Дополнительный теоретический материал к изучению

ЗАНЯТИЕ №12

Тема: Микрофлора организма человека. Дисбактериоз и дисбиоз.

Цель занятия:изучить микрофлору организма человека, ее функции, причины и условия формирования дисбактериозов, методы определения качественного и количественного состава нормальной микрофлоры, критерии оценки. Знать препараты для восстановления нормальной микрофлоры организма человека.

План занятия (Вопросы для обсуждения):

1. Нормальная микрофлора человека (по каждой системе организма).

2. Понятие об автохтонной (резидентной) и аллохтонной (транзиторной) микофлоре.

3. Значение и функции нормальной микрофлоры человека.

4. Роль нормальной микрофлоры кишечника человека (положительное и от-рицательное влияние).

5. Понятие о колонизационной резистентности и селективной деконтаминации.

6. Понятие о эубиозе, дисбиозе и дисбактериозе. Дисбактериоз, причины воз-никновения.

7. Микробиологическая диагностика дисбактериоза кишечника (качественное и количественное определение микрофлоры кишечника). Степени дисбактериоза кишечника.

8. Препараты для восстановления нормальной микрофлоры человека (пробиотики, пребиотики, эубиотики).

Оформление протокола лабораторного занятия

1. Записать следующие понятия:

- автохтонная (резидентная) и аллохтонная (транзиторная) микрофлора;

- колонизационная резистентность и селективная деконтаминация;

- эубиоз, дисбиоз и дисбактериоз;

- пробиотики, пребиотики, эубиотики (+ примеры конкретных препаратов)

2. Таблицы:

- нормальная микрофлора человека (Наиболее удобная и рекомендуемая из учебника Поздеева О.К., Покровского В.И.);

- схема посева на определение степени дисбактериоза (приложена в конце документа «Схема посева на питательные среды» - разрешено распечатать, желающими красиво нарисовать – нарисовать).

3. Распечатать бланк анализа (по размеру А4) на микробиологическое исследование фекалий на дисбактериоз для заполнения на занятии

Результаты микробиологического исследования кала:

ИАТЭ НИЯУ МИФИ, Многопрофильная клиника

Бактериологическая лаборатория

Микробиологическое исследование фекалий на дисбактериоз

(ост 91500. 11. 0004-2003)

№ пробы_____________ первичный, повторный (подчеркнуть)

от «_____»_________________20_____г.

Ф.И.О. пациента________________________________________________

возраст___24 года_____________________________________________

Диагноз______________________________________________________

Откуда направлен______________________________________________

Микроорганизмы Количество микроорганизмов в 1 гр. фекалий
Норма до 1 г Норма от 1 г до 60 л Норма старше 60 л у пациента
Патогенные энтеробактерии нет нет нет  
E. coli с нормальной ферментативной активностью 107 - 108 107 - 108 107 - 108  
E. coli лактозонегативные < 105 < 105 < 105  
E. coli гемолитические нет нет нет  
Другие условно-патогенные энтеробактерии: а) б) в) < 104 < 104 < 104  
Неферментирующие бактерии ≤ 103 ≤ 104 ≤ 104  
Энтерококки 105 - 107 105 - 108 106 - 107  
Стафилококк золотистый нет Нет нет  
Стафилококки (сапрофитный, эпидермальный) негемолизирующие ≤ 104 ≤ 104 ≤ 104  
Бифидобактерии 1010 -1011 109 - 1010 108 - 109  
Лактобактерии 106 - 107 107 - 108 106 - 107  
Лактострептококки 107 - 108 107 - 108 107 - 108  
Грибы ≤ 103 ≤ 104 ≤ 104  
Клостридии ≤ 103 ≤ 105 ≤ 106  
Прочие микроорганизмы        

Заключение:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

«____»_____________20____г. Врач _________________

Задание для выполнения лабораторной работы.

1. Изучить посев отпечатков пальцев, обработанных разными антимикробными средствами и сделать вывод по полученным посевам.

2. Ознакомиться с демонстрационным посевом материала на определение степени дисбактериоза, подсчитать количество каждого из м/о, заполнить бланк анализа и сделать заключение

Дополнительный теоретический материал к изучению

Бифидобактерии.

Это Гр+ палочки, строгие анаэробы. Занимают доминирующее положение в облигатной микрофлоре кишечника здорового человека, обладают высокой антагонистической активностью. Своё название получили из-за характерного разветвления на конце палочек – бифуркаций. Культивирование проводится на специальной питательной среде Блоурокка, в пробирках в анаэробных условиях.

Среда Блоурокка готовится следующим образом – к печёночному отвару добавляют пептон, поваренную соль, мясопептонный агар, лактозу, солянокислый цистеин, среду стерилизуют и регенерируют кипячением в течение 40-45 минут.

Культуральные свойства бифидобактерий.

На среде Блоурокка, в толще среды, бифидобактерии дают характерный придонный рост – в виде “точек с хвостиками” или маленьких комочков.

Морфологические свойства бифидобактерий.

В мазке регистрируются характерные Гр+ палочки с разветвлёнными или утолщёнными концами, расположенные в виде римских пятёрок или скоплений, напоминающих китайские иероглифы.

Педиатрические аспекты

Большинство представителей нормальной микрофлоры кишечника колонизируют кишечник новорожденного ребёнка на 6-7 день жизни, кишечник родившегося ребёнка стерилен. При грудном вскармливании к 4-6-7 дню появляются бифидобактерии, энтерококки, лактобактерии.

При искусственном вскармливании в кишечнике новорожденных быстро появляются ста-филококки, стрептококки, сарцины, анаэробные бактерии, дрожжи, а также возникают изме-нения в составе нормальной микрофлоры кишечника так, бактероиды у детей с искусствен-ным вскармливанием высеиваются в большом проценте случаев – в количестве 1010 и, по оценкам учѐных, от 5 до 10% диарей вызываются этими микробами. Вейлонеллы у детей, находящихся на искусственном вскармливании, регистрируются чаще, чем у взрослых и иногда вызывают у них диспептические явления.

Дополнительный теоретический материал к изучению - student2.ru

Ссылка для полного ознакомления с Методическими рекомендациями «Микробиологическая диагностика дисбактериоза кишечникак» - http://www.himedialabs.ru/literat (3 сверху)

ЗАНЯТИЕ №12

Тема: Микрофлора организма человека. Дисбактериоз и дисбиоз.

Цель занятия:изучить микрофлору организма человека, ее функции, причины и условия формирования дисбактериозов, методы определения качественного и количественного состава нормальной микрофлоры, критерии оценки. Знать препараты для восстановления нормальной микрофлоры организма человека.

План занятия (Вопросы для обсуждения):

1. Нормальная микрофлора человека (по каждой системе организма).

2. Понятие об автохтонной (резидентной) и аллохтонной (транзиторной) микофлоре.

3. Значение и функции нормальной микрофлоры человека.

4. Роль нормальной микрофлоры кишечника человека (положительное и от-рицательное влияние).

5. Понятие о колонизационной резистентности и селективной деконтаминации.

6. Понятие о эубиозе, дисбиозе и дисбактериозе. Дисбактериоз, причины воз-никновения.

7. Микробиологическая диагностика дисбактериоза кишечника (качественное и количественное определение микрофлоры кишечника). Степени дисбактериоза кишечника.

8. Препараты для восстановления нормальной микрофлоры человека (пробиотики, пребиотики, эубиотики).

Оформление протокола лабораторного занятия

1. Записать следующие понятия:

- автохтонная (резидентная) и аллохтонная (транзиторная) микрофлора;

- колонизационная резистентность и селективная деконтаминация;

- эубиоз, дисбиоз и дисбактериоз;

- пробиотики, пребиотики, эубиотики (+ примеры конкретных препаратов)

2. Таблицы:

- нормальная микрофлора человека (Наиболее удобная и рекомендуемая из учебника Поздеева О.К., Покровского В.И.);

- схема посева на определение степени дисбактериоза (приложена в конце документа «Схема посева на питательные среды» - разрешено распечатать, желающими красиво нарисовать – нарисовать).

3. Распечатать бланк анализа (по размеру А4) на микробиологическое исследование фекалий на дисбактериоз для заполнения на занятии

Результаты микробиологического исследования кала:

ИАТЭ НИЯУ МИФИ, Многопрофильная клиника

Бактериологическая лаборатория

Микробиологическое исследование фекалий на дисбактериоз

(ост 91500. 11. 0004-2003)

№ пробы_____________ первичный, повторный (подчеркнуть)

от «_____»_________________20_____г.

Ф.И.О. пациента________________________________________________

возраст___24 года_____________________________________________

Диагноз______________________________________________________

Откуда направлен______________________________________________

Микроорганизмы Количество микроорганизмов в 1 гр. фекалий
Норма до 1 г Норма от 1 г до 60 л Норма старше 60 л у пациента
Патогенные энтеробактерии нет нет нет  
E. coli с нормальной ферментативной активностью 107 - 108 107 - 108 107 - 108  
E. coli лактозонегативные < 105 < 105 < 105  
E. coli гемолитические нет нет нет  
Другие условно-патогенные энтеробактерии: а) б) в) < 104 < 104 < 104  
Неферментирующие бактерии ≤ 103 ≤ 104 ≤ 104  
Энтерококки 105 - 107 105 - 108 106 - 107  
Стафилококк золотистый нет Нет нет  
Стафилококки (сапрофитный, эпидермальный) негемолизирующие ≤ 104 ≤ 104 ≤ 104  
Бифидобактерии 1010 -1011 109 - 1010 108 - 109  
Лактобактерии 106 - 107 107 - 108 106 - 107  
Лактострептококки 107 - 108 107 - 108 107 - 108  
Грибы ≤ 103 ≤ 104 ≤ 104  
Клостридии ≤ 103 ≤ 105 ≤ 106  
Прочие микроорганизмы        

Заключение:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

«____»_____________20____г. Врач _________________

Задание для выполнения лабораторной работы.

1. Изучить посев отпечатков пальцев, обработанных разными антимикробными средствами и сделать вывод по полученным посевам.

2. Ознакомиться с демонстрационным посевом материала на определение степени дисбактериоза, подсчитать количество каждого из м/о, заполнить бланк анализа и сделать заключение

Дополнительный теоретический материал к изучению

Наши рекомендации