Тема: филогенез нервной и эндокринной систем.
ЭВОЛЮЦИЯ ГОМЕОСТАЗА.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить происхождение и закономерности эволюции нервной системы и органов чувств.
2. Изучить происхождение и эволюцию желез внутренней секреции. Роль эндокринной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма.
3. Рассмотреть современные представления о гомеостазе и пути его эволюции.
4. Уметь обосновывать происхождение пороков развития нервной системы.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать основные закономерности онто- и филогенеза.
2. Представлять эволюцию основных органов и систем: скелета, кожных покровов, дыхательной, кровеносной, пищеварительной и выделительной.
3. Иметь представления о причинах возникновения врожденных пороков развития.
III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Значение нервной системы и органов чувств.
2. Филогенез нервной системы.
3. Появление и развитие органов чувств.
4. Значение и развитие эндокринной системы.
5. Основные пути эволюции гомеостаза. Нервная и эндокринная регуляция гомеостаза.
6. Врожденные пороки развития нервной и эндокринной систем. Возможные нарушения гомеостаза.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекция.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 141-151.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 197-202.
4. Иванов В.П., Гребеник Л.А., Солодилова М.А., Падалка Л.А. Основы филогении животных. - Курск, 2001.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Роль нервной системы в жизнедеятельности организмов.
2. Происхождение и эволюция нервной систем у первичноротых.
3. Основные ароморфозы нервной системы в филогенезе хордовых:
а) закладка и развитие нервной трубки;
б) формирование головного мозга как прогрессивный этап исторического развития.
4. Основные этапы развития головного мозга у позвоночных как предпосылка формирования субстрата мышления человека. Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах.
5. Врожденные пороки развития нервной системы и органов чувств: аналгия, церебральный гигантизм, микро- и анэнцефалия, гидроцефалия, врожденная глухота, деформация и гипоплазия ушных раковин, микро- и анофтальмия, атрофия зрительных нервов и др.
6. Общая характеристика эндокринной системы, ее роль в жизнедеятельности организмов. Понятие о гормонах.
7. Формирование и развитие эндокринных желез в филогенезе. Закладка и морфофизиологические преобразования тимуса, щитовидной железы, гипоталамо-гипофизарной системы, надпочечников.
8. Понятие о гомеостазе. Роль нервной системы и эндокринных желез в регуляции гомеостаза.
9. Значение филогенетических преобразований систем и органов в поддержании постоянства внутренней среды организмов в исторически изменяющихся условиях среды обитания.
10. Врожденные пороки развития эндокринных желез: эндокринопатии, гипо- и гиперразвитие желез внутренней секреции. Возможные причины нарушения гомеостаза.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Вид деятельности | Система действий | |||||||||||||||
I. ИЗУЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
| 1. Изучить по таблице типы строения нервной системы: 1 – кишечно-полостных; 2 - плоских червей; 3 - кольчатых червей; 4 – хордовых животных. 2. Обратить внимание на концентрацию нервных клеток на переднем конце тела и в направлении его продольной оси. Проследить образование головного и спинного мозга у хордовых животных. 3. Зарисовать таблицу в альбом и отметить: 1 - нервная система диффузного типа; 2 - лестничный тип нервной системы; 3 – брюшная нервная цепочка; 4 – нервная трубка. | |||||||||||||||
II. ИЗУЧИТЬ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ.
| 1. Разобрать основные ароморфозы в эволюции головного мозга классов позвоночных животных с помощью муляжей и учебных таблиц. 2. Оценить уровень развития головного мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Обратить внимание на филогенетические изменения в соотношениях отделов головного мозга, уменьшение размеров обонятельных долей, увеличение полушарий переднего мозга, уменьшение среднего мозга. 3. Зарисовать в альбом схемы строения головного мозга: I – рыб; II - амфибий; III - рептилий; IV - млекопитающих; соблюдая имеющиеся соотношения основных отделов. 4. На рисунках обозначить: 1 - обонятельные луковицы; 2 - обонятельные доли; 3 - передний мозг; 4 - промежуточный мозг; 5 - средний мозг; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг; 8 – спинной мозг. Одноименные отделы головного мозга у представителей различных классов выделить на рисунках одним цветом. |
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить структурно-функциональную организацию биосферы.
2. Изучить роль человека в эволюции биосферы.
II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:
1. Знать теории возникновения жизни.
2. Знать уровни организации живого.
III. СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятие о биосфере и ее современные концепции.
2. Роль отечественных ученых в развитии учения о биосфере (В.И. Вернадский, В.В. Докучаев).
3. Структура биосферы.
4. Функции биосферы.
5. Живое вещество биосферы и его характеристика.
6. Биотические круговороты (углекислый газ, вода, азот и др.).
7. Эволюция биосферы.
8. Учение о ноосфере.
9. Пути воздействия человека на природу.
10. Проблемы охраны окружающей среды.
IV. ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 327-340.
3. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Что такое биосфера?
2. Роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.
3. Границы биосферы.
4. Основные концепции биосферы.
5. Структурная организация биосферы.
6. Функции биосферы.
7. Живое вещество и его биомасса.
8. Соотношение растительных и животных организмов в биомассе суши и океана.
9. Круговороты углекислого газа, кислорода, воды, азота.
10. Этапы эволюции биосферы.
11. Понятие о ноосфере.
12. Пути воздействия человека на природу и ее охрана.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.
Моногибридным скрещиванием называется скрещивание организмов, отличающихся друг от друга одной парой альтернативных (взаимоисключающих) признаков. Примером пары альтернативных признаков может служить желтая и зеленая окраска семян у гороха; нормальные и рудиментарные крылья у дрозофилы, пятипалая (нормальная) или шестипалая кисть руки (полидактилия) человека. Альтернативные признаки обусловливаются (детерминируются) парой аллельных (аллеломорфных) генов, представляющих собой мутантные формы (варианты) одного и того же гена.
Закономерности моногибридного скрещивания были установлены в 1865 году основоположником экспериментальной генетики Г. Менделем. Основная закономерность генетики - закон чистоты гамет – утверждает, что в зиготе и соматических клетках имеется по два аллеля, от каждой пары аллельных генов, один из которых получен от отца, другой – от матери.Если от отца и матери получены разные гены данной пары, то зигота и соматические клетки будут иметь гибридный характер. В отличие от них половые клетки (гаметы) никогда не бывают гибридными; они генетически чисты, так как содержат от каждой пары аллельных генов только один ген.
В генетических схемах гены принято обозначать буквами. Аллельные гены обозначают одной и той же буквой. Например, если ген, детерминирурующий желтую окраску семян гороха (доминантный признак), обозначить буквой А, то аллельный ген - зеленой окраски семян (рецессивный признак) - нужно обозначить буквой а. Организм, получивший от отца и матери одинаковые гены, например, ААили аа, называется гомозиготным, а получивший разные гены данной аллельной пары - Аа– гетерозиготным.
У организмов аллельные гены взаимодействуют друг с другом. При этом у гетерозигот обычно действие одного из них на развитие признака преобладает, доминирует, над действием другого. Ген из аллельной пары, чей фенотипический эффект не проявляется у гетерозигот, называется рецессивным. При таком виде взаимодействия доминирующий ген обозначают большой буквой (А), а рецессивный - малой (а). Например, у гороха гетерозиготы (Аа), несмотря на наличие генов и желтой (А) и зеленой (а) окраски, имеют чисто желтую окраску семян, не отличаясь по фенотипу от гомозиготного доминанта (АА).
Другим видом взаимодействия аллельных генов (А и а) является промежуточное наследование, при котором у гетерозиготных организмов проявляют действие оба аллеля. Например, у ночной красавицы (Мirabilis jalapра) аллель A обусловливает красную окраску цветков. Аллело-морфный ген aопределяет белую окраску. Гетерозиготные растения Аа имеют розовые цветки.
Совокупность генов организма обозначается термином - генотип, а совокупность наблюдаемых признаков - термином фенотип. Фенотип является внешним проявлением генотипа в определенных условиях среды. Например, растения гороха с генотипом аа– фенотипически имеют зеленые семена, а растения с генотипом АА - желтые семена.
Фенотип не всегда полностью отражает генотипическую конституцию организма. Выше было сказано, что фенотипу - желтый цвет семян – соответствуют два генотипа АА и Аа.
P AA X aa
Гаметы (G)
Фенотип
и генотип F1 Aa
F1 Aa Х Aa
Гаметы F1
Гаметы | А | а |
А | АА | Аа |
а | Аа | аа |
Фенотипы F2: 3/4 – желтые; 1/4 - зеленые
Генотипы F2: 1/4 – АА; 2/4 – Аа; ¼ - аа