Правила работы с микроскопом

Вид деятельности Система действий
I. ПОДГОТОВКА МИКРОСКОПА К РАБОТЕ. 1. Установить микроскоп слева, предметным столиком от себя. 2. Поднять конденсор до уровня предметного столика. 3. Открыть диафрагму поворотом ее рычага по часовой стрелке. 4. Поворотом револьвера установить объектив малого увеличения в рабочее (фиксированное) положение над отверстием предметного столика. 5. Опустить объектив малого увеличения на 8 мм над предметным столиком. 6. Глядя в окуляр и вращая зеркало в сторону источника света, добиться яркого и равномерного освещения поля зрения. (Не пользуйтесь прямыми солнечными лучами!!!) 7. Положить на предметный столик микропрепаратпокровным стеклом вверх!!!
II. ПОЛУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ МАЛОМ УВЕЛИЧЕНИИ. 1. Глядя в окуляр, плавно вращайте макровинт на себя до получения четкого изображения объекта. 2. Установите объект в центре поля зрения, перемещая препарат на предметном столике в нужном направлении. 3. Если объект не появляется в поле зрения, необходимо осуществить его поиск. Для этого получите изображение одного из углов покровного стекла, а затем перемещайте препарат последовательно (сверху вниз и слева направо) до обнаружения искомого объекта. Установите его в центре поля зрения.
III. ПОЛУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ БОЛЬШОМ УВЕЛИЧЕНИИ. 1. Поворотом револьвера установите над препаратом объектив большого увеличения. 2. Посмотрите в окуляр. Если изображение объекта не четкое, то вращением микровинта добейтесь четкого изображения объекта. 3. Если в поле зрения объект не виден, то под контролем зрения со стороны опустите объектив почти до соприкосновения с покровным стеклом. Затем, глядя в окуляр, вращайте макровинт на себя до получения изображения. 4. Вращая микровинт на пол-оборота на себя и от себя рассмотрите объект на глубину. 5. Окончив микроскопию, переведите микроскоп на малое увеличение и уберите препарат со столика.
IV. УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С МИКРОСКОПОМ.     1. При наведении света: а) часть поля зрения затенена, так как объектив не зафиксирован на оптической оси микроскопа. Для устранения затенения повернуть револьвер до щелчка; б) в поле зрения видны предметы окружающей обстановки: переплеты оконных рам, светильники). Для устранения помех опустить конденсор до исчезновения изображения предметов. 2. При переходе с малого увеличения на большое: а) объектив упирается в предметное стекло препарата. Причина – препарат лежит на предметном столике покровным стеклом вниз; б) микроскоп не фокусируется на большом увеличении. Проверить, пе-реведя микроскоп на малое увеличе-ние: -не сместился ли объект из центра поля зрения; -не положен ли препарат покровным стеклом вниз. Устранить ошибки и перейти на работу с объективом большого увеличения.
V. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ.     1. Перевести микроскоп на малое уве-личение. 2. Убрать препарат с предметного сто-лика. 3. Опустить конденсор. 4. Опустить объектив малого увеличения до уровня предметного столика. 5. Поставить микроскоп под колпак.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕН-НОГО ПРЕПАРАТА ВОЛОКОН ВАТЫ. 1. Взять предметное стекло и в центр его нанести каплю воды. 2. Пинцетом захватить несколько волокон ваты и поместить на предметное стекло в каплю воды. 3. Накрыть препарат покровным стек-лом.
II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕПАРАТА ЧЕШУЕК КРЫЛА БАБОЧКИ. 1. Взять сухое и чистое предметное стекло. 2. Поместить пинцетом на стекло кусочек крыла бабочки. 3. Постучать по кусочку крыла ручкой пинцета. 4. Убрать кусочек крыла и приступить к изучению чешуек под микроскопом.
III. ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ВАТЫ.   правила работы с микроскопом - student2.ru
правила работы с микроскопом - student2.ru

1. Положить препарат на предметный столик, получить изображение при малом увеличении. 2. Изучить строение волокон ваты. Обратить внимание на образования округлой или овальной формы с темными контурами. Это пузырьки воздуха. Зарисовать препарат в альбом. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение и зарисовать несколько волокон ваты. (Соблюдайте соотношение размеров волокон ваты при малом и большом увеличении.) На рисунках обозначить: 1 - волокна ваты; 2 - пузырьки воздуха; 3 - артефакты. 4. Убрать препарат.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ЧЕШУЕК КРЫЛА БАБОЧКИ.

правила работы с микроскопом - student2.ru правила работы с микроскопом - student2.ru правила работы с микроскопом - student2.ru

1. Установить препарат под объективом малого увеличения. 2. Изучить строение чешуек, обратив внимание на их форму, размеры. Зарисовать 3 – 4 чешуйки в альбом при малом увеличении. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение и зарисовать несколько чешуек в альбом. 4. Убрать препарат.
V. ИЗУЧЕНИЕ ТИПОГРАФСКОГО ШРИФТА. 1. Из кусочков газеты вырезать несколько букв и поместить их на предметное стекло. 2. При малом увеличении рассмотреть структуру оттиска буквы на газетной строке. Обратить внимание на текстуру бумаги. Зарисовать препарат в альбом. Обратите внимание на то, что в микроскопе мы получаем обратное и перевернутое изображение объекта. 3. Убрать препарат и привести микроскоп в исходное положение.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ АЛЬБОМА

Для работы на практических занятиях каждый студент должен иметь альбом для рисования и набор цветных карандашей. В альбом зарисовываются изучаемые на практических занятиях препараты. Альбом - это форма отчета студента о работе на практических занятиях. Работа с ним способствует тренировке внимания, наблюдательности, закреплению посредством зрительной памяти знаний о строении изучаемых объектов. Он должен вестись аккуратно и предъявляться для проверки преподавателю после практического занятия и на курсовом экзамене по предмету. На первом листе альбома указываем: «Кафедра биологии, медицинской генетики и экологии», ниже пишем: «Альбом для лабораторных работ по биологии» студента (курс, группа, факультет и далее - фамилия, имя, отчество).

1. Приступая к работе, записываем вверху листа название темы занятия, если необходимо, то ниже указываем название типа, класса, отряда к которым относятся изучаемые объекты (на русском и латинском языках).

2. Перед выполнением рисунка указываем номер работы и её название. Для паразитологических объектов обязательно написание как русского, так и латинского названия паразита.

3. Рисунки выполняем только на лицевой стороне листов альбома и только цветными карандашами. Они должны правильно отображать структурные элементы клеток, органов, их пространственные соотношения, пропорции размеров, цвет.

4. В соответствии с предписанием обязательные структурные детали отмечаются ровными стрелками и соответствующими цифрами (чернилами). С правой стороны рисунка чернилами выписываются номера цифр условных обозначений и соответствующие им наименования структур препарата.

5. Рядом с названием работы в скобках указываем степень увеличения объектива микроскопа (об.х40; об.х8).

6. На листе выполняем 4 - 5 работы, остальные рисунки выполняются на лицевой стороне следующего листа.

7. Выполненные задания обязательно предъявляются для проверки в конце занятия преподавателю. Если в работе допущены ошибки, то студент обязан их устранить на данном занятии.