Тема 1.3. Покрытосеменные растения

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен уметь:

- определять основные виды кустарниковых и древесных растений;

должен знать:

- основные лиственные породы, их лесоводственные свойства ихозяйственное значение;

- методику фенологических наблюдений;

-способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды.

Семейство Лимонниковые. Род Лимонник.

Семейство Барбарисовые. Род Барбарис.

Семейство Ильмовые. Род Вяз.

Семейство Тутовые. Род Шелковица.

Семейство Буковые. Роды Дуб, Бук.

Семейство Берёзовые. Роды Берёза, Ольха, Граб.

Семейство Лещиновые. Род Лещина.

Семейство Ореховые. Род Орех.

Семейство Тамариксовые. Род Тамарикс.

Семейство Ивовые. Роды Тополь, Ива.

Семейство Актинидиевые. Род Актинидия.

Семейство Вересковые. Род Рододендрон.

Семейство Липовые. Род Липа.

Семейство Гортензиевые. Роды Чубушник, Гортензия.

Семейство Крыжовниковые. Род Смородина.

Семейство Розоцветные. Роды Спирея, Пузыреплодник, Рябинник, Роза, Яблоня, Груша, Рябина, Арония, Ирга, Боярышник, Кизильник, Слива, Вишня, Черёмуха, Абрикос.

Семейство Цезальпиновые. Род Гледичия.

Семейство Бобовые. Роды Робиния, Карагана, Ракитник, Бобовник, Дрок.

Семейство Миртовые. Род Эвкалипт.

Семейство Рутовые. Род Бархат.

Семейство Анакардиевые. Род Скумпия.

Семейство Кленовые. Род Клён.

Семейство Конскокаштановые. Род Конский каштан.

Семейство Кизиловые. Роды Свидина, Кизил.

Семейство Бересклетовые. Род Бересклет.

Семейство Крушиновые. Роды Крушина, Жостер.

Семейство Виноградовые. Род Виноград.

Семейство Лоховые. Роды Лох, Облепиха.

Семейство Маслиновые. Роды Ясень, Сирень, Бирючина.

Семейство Жимолостные. Роды Бузина, Калина, Жимолость, Снежноягодник, Вейгела.

Литература

Основная:(1), с. 137 - 280

Методические указания

Изучение пород, указанных в программе следует проводить по следую­щему плану:

1. Русское и латинское название растения, семейство (подсемейство), к которому относится данный вид. При выполнении контрольной работы на­звания древесных пород необходимо писать буквами латинского алфавита.

2. Географическое распространение. Ареал породы показать на карте.

3. Морфологические признаки: жизненная форма, размеры по диаметру (на высоте 1,3 м) и высоте, форма кроны, тип ветвления побегов, окраска и структура коры ствола, форма, цвет и опушение одревесневших годичных по­бегов: почко- и листорасположение, характерные особенности морфологиче­ского строения листьев, цветов, плодов, семян, тип корневых систем.

4. Биологические особенности: долговечность, возрастные и сезонные особенности развития, способы размножения и возобновления, биология цвете­ния и плодоношения (половые типы особей и цветков, способы опыления, се­менные годы, биологические особенности семян, способы распространения плодов и семян).

5. Экологические свойства: отношение к климатическим факторам (к мо­розам, жаре, свету, засухе, ветру, пожарам, загрязнению воздуха), отношение к эдофическим факторам (к плодородию почвы и ее влажности), реакция на ки­слотность почвы, солевыносливость.

6. Лесоводственное значение: лесо- и почвообразовательная роль. Рекреационное значение, эстетические свойства, особенности применения в агролесомелиорации (в зеленом строительстве, в защитном лесоразведении).

7. Народнохозяйственное значение: совокупность ценных качеств и получаемых продуктов (использование древесины и т.д.).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы наиболее характерные признаки отличия древесных растений

отдела Покрытосеменные от отдела Голосеменные?

2. Какое систематическое положение, ареалы, морфобиологические

признаки различия, экологические свойства, хозяйственное значение видов деревьев – важнейших образователей групп мелколиственных (осина, береза повислая, пушистая, плосколистная) формаций лесов России?

3. Какими диагностическими признаками различия характеризуются важнейшие образователи групп широколиственных (бук восточный, дубы черешчатый и монгольский, липа мелколистная, вязы голый и гладкий, клен остролистный) формаций лесов России? К каким семействам относятся эти лесообразователи?

4. Какие лиственные древесные растения имеют сложные листья?

5. Какие Вы знаете двудомные деревья и кустарники?

6. Какие древесные растения размножаются корневыми отпрысками?

7. Назовите основные лесообразующие деревья.

8. Какие лиственные деревья могут расти во II ярусе лесов?

9. Какие древесные растения являются «спутниками» дуба?

10. Какие лиственные породы являются наиболее теневыносливыми?

11. Какие породы являются наиболее светолюбивыми?

12. Какие кустарники встречаются в подлеске лесах Вашего лесхоза?

13. Какие древесные растения можно размножать отводками, черенками, кольями?

14. Какие древесные растения возобновляются порослью от пня?

15. Какие древесные растения пригодны для создания живой изгороди?

Лабораторные работы № 3-4.

1. Изучение признаков семейств и родов покрытосеменных растений; определение по олиственным и безлистным побегам, цветкам, плодам, семенам и макроскопическим признакам.

2. Изучение ареалов главнейших образователей лесов России с составлением карт контурным, штриховым и точечным методами.

Контрольная работа №1

(по разделу «Дендрология»)

Наши рекомендации