Неклассическому типу научной рациональности соответствует __картина мира

эволюционная картина мира

механистическая

натурфилософская картина мира

квантово-релятивистская картина мира

Постнеклассическому типу научной рациональности соответствует ________ картина мира

эволюционная картина мира

механистическая

натурфилософская картина мира

квантово-релятивистская картина мира

232. Какую научную картину мира характеризуют строки Омара Хайяма:

«Уж первая заря Творенья записала

То, что прочтет последний, Судный день»

механистическую

квантово-релятивистскую

эволюционную

натурфилософскую

233. Какой тип научных законов характеризуют строки Омара Хайяма:

«Уж первая заря Творенья записала

То, что прочтет последний, Судный день»

динамические

статистические

детерминированные

вероятностные

234. Какой тип причинно-следственных связей характеризуют строки Омара Хайяма:

«Уж первая заря Творенья записала

То, что прочтет последний, Судный день»

однозначную связь между причиной и следствием

универсальную связь между причиной и следствием

вероятностную связь между причиной и следствием

Любое будущее или прошлое событие можно точно и однозначно рассчитать, имея необходимую и достаточную информацию о настоящем. Таков смысл принципа

универсального эволюционизма

причинности в понимании древнегреческих атомистов

механистического детерминизма

причинности в современном понимании

236. Выберите положения, относящиеся к механистической картине мира:

основной метод познания мира - наблюдение

недифференцированность науки на отдельные области знания

необходимость опытной проверки теоретических умозаключений

оторванность от жизни, абстрактность

основной метод познания мира - эксперимент

разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины

использование научных достижений в практических целях

237. Выберите положения, относящиеся к натурфилософской картине мира:

основной метод познания мира - наблюдение

недифференцированность науки на отдельные области знания

необходимость опытной проверки теоретических умозаключений

оторванность от жизни, абстрактность

основной метод познания мира - эксперимент

разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины

использование научных достижений в практических целях

238. Выберите основания квантово-релятивистской картины мира:

Вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам

случайность и вероятность являются неотъемлемыми (атрибутивными) свойствами Вселенной

состояния покоя и движения относительны, так же как и понятие одновременности

239. Выберите основания эволюционной картины мира:

Вселенная развивается от Хаоса к Космосу

Вселенная развивается благодаря непрерывным переходам от хаоса к порядку и от порядка к хаосу

Вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам

во Вселенной существуют различные формы движения материи

благодаря тому, что существует случайность, Вселенная развивается, а законы природы могут иметь статистический характер

При увеличении сложности и упорядоченности системы её энтропия

увеличивается

уменьшается

не изменяется

остается постоянной

Раздел VI. Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная подготовка студентов включает конспектирование учебной и научной литературы, выполнение тестовых заданий, анализ отдельных проблем, включенных в тему учебного плана в виде краткого эссе, а также подготовку устных докладов и сообщений. В процессе самостоятельной подготовки необходимо использовать вопросы и ссылки на литературу по каждой теме (разделы 3 и 4), в том числе, вопросы для промежуточного контроля (раздел 6), использовать не только основную, но и дополнительную литературу (раздел 7). При этом среди ссылок на дополнительную литературу можно выбрать не все перечисленные, а только некоторые источники.

При подготовке необходимо записать вопросы, которые остались непонятными, и задать их преподавателю в аудитории или по электронной почте.

Виды самостоятельной работы и время на их выполнение по каждой теме приведены в табл. 2-4 в соответствии с формами обучения.

Таблица 2. Распределение времени самостоятельных занятий студентов по темам учебного плана и видам работы

Очная форма обучения

Номера тем (по тематическому плану) Время на самостоятельные занятия, час. В том числе время на
конспектирование источников   ответы на вопросы для промежуточного контроля выполнение тестовых заданий анализ отдельных проблем по данной теме в виде эссе подготовка сообщений, докладов, презентаций
Тема 1 1,5 0,5 -
Тема 2 - 0,5 0,5 -
Тема 3 - 0,5 0,5 -
Тема 4 0,5 0,5 - -
Тема 5 0,5 0,5 -
Тема 6 - 0,5 0,5 -
Тема 7 0,5 1,5 - -
Тема 8 0,5 0,5 -
Тема 9 - 0,5 - - 1,5
Тема 10 0,5 0,5 - -
Тема 11 0,5 0,5 -
Тема 12 0,5 0,5 - -
Тема 13 0,5 0,5 - -
Тема 14 0,5 0,5 -
Тема 15 - 0,5 0,5 -
Тема 16 - 0,5 0,5 -
Тема 17   0,5 0,5 -
Всего 15,5 8,5 9,5 6,5

Задания по теме 1. Раздел 1. Введение

Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.

Цель задания: глубокое уяснение предмета дисциплины, ее значимости для формирования мировоззрения современного квалифицированного специалиста; демонстрация умения анализировать и обобщать новую информацию.

Содержание:

1. Подготовить эссе по одному из следующих вопросов:

a. Отличие естественных наук от гуманитарных.

b. Виды и принципы классификаций наук от Платона до Кедрова.

c. Роль научной картины мира в формировании мировоззрения современного человека.

d. Частнонаучные и общенаучные картины мира.

2. Дополнить конспект лекций по теме 1.

3. Выполнить тесты по теме 1 (приложение).

4. Ответить на вопросы по теме 1 (раздел 6.1).

Срок выполнения: к следующему занятию.

Ориентировочный объем: 3-5 и 1-2 стр. рукописного текста (конспект и эссе соответственно).

Отчетность: доработанный конспект лекций, устные выводы по результатам анализа.

Метод оценки: удовлетворительно/неудовлетворительно

Источники: обязательные 1, 2, 3, 6;

Дополнительные 7, 8, 11, 38, 39

Задания по теме 2. Раздел 2. История естествознания.

История научных картин мира. Тенденции развития естественных наук.

Цель задания: выявить основные направления развития естественных наук на современном этапе на основе анализа истории их развития; уметь адаптировать научную картину мира в соответствии с современным уровнем знаний; продемонстрировать умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Содержание:

1. Подготовить доклад о вкладе современного ученого в развитие одной из естественнонаучных дисциплин (выбрать фамилию из списка в приложении).

2. Выполнить тесты по теме 2 (приложение).

3. Ответить на вопросы по теме 2 (раздел 6.1)

Срок выполнения: к первому семинарскому занятию.

Ориентировочный объем: не менее трех страниц машинописного текста.

Отчетность: устное сообщение на семинаре.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники: обязательные 1- 6;

Дополнительные 15-17, 22-25, 40, 41, 43, 44, 52, 58 - 60

Наши рекомендации