дополнительную литературу (раздел 7). При этом среди ссылок на дополнительную литературу можно выбрать не все перечисленные, а только некоторые источники.
При подготовке необходимо записать вопросы, которые остались непонятными, и задать их преподавателю в аудитории или по электронной почте.
Виды самостоятельной работы и время на их выполнение по каждой теме приведены в табл. 2-4 в соответствии с формами обучения.
Таблица 2. Распределение времени самостоятельных занятий студентов по темам учебного плана и видам работы
Очная форма обучения
Номера тем (по тематическому плану) | Время на самостоятельные занятия, час. | В том числе время на | ||||
конспектирование источников | ответы на вопросы для промежуточного контроля | выполнение тестовых заданий | анализ отдельных проблем по данной теме в виде эссе | подготовка сообщений, докладов, презентаций | ||
Тема 1 | 1,5 | 0,5 | - | |||
Тема 2 | - | 0,5 | 0,5 | - | ||
Тема 3 | - | 0,5 | 0,5 | - | ||
Тема 4 | 0,5 | 0,5 | - | - | ||
Тема 5 | 0,5 | 0,5 | - | |||
Тема 6 | - | 0,5 | 0,5 | - | ||
Тема 7 | 0,5 | 1,5 | - | - | ||
Тема 8 | 0,5 | 0,5 | - | |||
Тема 9 | - | 0,5 | - | - | 1,5 | |
Тема 10 | 0,5 | 0,5 | - | - | ||
Тема 11 | 0,5 | 0,5 | - | |||
Тема 12 | 0,5 | 0,5 | - | - | ||
Тема 13 | 0,5 | 0,5 | - | - | ||
Тема 14 | 0,5 | 0,5 | - | |||
Тема 15 | - | 0,5 | 0,5 | - | ||
Тема 16 | - | 0,5 | 0,5 | - | ||
Тема 17 | 0,5 | 0,5 | - | |||
Всего | 15,5 | 8,5 | 9,5 | 6,5 |
Задания по теме 1. Раздел 1. Введение
Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.
Цель задания: глубокое уяснение предмета дисциплины, ее значимости для формирования мировоззрения современного квалифицированного специалиста; демонстрация умения анализировать и обобщать новую информацию.
Содержание:
1. Подготовить эссе по одному из следующих вопросов:
a. Отличие естественных наук от гуманитарных.
b. Виды и принципы классификаций наук от Платона до Кедрова.
c. Роль научной картины мира в формировании мировоззрения современного человека.
d. Частнонаучные и общенаучные картины мира.
2. Дополнить конспект лекций по теме 1.
3. Выполнить тесты по теме 1 (приложение).
4. Ответить на вопросы по теме 1 (раздел 6.1).
Срок выполнения: к следующему занятию.
Ориентировочный объем: 3-5 и 1-2 стр. рукописного текста (конспект и эссе соответственно).
Отчетность: доработанный конспект лекций, устные выводы по результатам анализа.
Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно
Источники: обязательные 1, 2, 3, 6;
Дополнительные 7, 8, 11, 38, 39
Задания по теме 2. Раздел 2. История естествознания.
История научных картин мира. Тенденции развития естественных наук.
Цель задания: выявить основные направления развития естественных наук на современном этапе на основе анализа истории их развития; уметь адаптировать научную картину мира в соответствии с современным уровнем знаний; продемонстрировать умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Содержание:
1. Подготовить доклад о вкладе современного ученого в развитие одной из естественнонаучных дисциплин (выбрать фамилию из списка в приложении).
2. Выполнить тесты по теме 2 (приложение).
3. Ответить на вопросы по теме 2 (раздел 6.1)
Срок выполнения: к первому семинарскому занятию.
Ориентировочный объем: не менее трех страниц машинописного текста.
Отчетность: устное сообщение на семинаре.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники: обязательные 1- 6;
Дополнительные 15-17, 22-25, 40, 41, 43, 44, 52, 58 - 60