Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики

Информационные технологии: программа обработки числовых данных, построения графиков и диаграмм Microsoft Excel, текстовый редактор для подготовки отчетной документации по практике Microsoft Word. Программа подготовки презентации Microsoft Power Point (для подготовки выступления на итоговую конференцию по практике).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Внеаудиторная самостоятельная работа под руководством руководителя практики от университета включает практическую деятельность на рабочем месте специалиста, написание отчета по практике, подготовку материала для выпускной квалификационной работы бакалавра.

1. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда: Сборник студенческих работ / под ред. И.А. Куянцева. - М.: Студенческая наука, 2012. - 2015 с. - (Вузовская наука в помощь студенту). - ISBN 978-5-00046-015-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219998

2. Техника лабораторных работ по учебной практике: лабораторный практикум / Л.Б. Кашеварова, Н.Р. Стрельцова, Т.П. Павлова, В.А. Моско ; Федеральное агенство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технологический университет". - Казань : КГТУ, 2009. - 185 с. : ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-7882-0792-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270543

Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высш. шк., 2000.

4. Ивантер И.В. Введение в количественную биологию. – Петрозаводск, 2003.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ

Общие сведения

Кафедра Физики, биологии и инженерных технологий
Направление подготовки 06.03.01 Биология
Дисциплина (модуль) Б2.П.1. Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Перечень компетенций

ПК-1: способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ; ПК-2: способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.

Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования



Этап формирования компетенции (разделы, темы дисциплины) Формируемая компетенция Критерии и показатели оценивания компетенций Формы контроля сформированности компетенций
Знать:   Уметь:   Владеть:  
Подготовительный этап – установочная конференция ПК-1 ПК-2 технику безопасности в биологических лабораториях;   анализировать информацию;   способностью к использованию основных средств поиска научно-биологической информации, универсальными прикладными программами; Беседа с руководителем практики
Основной этап: 1. Ознакомление с предприятием-базой практики; анализ методов и технологий на предприятии-организации. 2. Выполнение функций помощника научного сотрудника 3. Подготовка отчёта ПК-1 ПК-2   устройство и принципы работы современной аппаратуры и оборудования; технику безопасности в биологических лабораториях; основные методы и технологии, формы научно-исследовательской работы; применять научные методы в своей профессиональной деятельности при решении задач, связанных с повышением уровня биолого-экологической грамотности общества; составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитические карты и пояснительные записки; излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований; навыками работы на современном оборудовании; современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации; уметь грамотно применять полученные знания на практике биологической направленности; Отчёт (введение и разделы) Характеристика
Заключительный этап – итоговая конференция Презентация результатов работы ПК-1 ПК-2 Отчёт, доклад с визуальным представлением полученных результатов

Критерии и шкалы оценивания

Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.

1. Беседа с руководителем практики(критерии оценки)

Баллы Характеристики ответа студента
- опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - свободно владеет понятиями
- студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - владеет системой основных понятий
- тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - частично владеет системой понятий

2. Презентация(критерии оценки презентации)

Структура презентации Максимальное количество баллов
· Содержание  
· Сформулирована цель работы студента-практиканта 0,5
· Понятны задачи, решаемые на практике и ход работы студента 0,5
· Информация изложена полно и четко 0,5
· Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации 0,5
· Сделаны выводы 0,5
· Оформление презентации  
· Единый стиль оформления 0,5
· Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой 0,5
· Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах 0,5
· Ключевые слова в тексте выделены 0,5
· Эффект презентации  
· Общее впечатление от просмотра презентации 0,5
Max количество баллов

3. Выступление студентов с докладом на итоговой конференции(критерии оценки)

Баллы Характеристики ответа студента
- студент детально ознакомился с организацией; - в полной мере владеет методами, использующимися на предприятии: знает и свободно применяет на практике; - делает выводы и обобщения.
  - студент на достаточном уровне ознакомился с организацией; - владеет методами, использующимися на предприятии: знает и применяет на практике; - делает выводы и обобщения.
- студент на достаточном уровне ознакомился с организацией; - частично владеет методами методами, использующимися на предприятии: знает и применяет на практике: знает, но испытывает трудности при применении на практике; - слабо аргументирует свои выводы.

4. Критерии оценки отчетной документации по результатам практики (отчет и характеристика)

Баллы Характеристики отчетной документации студента
79-85 - в отчёте глубоко раскрыты все необходимые разделы; - в отчёте представлен список литературы; - соблюдены требования по оформлению отчёта; - представлена характеристика руководителя практики от предприятия с рекомендуемой оценкой «отлично».
69-78   - в отчёте в достаточном объеме раскрыты все необходимые разделы; - в отчёте представлен список литературы; - соблюдены требования по оформлению отчёта; - представлена характеристика руководителя практики от предприятия с рекомендуемой оценкой «хорошо».
52-68 - в отчёте недостаточно полно раскрыты все необходимые разделы; - в отчёте представлен список литературы; - текст отчёта оформлен с недочётами; - представлена характеристика руководителя практики от предприятия с рекомендуемой положительной оценкой.

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

В период прохождения производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) студент выполняет работу по индивидуальной тематике, включая анализ данных литературы по изучаемой проблеме; знакомится и осваивает комплекс основных методов научных, производственных исследований в области биологии; выполняет обработку и анализ полученных результатов с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе доступа в Интернет.

В зависимости от базы прохождения практики и индивидуального задания студента содержание данного раздела может варьировать.

Основными методами производственной практики являются:

- наблюдение, описание, идентификация, классификация, биологических объектов;

- анализ и оценка состояния живых систем;

- работа с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;

- выполнение функций помощника научного сотрудника под руководством руководителя практики.

Вопросы беседы

1. Техника безопасности в лаборатории.

2. Правила работы в лабораториях научно-исследовательской деятельности.

3. Оборудование специализированных лабораторий.

4. Планирование методики опыта для изучения проблемных вопросов.

5. Планирование наблюдений и учётов для изучения проблемных вопросов.

6. Методы исследований, используемые для изучения проблемных вопросов.

7. Система структурных подразделений организаций и предприятий.

8. Система документооборота на предприятии.

9. Традиционные методы санитарно-гигиенического контроля окружающей среды, их дос­тоинства и недостатки.

10. Многообразие живых организмов, существующих на планете, и проблема его оценки. Приблизительная оценка таксономического разнообразия растений и животных. Открытие новых видов.

11. Видовое разнообразие как показатель состояния экосистем.

12. Почвенные беспозвоночные как индикаторы состояния среды.

13. Охрана и обогащение фауны и флоры.

14. Фундаментальные и прикладные задачи гидробиологии.

15. Какая группа гидробионтов принимает наиболее значимое участие в очистке воды от взвеси? Аргументируйте свой ответ.

16. Какой вред водоемам и их обитателям наносят попавшие в воду нефть и нефтепродукты?

17. Почему в озерах Мурманской области обитает значительное количество реликтовых видов гидробионтов?

18. Общая биомасса и продукция населения водных экосостем. Соотношение зоо- и фитомассы. Понятие промысловой продуктивности и потенциальной продуктивности. Места сосредоточения различных видов продукции. Пространственное распределение основных групп организмов.

19. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду.

20. Документация и отчётность в научно-исследовательской работе.

2) Презентация: алгоритм и рекомендации по созданию презентации

Алгоритм создания презентации

1 этап – определение структуры презентации по итогам практики

2 этап – подробное раскрытие информации,

3 этап - основные тезисы, выводы.

Следует использовать 10-15 слайдов. При этом:

- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;

- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;

- оставшиеся слайды имеют информативный характер.

Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.

Рекомендации по созданию презентации:

· Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.

· Тщательно структурированная информация.

· Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.

· Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.

· Главную идею надо разместить в первой строке абзаца.

· Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.

· Графика должна органично дополнять текст.

· Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

3) Доклад на итоговой конференции: структура и рекомендации по подготовке

При подготовке доклада студент должен обратить внимание и включить в свое выступление ответы на следующие обязательные вопросы:

1. Опишите организационную структуру, численность и основные направления деятельности предприятия?

2. Какой стиль управления характерен для данного предприятия?

3. Каким образом осуществляется взаимодействие между отделами, службами внутри предприятия?

4. Опишите систему документооборота предприятия.

5. Какие задания были выполнены за время прохождения практики, какие результаты получены?

6. Какие теоретические знания были закреплены благодаря прохождению практики?

Требования к характеристике и отчету по производственной практике

Характеристики даются по окончании практики каждому студенту руководителями практики от предприятия на основании личных наблюдений за работой практикантов. Их пишут на отдельных листах. Характеристики обязательно заверяются подписью руководителя практики от предприятия и печатью предприятия, на котором проходила практика.

Составление и защита отчета по следующей схеме:

- характеристика организации-базы практики, её организационная структура, организация труда, опыт работы предприятия;

- спектр работ, осуществляемых в организации-базе практики (объекты, методы и т.д.).

- нормативная документация, применяемая в организации-базе практики;

- отчёт о работе в качестве помощника научного сотрудника.

Отчет сопровождается презентацией в редакторе Power Point и выступлением с докладом. Количество слайдов – 10-15.

Требования к оформлению отчёта:

Отчет оформляется индивидуально каждым студентом. Форма А-4, шрифт Tames New Roman, кегль 14, поля 2 см. Каждый раздел начинается с новой страницы. Объем отчета не менее 10-15 страниц

Сдача отчета на кафедру производится в первые 7 дней после окончания практики.

Наши рекомендации