Школьный переводной экзамен по ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Вариант 1
контрольных измерительных материалов
школьного переводного экзамена 2016 года
по химии и биологии
подготовлен школьным методическим объединением
естественных наук
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Председатель – заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Азарова Ольга Геннадьевна
Школьный переводной экзамен по ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Пояснения к варианту контрольных
Измерительных материалов школьного переводного экзамена
Года по ХИМИИ И БИОЛОГИИ
При ознакомлении с данным вариантом контрольных измерительных материалов 2016 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2016 г. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2016 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2016 г. по химии и биологии.
На выполнение экзаменационной работы по химии и биологии отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из двух частей и включает 40 заданий.
Часть 1 включает 26 заданий (1–26), к которым дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный и 6 заданий (27–32), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Часть 2 содержит 8 наиболее сложных заданий по общей, органической и неорганической химии и биологии. Задания 33–40 требуют полного (развернутого) ответа.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов (они прилагаются к тексту работы), а также непрограммируемым
калькулятором.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ 1
Ответом к заданиям 1–26 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. |
Химическому элементу соответствует высший оксид состава RO. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня атома этого элемента имеет вид: | ||||
1. ns2 np1 | ||||
2. ns2 | ||||
3. ns2np3 | ||||
4. ns2np2 | ||||
Ответ: | ||||
Химическая связь в молекулах аммиака и хлорида кальция: | ||||
1. ковалентная полярная и металлическая | ||||
2. ионная и ковалентная полярная | ||||
3. ковалентная неполярная и ионная | ||||
4. ковалентная полярная и ионная | ||||
Ответ: | ||||
Число π-связей в молекуле бензола | ||||
1. 6 2. 3 3. 2 | ||||
4. 0 | ||||
Ответ: | ||||
Из перечисленных веществ выберите алкин: | |||
1. глицерин 2. бутин | |||
3. анилин | |||
4. стеарин | |||
Ответ: |
Оксид кальция реагирует с каждым из двух веществ: | ||||
1. оксидом цинка и хлороводородом | ||||
2. оксидом углерода(II) и кислородом 3. оксидом фосфора(V) и водородом 4. оксидом кремния и азотом | ||||
Ответ: | ||||
Гидрофосфат натрия взаимодействует с | |||
| |||
| |||
Ответ: |
Продукт взаимодействия (преобладающий) 2-бромпропана с натрием - это | ||||
1. 2,3-диметилбутан | ||||
2. гексан | ||||
3. циклогексан | ||||
4. пропен | ||||
Ответ: | ||||
Одновременно не могут находиться в растворе все ионы ряда | ||||
1. Fe3+, K+, Cl–, SO42– | ||||
2. Ca2+, Li+, NO3–, Br– | ||||
3. Fe3+, Na+, NO3– , SO42– | ||||
4. Ba2+, Cu2+, OH–, F– | ||||
Ответ: | ||||
Веществами Х1 и Х2 в цепочке превращений соответственно являются | ||||
1. бутен-1 и 1-бромбутан | ||||
2. бутен-1 и 2-бромбутан | ||||
3. бутен-2 и 2-бромбутан | ||||
4. 1-бромбутен-2 и 1,2-дибромбутан | ||||
Ответ: | ||||
Сумма коэффициентов в сокращённом ионном уравнении взаимодействия растворов сульфата алюминия и карбоната калия равна | ||||
1. 6 | ||||
2. 17 | ||||
3. 19 | ||||
4. 13 | ||||
Ответ: | ||||
Верны ли следующие суждения? А. Реакции присоединения к диеновым углеводородам с сопряжёнными связями преимущественно протекают по положениям 1,4‑углеродной цепи. Б. Каучук, полученный полимеризацией бутадиена-1,3 в присутствии металлического натрия, имеет стереорегулярное строение. | ||||
1. верно только А | ||||
2. верно только Б | ||||
3. верны оба суждения | ||||
4. оба суждения неверны | ||||
Ответ: | ||||
Если температурный коэффициент химической реакции равен 2, тогда при понижении температуры от 50 до 20 °С скорость реакции | ||||
| ||||
Ответ: | ||||
Не влияет на выход продукта реакции изменение давления в системе | ||||
1. 2H2(Г) + O2(Г.) ⇄ 2H2O(Г.) 2. N2(Г) + 3H2(Г.) ⇄ 2NH3(Г.) 3. Fe2O3(ТВ.) + 3CO(Г.) ⇄ 2Fe(ТВ.) + 3CO2(Г.) 4. 2H2S(Г.) + 3O2(Г.) ⇄ 2H2O(Ж.) + 2SO2(Г.) | ||||
Ответ: | ||||
Какой из указанных уровней организации живой природы является наименьшим? | ||||
1. биоценотический 2. популяционно-видовой 3. клеточный | ||||
4. организменный | ||||
Ответ: | ||||
Согласно какой гипотезе происхождения жизни она зародилась на Земле из неживой материи? | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Ответ: | ||||
В чём состоит отличие модификационной изменчивости от мутационной? | ||||
1. изменяется число хромосом | ||||
2. изменения передаются потомкам | ||||
3. изменения происходят в пределах нормы реакции | ||||
4. изменения возникают под действием физических, химических или биологических факторов | ||||
Ответ: | ||||
Организм-миксотроф на рисунке обозначен цифрой | ||||||
1. 1 | ||||||
2. 2 | ||||||
3. 3 | ||||||
4. 4 | ||||||
Ответ: | ||||||
Каким критериям вида соответствует следующее описание: вес кожистой черепахи — до 900 кг, длина панциря — больше 2 м; обитает в тропических водах Индийского, Атлантического и Тихого океанов, а также на Дальнем Востоке в холодных водах Охотского и Японского морей? | ||||
1. физиологическому и морфологическому | ||||
2. морфологическому и географического | ||||
3. географическому и экологическому | ||||
4. экологическому и физиологическому | ||||
Ответ: | ||||
Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок? | |||||
1. аменсализм | |||||
2. комменсализм | |||||
3. мутуализм | |||||
4. эксплуатацию | |||||
Ответ: | |||||
Возникновению устойчивости к ядохимикатам у грызунов способствует … естественный отбор. | ||||
1. движущий | ||||
2. дизруптивный | ||||
3. разрывающий | ||||
4. стабилизирующий | ||||
Ответ: | ||||
Какая цепь питания составлена правильно? | ||||
1. дельфин → хищная рыба → нехищная рыба → зоопланктон → фитопланктон | ||||
2. зоопланктон → фитопланктон → нехищная рыба → дельфин → хищная рыба | ||||
3. фитопланктон → зоопланктон → нехищная рыба → хищная рыба → дельфин | ||||
4. фитопланктон → нехищная рыба → зоопланктон → хищная рыба → дельфин | ||||
Ответ: | ||||
…функция живого вещества проявляется в процессах, связанных с разложением тел организмов после их смерти. | ||||
1. деструктивная | ||||
2. концентрационная | ||||
3. окислительно-восстановительная | ||||
4. средообразующая | ||||
Ответ: | ||||
Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам? | ||||
1. появление термофильных бактерий | ||||
2. атрофия корней и листьев у повилики | ||||
3. специализация некоторых растений к определённым опылителям | ||||
4. постоянная температура тела | ||||
Ответ: | ||||
Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных? | ||||
1. позвоночник без изгибов | ||||
2. лицевой отдел черепа преобладает над мозговым | ||||
3. грудная клетка сжата в спинно-брюшном направлении | ||||
4. грудная клетка сжата с боков | ||||
Ответ: | ||||
Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции? А. На берегах Северной Двины была найдена группа зверозубых рептилий. Они совмещали признаки млекопитающих и пресмыкающихся. Зверозубые рептилии имеют сходство с млекопитающими в строении черепа, позвоночника и конечностей, а также в делении зубов на клыки, резцы и коренные. Это сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Б. К биогеографическим доказательствам эволюции относятся филогенетические ряды. По целому ряду групп животных и растений ученым удалось воссоздать непрерывные ряды форм от древнейших до современных, отражающие их эволюционные изменения, вследствие изменений образа жизни. | ||||
1. верно только А | ||||
2. верно только Б | ||||
3. верны оба суждения | ||||
4. оба суждения неверны | ||||
Ответ: | ||||
Верны ли следующие суждения об изменениях в биосфере? А. Накопление углекислого газа в атмосфере приводит к глобальному потеплению на Земле. Б. Увеличение количества пыли в атмосфере приводит к глобальному похолоданию климата. | ||||
1. верно только А | ||||
2. верно только Б | ||||
3. верны оба суждения | ||||
4. оба суждения неверны | ||||
Ответ: | ||||
Ответом к заданиям 27–32 является последовательность цифр или число. Число запишите, соблюдая при этом указанную степень точности. Единицы измерения физических величин писать не нужно. Сначала впишите ответы в текст работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. |
К 240 г раствора соли с массовой долей 10 % добавили 160 мл воды. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе. Запишите число с точностью до целых, %. | ||||||
Ответ: | ||||||
В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2AgNO3(ТВ.) = 2Ag(ТВ.) + 2NO2(Г.) + O2(Г.)-317 кДж, поглотилось 15,85 кДж теплоты. Вычислите массу выделившегося серебра. Запишите число с точностью до десятых, ответ в г. | ||||||
Ответ: | ||||||
Какие признаки характерны для ненаследственной изменчивости? | ||||||
1. затрагивает только фенотип (генотип не изменяется) | ||||||
2. затрагивает генотип | ||||||
3. не передаётся по наследству | ||||||
4. передаётся по наследству | ||||||
5. носит случайный характер | ||||||
6. часто носит приспособительный характер к условиям среды | ||||||
Ответ: | ||||||
К отряду Сумчатые относятся | ||||||
1. утконос | ||||||
2. опоссум | ||||||
3. землеройка | ||||||
4. коала | ||||||
5. летучая мышь | ||||||
6. кенгуру | ||||||
Ответ: | ||||||
При выполнении заданий 31–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр впишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Цифры в ответе могут повторяться. |
Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя. | |||||||
СХЕМА РЕАКЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ | ||||||
А) FeCl3 + HI → FeCl2 + I2 + HCl | 1) Cl+7 → Cl– | ||||||
Б) FeCl2 + Cl2 → FeCl3 | 2) 2I– → I20 | ||||||
В) KClO4 → KCl + O2 | 3) Fe+3 → Fe+2 | ||||||
Г) Fe3O4 + HI → FeI2 + I2 + H2O | 4) 2O–2 → O20 | ||||||
5) Cl20 → 2Cl– | |||||||
6) Fe+2 → Fe+3 | |||||||
Ответ: | А | Б | В | Г | |||
Установите соответствие между факторами антропогенеза и примерами. | ||||||||
ПРИМЕРЫ | ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА | |||||||
А) трудовая деятельность | 1) биологический | |||||||
Б) абстрактное мышление | 2) социальный | |||||||
В) изоляция | ||||||||
Г) мутационная изменчивость | ||||||||
Д) волны жизни | ||||||||
Е) речь | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |||
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания 33–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (33, 34 и т. д.), а затем его подробное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво. |
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции | |
Определите окислитель и восстановитель. | |
При взаимодействии оксида серы (VI) с водой получили кислоту. При обработке порошкообразного иодида калия концентрированным раствором этой кислоты образовались серые кристаллы простого вещества. Это вещество прореагировало с алюминием. Полученную соль растворили в воде и смешали с раствором карбоната натрия, в результате чего образовался осадок и выделился газ. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. | |
Смесь карбоната лития и карбоната бария обработали избытком раствора серной кислоты. При этом выделилось 4,48 л (н. у.) газа и образовалось 11,65 г осадка. Определите массовую долю карбоната лития в исходной смеси солей. | |
Для полного гидрирования 4,6 г гомолога бензола потребовалось 3,36 л (н. у.) водорода. При гидрировании с образовался циклоалкан, молекула которого состоит из пятичленного цикла с одной прямой боковой углеродной цепью. | |
На основании данных условия задачи: 1) составьте уравнение реакции в общем виде; 2) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества; 3) запишите молекулярную формулу циклоалкана; 4) запишите его структурную формулу и название по систематической номенклатуре; 5) изобразите структурные формулы двух его изомеров, изменяя только количество атомов углерода в цикле, и дайте им названия по систематической номенклатуре. |
Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия. | |
Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих? Приведите не менее трех доказательств. |
Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните, почему. | |
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. | |
1) Согласно В. И. Вернадскому живое вещество - это совокупность всех живых организмов планеты. 2) Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы. 3) Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационную функции. 4) В ходе эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более разнообразными, появилась окислительно-восстановительная функция. 5) Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление углекислого газа, могут выполнять только растения. 6) Живое вещество организовано в биоценозы - живые компоненты экосистемы. |
Часть 1
За правильный ответ на каждое из заданий 1–26 ставится 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде цифры, последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.
Химия | Биология | |||
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
Задания 27–32 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр.
За полный правильный ответ в заданиях 27–32 ставится 2 балла; если допущена 1 ошибка – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
Химия | Биология | |||
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
10,8 | ||||
Часть 2
Вариант 1
контрольных измерительных материалов
школьного переводного экзамена 2016 года
по химии и биологии
подготовлен школьным методическим объединением
естественных наук
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Председатель – заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Азарова Ольга Геннадьевна
Школьный переводной экзамен по ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Пояснения к варианту контрольных